Найти в Дзене
Литрес

Как выглядели черновые нотные тетради Бетховена, Чайковского и других композиторов?

Оглавление

Давно известно, что каждый музыкант подходит к творческому процессу по-разному. Одни пишут сразу все произведение или часть от его начала и до конца, другие долго и тщательно делал наброски, эскизы, выбирая ту или иную тему, а третьи просто заносят все вышеописанное в специальную нотную тетрадь. Естественно, что после смерти композиторов подобные черновики продаются на аукционах, хранятся в музеях и подвергаются многочисленным исследованиям со стороны экспертов. Ведь они действительно могут многое рассказать не только о самом авторе, но и о той эпохе, в которой он жил. Мы подготовили примеры самых известных и необычных нотных рукописей музыкантов, которые заслуживают внимания простых слушателей.

Идеи Бетховена на бумаге

-2

Людвиг ван Бетховен каждую идею, родившуюся в его голове, заносил в нотную тетрадь, которые всегда были у композитора под рукой, среди которых была тетрадь, представленная выше. После смерти Бетховена его имущество, в том числе и автографы, распродавалось на аукционах. Известная история бесценного манускрипта началась в середине XIX века. Тогда тетрадь оказалась в петербургской коллекции композитора и музыкального деятеля, преданного почитателя бетховенского творчества графа Михаила Юрьевича Виельгорского. В молодости он присутствовал в Вене на исполнении «Пасторальной» симфонии, а затем многое сделал для распространения музыки Бетховена в России. На исходе XIX столетия внук Виельгорского перевез экспонат из Петербурга в Москву.

-3

В этой нотной тетради можно обнаружить темы и отрывки из Третьей симфонии, «Крейцеровой» сонаты, Восемнадцатой фортепианной сонаты, Вариаций на тему из балета «Творения Прометея», оратории «Христос на Масличной горе», а еще других записей, с большим трудом поддающихся расшифровке. Сейчас черновик находится в музее имени Глинки, и любой посетитель может полюбоваться стремительным почерком композитора, который спешил донести до нас свои гениальные творения.

Чайковский как по нотам

-4

В первые годы жизни в Москве Чайковский помимо крупных произведений создал ряд фортепианных пьес, которые издал его большой почитатель Юргенсон. Из них «Русское скерцо» и «Экспромт» были опубликованы первыми. А ведь именно они среди произведений П. Чайковского значатся под номером один. Летом 1867 года, находясь в Гапсале, в промежутках работы над оперой «Воевода», великий композитор написал еще три фортепианные пьесы — «Развалины замка», «Скерцо» и «Песню без слов». Они обозначались как «opus 2» и издавались под общим названием «Воспоминание о Гапсале». Осенью того же года композитор написал «Вальс-каприс» ор. 4 и, наконец, «Романс» фа минор, ор. 5.

Несмотря на то, что перечисленные пьесы не могут относится к значительным художественным явлениям ни в творчестве Чайковского, ни русской фортепианной классике, в них можно обнаружить жанры, характерные для фортепианного творчества композитора. Это пьесы в танцевальных ритмах, пьесы скерцозного типа и лирическая инструментальная кантилена. «Романс» олицетворяет третий тип музыки, в котором талант автора раскрылся с особой силой.

-5

Известно, что «Романс» ор. 5 Чайковским сочинил в период своего страстного увлечения Дезирой Арто. И пьеса посвящена ей. Искренность и проникновенность этой музыки вышли из личных переживаний композитора. Произведение выведено в излюбленной автором трехчастной форме, той, в которой написаны большинство пьес более позднего фортепианного цикла «Времена года». Кроме того, в «Романсе» легко узнаются типичные черты будущего фортепианного стиля Чайковского: дуэтное развитие мелодии, которое создает впечатление разговора двух персонажей, а во всей фактуре пьесы много мелодических голосов. А еще она предвосхищает характерные черты будущего творчества Чайковского-симфониста.

Срнедневековый гротеск Зегере ван Мале

Данный рукописный песенник заслуживает внимания в первую очередь благодаря иллюстрациям. Его в 1542 году собрал один зажиточный горожанин по имени Зегере ван Мале. Художники XVI века из Брюгге от души повеселились, наводнив музыкальную рукопись великолепными, оригинальными и смешными рисунками. При этом сама книга состоит из четырех дополняющих друг друга сборников песен: Superius, Altus, Tenor и Bass от самых разных композиторов тех времен. Всего в песеннике собрано 229 разнообразных сочинений.

Особенность рукописи заключается в сплаве музыки, искусства и культуры, ведь рисунки украшают каждый лист. Они выполнены пером и в ярких цветах. Иллюстрации демонстрируют сцены повседневной жизни бельгийцев, их странных и обыденных занятий. На них присутствуют животные и чудовища, непристойные изображения и различные украшения. Пожалуй, все это является характерными чертами нравов фламандского общества в первой половине XVI века.

При этом сам Зегере ван Мале был далеко не самым обычным торговцем из Брюгге. Он известен политическими амбициями, писательским талантом и вкладом в культурное наследие буржуазии. И эта рукопись создана вручную, поскольку иного способа целиком и полностью использовать преимущества живописи и изобразительного искусства, в те времена не существовало. Эксперты сходятся во мнениях, что материал этой необычной нотной тетради бесценен для музыкантов, фольклористов и любителей искусства. Правда, никакой связи между рисунками и композициями из книги нет. Сатирические и в меру сальные картинки сопровождают и любовные песенки, и возвышенное «Царица Небесная».

По промокоду dzenfriends подписчиков канала ждет скидка 20% и подарок — книга на ваш выбор из подборки! Для того, чтобы активировать купон, перейдите по ссылке.

Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!

-9