Как известно, существует два способа научить ребенка плавать. Первый - выплыть с ним в лодке на середину водоема и сбросить в воду. Сработает инстинкт выживания, ребенок начнет барахтаться и поплывет. Второй - долго и упорно учить его, сначала на мелководье, поддерживая под животик, потом иногда отпуская руку, и, наконец, он поплывет самостоятельно.
У каждого из этих способов есть свои плюсы и минусы. Первый способ быстрый и эффективный, однако есть риск, что какая-то часть детей не станет судорожно бить по воде руками, а покорно пойдет ко дну. Второй способ безопасный и нетравматичный, но есть риск, что ребенок так и не научится плавать без ощущения руки под животом.
То же самое и со взрослыми детьми, когда приходит пора выпускать их в жизнь. Можно выбрать американский способ: исполнилось дитю 18 лет, ты говоришь ему: "Лети, мой мальчик, ты же птица, а птица неба не боится" и выталкиваешь из гнезда. Пусть барахтается в жизни, как умеет, не рассчитывая на родительскую помощь. Зато уж и родители в таком случае не рассчитывают в старости на помощь взрослых детей, сами решают свои проблемы.
Люди, с юности ставшие самостоятельными, "сделавшие себя сами", вызывают интерес и уважение, кажется, так и надо поступать с детьми, вот он - пример для подражания. Но мы видим зачастую только истории успеха и не слышим слов тех, кто оказался недостаточно сильным, не справился, влез в сомнительную авантюру, в долги, набрал кредитов или от безысходности пошел контрактником на войну. Если бы было вовремя подставлено родительское плечо, возможно, человек выплыл бы, а так пропал.
Можно выбрать российский способ: помогать взрослым детям становиться самостоятельными постепенно и без особых потрясений: оплачивать их учебу, покупать им квартиру, нянчить внуков, подкидывать деньги на крупные покупки. Но тогда родители и сами вправе рассчитывать, постарев, что дети не бросят их без помощи, что они не останутся одинокими.
Но сколько мы видим взрослых оболтусов, которые сидят на шее у родителей, живут на их пенсии, которых учили-учили плавать, но они так и не научились. Еще более печальная картина.
Что же делать, какой способ выбрать? Тут, главное, не совместить оба способа в такую конструкцию: сначала вытолкнуть взрослых детей из гнезда: сами, все сами, а в старости свалиться им на голову со всеми своими болячками и проблемами. Это вот уж совсем нечестно получится.
Мы с Юрой представляем оба эти способа воспитания взрослых детей. Он рано, почти с детства, стал самостоятельным (папа рано умер, мама вышла замуж, было не до него), всего в жизни добился сам, гордится этим, но для своих детей такой участи не желает. Говорит, что ему очень не хватало в жизни помощи и поддержки, что для своих детей он сделает все, что сможет.
Я, наоборот, выросла в семье, где родители считали своим долгом и своим счастьем помогать взрослым детям до самой своей старости. Выучили нас, сыграли свадьбы, построили дома, вынянчили всех внуков. Папа еще и внукам дома помогал строить, это было для него особенным удовольствием - подкинуть немаленькую сумму денег на тот или иной проект. Мы тоже в итоге стали взрослыми и самостоятельными, но постепенно, без резких потрясений. Зато уж и родителей не бросили, продолжили их дело, помогали в старости, до последней минуты были рядом с ними.
И вот мне, выросшей в таких мягких условиях, хотелось бы для своих детей большей самостоятельности, чтобы они пробовали что-то новое, рисковали, ошибались и снова поднимались. Права ли я? Не знаю. Хватило ли бы у меня выдержки смотреть на то, как барахтается в жизни мой ребенок, как ему порой трудно и страшно, а я, имея возможность ему помочь, отказываю ему в помощи в воспитательных целях? Не уверена.
Пока же мы, несомненно, реализуем российский подход: как можем и сколько можем помогаем им в жизни. Они у нас еще молодые: сыну 24 года, дочке 20 лет, кажется, что это нормально. Но иногда меня терзают сомнения.
А как вы считаете: нужно ли помогать взрослым детям?