Большинство фанатов и критиков считают, что Sad Wings of Destiny стал альбомом, на котором Judas Priest наконец продемонстрировали миру себя и обрели своё собственное звучание. С этим сложно не согласиться, второй релиз бирмингемского коллектива стал большим шагом вперёд в сравнении с их дебютным релизом, и первым системообразующим элементом в легенде Judas Priest.
Группе был очень близок материал дебютного альбома Rocka Rolla, но то как он записан не демонстрировало и малой части того какой группой являлись Judas Priest. К сожалению и продажи дебютника оставляли желать лучшего, что заставило независимый дейбл Gull Records задуматься о том стоит ли вообще продолжать работать с группой.
Денег на запись второго альбома лейбл почти не дал, мотивируя это тем, что всё заработанные от продаж Rocka Rolla деньги пошли на покрытие долгов и музыкантам пришлось спонсировать запись из своего кармана.
Гленн Типтон подрабатывал садовником, Кен Даунинг работал на фабрике, а Йен Хилл водил фургон. Записывалась группа ночью, потому что ночные смены были дешевле, а питалась музыканты один раз в день.
Помимо уволенного продюсера Роджера Бейна группа рассталась с барабанщиком Джоном Хинчем. История этого расставания неоднозначная и имеет несколько версий, но каждая из них достаточно неприятная, поэтому не будем вдаваться в подробности.
В группу был рекрутирован Алан Мур, игравший с Priest ещё до прихода в группу Роба Хэлфорда и Гленна Типтона.
Что касается продюсера то глава лейбла Gull Дэвид Хоуэллс сообщил группе, что их новыми продюсерами будут Макс Уэст и Джеффри Кэлверт, известные по поп-хиту Barbados.
Роб Хэлфорд:
Изначально мы негодовали от такого безумного предложения! Мы играем хеви-метал, а не сраную карибскую пародийную попсу! Но, успокоившись, поняли, что идея неплохая. Макс и Джеффри сразу признались, что в металле ничего не смыслят, но сказали, что знают, как записать альбом с технической точки зрения: куда поставить микрофоны, как управлять микшерным пультом и прочее. И нас это вполне устроило, потому что мы знали, какого звучания хотим добиться. И они сдержали слово.
На своём втором альбоме группа хотела записать музыку построенную на смеси хард-рока и прогрессива, хотя не сдерживала себя только этими рамками.
Одним из главных источников вдохновения в то время для них бskb Queen.
Йен Хилл вспоминает:
В музыкальном плане мы всегда были очень разносторонними. За годы существования группы мы многое сделали. Мы записывали баллады, которые заставят вас плакать, и мы записывали вещи, которые заставят сокрушить всё вокруг. Так что с музыкальной точки зрения не было никаких границ.
Влияние Queen особенно подчёркивает Крис Цингаридес, работавший в то время на студии в должности инженера (да, именно он продюсировал альбом Painkiller, 1990), отмечая что музыканты группы были в то время большими поклонниками Queen.
Раз уж заговорили о Queen, то давайте сразу о композиция, в которых влияние Меркьюри и Ко чувствуется в наибольшей степени.
Первая это Dreamer Deceiver, начинающаяся как классическая рок-баллада с гитарного перебора, но главный инструмент здесь вокал Роба Хэлфорда. Начиная с низкого регистра на четвёртой минуте Роб без труда переходит на высокие ноты и обратно, демонстрируя свой вокальный диапазон и технику.
За гитарное соло отвечает Кен Даунинг, а в финале Роб выдаёт длительную высокую ноту в сопровождении клавишной партии Типтона.
Одним из авторов композиции на ранних изданиях альбома указан первый вокалист группы Алан Эткинс, хотя он свою причастность к песне отрицает
Нет, нет, я этого не писал, хотя возможно там где-то есть какой-то придуманный мною рифф, но песня мне нравится, я даже записал свою версию для сольного альбома (прим. - альбом Demon Deceiver: The Sin Sessions 2007 года).
