Вчера художники отмечали свой профессиональный праздник. Казалось бы, ну и чудесно. Прекрасно, что прекрасное идёт в массы. Людям есть чем и кем гордиться, ну и всё такое, что связано уже с вопросами образования и развития личности. Глядишь, вокруг музеи, галереи и выставки. Есть что обсудить, есть с кем подискутировать и, главное, есть что взять в качестве предмета обсуждения.
Но это на первый взгляд. Потому как копни глубже и вот уже очевидна поверхностность суждений и отсутствие базиса элементарных знаний у визави. Зато в наличии своё чрезвычайно важное мнение и фраза-отмычка на все случаи жизни "у каждого свой вкус, все люди разные". Для меня так и вовсе фраза эта индикатор того, что человек не просто пуст, но и нерадив и тратить энергию на обучение, сравнение и развитие не будет.
Не так давно ходили с друзьями в одну из столичных модных галерей, где меня дернуло что-то уточнить у искусствоведа. Штатного, замечу! Настолько дилетантский ответ обескуражил даже тех, кто не сильно разбирался в вопросе. Чего уж тут ожидать от среднестатистического человека... Некоторые (замечу, имеющие школьный аттестат) не помнят даже как расшифровывается аббревиатура "МХК", я уж молчу о содержании самого школьного предмета. А ведь учителя старались хоть основы подгрузить в головы учеников, чтобы те хотя бы моральное право имели считать себя сколько нибудь интеллигентными и образованными.
Что у нас в среднем по срезу? Как часто или даже как давно вы были в художественном музее? Или в историко-архитектурном или вообще в каком-либо? Как часто вы говорите с детьми об искусстве и о личностях, оставивших след в музыке, живописи, литературе и т.д.? А в туристических поездках посещение чего у вас обязательно? Вспоминается недавний разговор о Приладожье. И вот вроде всё идет хорошо, обмен мнениями стандартный. Люди также компанией поехали за много км в Рускеалу, поездку планировали, как-то там готовились и... походили вдоль каньона, где-то поели и поставили "галочку" в своей туркарте. Они умудрились как-то не заметить Ахвенкоски ( знаменитейшее место съёмок "А зори здесь тихие"), что просто по пути, не говоря уже о самой Сортавале - городе с необычной историей, архитектурой, бывшем в подданстве аж у трёх государств. Мимо ушли дача Винтера с редким дендрарием, композиторские истории, природные памятники (хотя бы шхеры), приладожские гранаты и школа резчиков, и даже о человеке, который навечно прославил в искусстве эти места и всю Карелию, они слыхом не слыхивали, хотя любой ресурс на запрос "что посмотреть" по этой локации в пятерке первых позиций выдаёт фамилию этого художника. Признаюсь, по итогам этого разговора я была не то, что разочарована, а ошарашена. Люди тратят время, деньги и т.д. и... не интересуются ничем, кроме выпивки на природе/в баре под неизменный шашлык, проводя за этим занятием львиную долю времени и "на отвали" быстро посмотрев какой-то достоприм раз уж приехали. Страшно даже не наличие самого факта, а что изначально оно им и не интересно и не нужно. И, что печально, всё это видят дети и перенимают манеру поведения, отношение ко всему этому и транслируя это дальше уже детям своим.. Откуда нам взять должный культурный уровень населения при таком подходе?
Но это ещё ничего. Есть вещи куда более непонятные. Вот живут люди себе прекрасно себе в каком то месте, гордятся им даже, любят, но знают об истории края своего чуть меньше, чем ничего. И о земляках своих знаменитых примерно столько же. Не обязаны? Возможно. Но тут внезапно встают вопросы родства, привязки к родной земле, стране, народным обычаям, культурным традициям и так далее. Казалось бы что такого, а вот и нет. Все это намного серьёзнее и глубже. Все эти тонкие механизмы любви своего родного, гордости теми, кого родит родная земля, связи поколений, традиционного воспитания...
