Посмотрела недавно мультфильм "Я краснею".
Это было странное чувство, на самом деле - видеть историю собственного отрочества, не загрязнённую мужским взглядом. Без фиксации на отношениях и любовях, как главной цели жизни. Без сексуализации внешнего вида, без приведения героини к "правильному" гендерно-конформному гнезду в итоге истории.
Мэйлинь - девочка-подросток, которая чертовски индивидуальна и имеет таких же чертовски индивидуальных подруг. Она активна, отчасти агрессивна, любит внимание людей и одобрение своей матери. Но ей 13, и через образ красной панды нам показывают, как она обретает ориентиры помимо маминой гордости. Мэйлинь сепарируется, и это трудно, больно, но необходимо.
Где-то я читала, что красная панда - метафора менструации. Думаю... это отчасти правда, потому что женские менструации неразрывно связаны с нашим взрослением, становлением и отношением к своему телу. Но я не стала бы отождествлять панду и менструации, потому что панда - это и агрессия, и защита своих интересов, и непокорность, и осознание себя, как неидеальной, но достойной уважения личности.
Мультфильм "Я краснею" - это взгляд на взросление девочки женскими глазами. Мы сочувствуем Мэйлинь, торжествуем вместе с ней, испытываем жгучий испанский стыд вместе с ней. Мы видим то, что каждой из нас хорошо знакомо.
Эпизод, когда мама привозит прокладки в школу Мэйлинь очень показателен в этом плане. Потому что менструация мужскими глазами - это мерзко и смешно. Это может стать поводом для шутки или комично-унизительной ситуации для героини. В "Я краснею" поступок мамы становится для Мэйлинь катастрофой - ей страшно, стыдно, она в ярости, и мы даже не думаем над ней смеяться. Мы сочувствуем.
Это - самое важное, о чём я и хотела сказать. Мы видим историю девочки без единого взгляда на неё со стороны мальчиков/мужчин/мужского общества.
Сейчас я читаю книгу "Второй пол" С. де Бовуар, и там много внимания уделено полаганию женщин как "Других". Культура, созданная мужчинами, считает женщин "Другими", и женщины, вынужденно живущие в этой культуре, начинают считать "Другими" сами себя.
"Я краснею" не считает их "Другими".
Второе, о чём хочу сказать - женские образы в мультфильме в общем. У Мэйлинь есть подруги, есть мама, есть бабушка и иные родственницы. У каждой свой непростой характер, некоторые причиняют боль Мэйлинь, некоторым причиняет боль она. Но осуждать ни одну из них не получается (по крайней мере, у меня), потому что женщины в мультике тоже показаны "изнутри". С их историей, желанием, страхами. Мы видим, как и почему мама Мэйлинь стала гиперопекающей и догадываемся, что сделало бабушку такой суровой, какая она есть.
В общем, от мультфильма я в восторге. Десять фемских баллов из десяти. И добавлю балл сверху за мягкое пузико панды (обожаю мягкие пузики).
#фемскийвзгляд