Позже авторство Эткинса из композиции убрали.
Dreamer Deceiver была исполнена на BBC в 1975 году, ещё до записи на альбоме (хотя есть версия что это запись 1976 года). Judas Priest тогда ещё не облачились в металл и кожу, а выглядели как типичные семидесятники, впрочем это лучше увидеть.
Второй типично куиновской темой является фортепьянная баллада Epitaph, и если в Dreamer Deceiver хотя бы есть гитарное соло, то здесь только клавиши, потрясающий вокал Хэлфорда и множество вокальных наложений. В части вокала второй альбом группы стал бенефисом Роба, да, на следующих релизах он будет звучать ещё лучше, уверенней, но уже не столь разнообразно.
В копилку к тихим композициям альбома можно добавить инструментальную зарисовку Гленна Типтона Prelude, которая собственно никакой прелюдией не является и отношения к следующему треку не имеет, а скорее служит вводной композиций для второй части альбома.
Гленн Типтон и Роб Хэлфорд гордились тем, что наполнили альбому изрядной долей контрастирующих моментов, где Epitaph и Dreamer Deceiver демонстрирую тихую и деликатную сторону группы.
Кен Даунинг же скептически относился к этим музыкальным экспериментам, объясняя их наличие на альбоме желанием тогда ещё молодых музыкантов показать, что они умная группа могут "и так и этак":
Как бы я ни гордился Sad Wings of Destiny — и горжусь до сих пор, потому что это часть моей жизни и наследия группы, — я видел как влияние других групп, медленно проникает в наши песни на этом очень важном альбоме. Я должен был поставить перед собой и группой вопросы вроде: Подождите, куда мы движемся? или Это вообще мы? Я чувствовал, что такие треки, как Epitaph, совершенно неуместны, хотя Робу и Гленну они нравились. В идеальном мире того времени я бы стер их за миллисекунду и заменил на что-то другое. Хотя с течением времени я стал относится к ним намного терпимее.
Что касается отмеченных контрастов, то в противовесом Epitaph и Dreamer Deciver служат Deceiver и Island of Domination с их качовыми риффами.
Но самой известной скоростной песней с альбома является конечно же сочинённая Гленном Типтоном The Ripper этакий прототрэш, наряду со Stone Cold Crazy от Queen, c "переплетающимися" гитарными партиями.
Хотя мне лично больше нравится Tyrant, сочетающая в себе как скорость так классные ритмические переходы.
Йен Хилл:
Tyrant опять же, очень изобретательная и напряженная песня, с множеством частей, очень увлекательный трек с разными паузами и переменами темпа.
В шестиминутной Genocide слышится влияние Deep Purple, а также именно в ней фигурирует фраза Sin After Sin, ставшая названием для следующего альбома.
Ещё одним треком, записанным на сессиях к альбома стала композиция Джоан Баез Diamonds and Rust.
Роб Хэлфорд:
Однажды Gull Records прислали нам в студию посылку с синглом, и Дэвид Хоуэллс хотел, чтобы мы записали его на альбоме. Это была Diamonds and Rust, песня о Бобе Дилане, настоящий хит в Америке в начале того года. Исполняла ее американская фолк-певица Джоан Баэз. Мы легли от смеха. Они прикалываются? Мы Judas, мать вашу, Priest! Они не по адресу! Но мы сели, внимательно послушали и поняли, что песня потрясающая и задевает за живое. «Ладно, — решили мы, — давайте покажем им, что можно с ней сделать…» В итоге песня на альбом не попала — по настроению не вписалась, по- этому мы оставили ее на потом.
Перезаписанная с барабанщиком Саймоном Филлипсом Diamonds and Rust вышла в 1977 году на следующем альбоме группы, а версия 1975 года вышла в 1978 году на сборнике The Best of Judas Priest, выпущенном Gull Records уже после расторжения контракта с группой.
В 1987 году версия Diamonds and Rust 1975 года вышла в качестве бонус-трека на переиздании альбома Rocka Rolla.
А теперь давайте к главному треку альбома - величественной Victim of Changes.
Victim of Changes - это гибрид, и очень удачный гибрид, из двух песен Whiskey Woman, авторство которой принадлежит Алу Эткинсу и Кену Даунингу и Red Light Lady, которую Роб принёс из коллектива Hiroshima.
Роб:
Мы попробовали сыграть обе, но ни одна не получалась нормально. — Почему бы не взять куски из каждой песни и не соединить их вместе? — предложил Гленн. — Эм? Так нельзя! — ответил я. — Это же две разные песни!
Ал Эткинс:
Whiskey Woman была о закоренелой алкоголичке, которая потеряла своего мужчину из-за своей пристрастия к алкоголю. Идея для музыки пришла мне в голову, когда я слушал песню Led Zep Black Dog, где Роберт Плант поет отрывок а капелла, а затем вступает крутой рифф. Затем группа соединила её с одной из песен Роба переименовала его в Victim of Changes. Какой трек!
В 1998 году Эткинс выпустил альбом Victim of Changes, в котором записал свою кавер-версию композиции.
Кен Даунинг, ссылаясь на Криса Цингаридеса, рассказывал, что однажды Крис шёл по студии и услышал как Кен записывает соло из Victim of Changes для итогового микса. Поскольку Цингаридес был большим поклонником гитарной музыки, то приоткрыл дверь в студию чтобы посмотреть на гитариста за работой, но вместо сосредоточенного музицирования увидел бешено мотающего головой Даунинга, словно тот выступал перед стадионом.
Кен:
Единственный способ воспроизвести ту энергию, которую я генерировал, играя вживую на сцене, — это играть в студии так, как если бы я действительно был на сцене. Движения, мимика, смешивающее в себе выражение сексуального возбуждения и звукового экстаза, всё это куда лучше простого сидения на табурете с гитарой между ног.
Вечная классика!
Помимо первых evergreen'ов альбом Sad Wings of Destiny примечателен своей обложкой.
Общая концепция обложки принадлежит сотруднику Gull Records Нейлу Фрэнчу, а автором лицевой стороны конверта под названием "Падший ангел" стал Патрик Вудрофф.
Помимо своей красоты (да что уж врать, это лучшая обложка Judas Preist) изображение примечательно символом, который выполнен в виде кулона на шее ангела. Именно он вскоре стал символом группы, сам Вудрофф уже не помнит как его придумал.
Символ называли то дьявольскими вилами, то дьявольским крестом, сейчас он больше известен как крест Judas Priest.
Арт-директор Gull Records Джон Паше выполнил название группы и всей сопровождающей информации на альбоме готическим шрифтом, который позже применялся и на следующем релиза Judas Priest пока в 1978 не уступил место классическому косому написанию названия.
Альбом вышел 23 марта 1976 года и....не стал хитом (золотой статус в Британии он получил только в 1989 году), но показал, что у группы есть своё лицо. Их индивидуальность отметил даже нелюбивший подобную музыку журнал Rolling Stone, пророча им трон распавшихся к тому моменту Deep Purple.
Главным же карьерным достижением стало предложение контракта от лейбла Columbia, принадлежащего Sony.
Priest недолго думая разорвали все отношения с Gull Records, в результате чего все права на Rocka Rolla и Sad Wings of Destiny остались у лейбла, но подобная потеря не остановила британцев и их карьера пошла вверх.
В истории Judas Priest Sad Wings of Destiny знаковая работа, подобная InRock в карьере Deep Purple или Paranoid от Black Sabbath, чьё наследие живёт на сцене до сих пор. Как верно заметил Йен Хилл:
Если мы не сыграем Victim of Changes публика нам этого не простит.
На знаковый альбом Unleashed in the East (1979) попали целых четыре трека с Sad Wings of Destiny.
Подобного разнообразия в стилистике треков у группы уже не будет, а из релизов группы 70-х в моём личном рейтинге этот альбом уступает только Stained Class (1978).