Опять же какое-то время назад принимаю участие в разговоре. Тут уже люди прямо формируют мнение о себе как о вовсе небезразличных, уделяющих внимание самообразованию, культурным событиям в жизни своего города и вообще пытающихся разбираться. В какой то момент с радостью понимаю, что могу ввернуть ремарку в тему, что называется, при этом приведя в пример карельских художников. А собеседники мои были карелами. И с ужасом понимаю, что вместо приятного ощущения знания о творчестве их земляков, я ставлю людей в неловкое положение, ибо о тех, о ком я говорю, они ничего не знают. И обидно то другое. Что людям казаться важнее, чем быть. И что у людей на самом деле не сформированы потребности к развитию.
Иногда думаю, а как же такие живут, общаются, о чём разговаривают с супругами и друзьями, если куда не копни ничего им не интересно и лень прилагать усилия к познанию. А помните? Не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать! Лишних знаний не бывает, поэтому вперед к новому уровню развития!
Кстати, моя бабушка в своё время использовала железобетонные "пугалки" на тему учебы. "Будешь плохо учиться, выйдешь замуж за ПТУшника" и вторая "Будешь необразованной, придётся идти работать официанткой в столовую". Видимо, в её системе ценностей данные учебное заведение и профессия были самыми страшными наказаниями за нежелание учиться) Собственно, глядя на подопечных ПТУ и интересы у подавляющего большинства, крутящиеся вокруг ширпотребного алкоголя, неразборчивого секса, околачивания в компании столь же интеллектуально развитых парней и девушек, сложно было ожидать от неё иных выводов. Справделивости ради скажу, что у меня достаточно много друзей и знакомых, кто в своём активе имеет диплом профтехучилища. Но любознательность и здоровые амбиции всех их привели сначала за парту высшей школы,а потом и наверх по карьерной лестнице. Это как мимнимум. Чем же бабушке не угодили "столовские" официантки достоверно сказать не могу. Разве что подозреваю, что имея в то время в поклонниках человека со специальностью "повар" (что бабушка считала основательным изъяном у потенциального жениха), дала повод бабушкиным мыслям идти в сторону логической профцепочки - у поваров жёны официантки:) Да, бабушка не была осведомлена о высокой кухне, мировых традиция, мишленах и даже о том, что повара и официанты могут быть с в/о, более того, работать в отрасли с обязательным требованием конкретного в/о.
Вспомнился случай, когда пришла по персональному приглашению в "Белый кролик". То приглашение было от заведения и по совершенно конкретной причине, связанной с писательством. И то был не ужин, но действо и праздник, ибо уровень обязывал. И всё это время с нами работала девушка-официант. И работа её была сплетением стольки навыков - актерского мастерства, знания истории, традиций кухонь, хараткеристик и создания блюд, знаний технологии и сочетаний вкусов! При этом она легко обращалась с целой уймой самых разнообразных предметов (кто бы мог предпоположить, что их столько в этой индустрии), обладала прекрасной дикцией и речью, отменными манерами и выглядела очень необычно. Девушка была очень стройна и без округлостей, с короткой стильной стрижкой, ярко-умеренным макияжем и идеально подобранным брючным костюмом. То и дело меняла перчатки соответственно развивающемуся действу. О! Это материал для отдельной статьи. Я спросила её о требованиях к этой профессии в таких заведениях, на что получила логичный ответ, что они весьма высоки именно по уровню образованности и знаний помимо прочего. Кстати, именно она сподвигла меня к тому, что алкоголь нужно принимать в количестве и того вида и качества, что соответствует случаю. И никак иначе. Такая вот польза от развития...
А я что в итоге то? Обратили внимание на картины сквозь текст? Напишу непременно отдельно, просто непременно.
Но о двух выдающихся именах людей, живших в Карелии и прославивших край на самом высоком во всех смыслах уровне, не смогу не напомнить.
Тамара Юфа - заслуженный художник Российской Федерации (1999), народный художник Карелии, заслуженный деятель искусств Карельской АССР (1985), лауреат Государственной премии Карельской АССР (1979), Почетный гражданин города Петрозаводска.
Посмотреть на её работы имеет смысл вживую. Когда вы будете в столице Карелии, то найдите хоть час сходить в музей ИЗО Республики Карелии. Прекрасный иллюстратор со своей особой манерой, она стала тем мастером, кто иллюстрировал знаменитый эпос "Калевала" общепризнанно лучше, чем кто либо.
Кронид Гоголев - советский и российский художник-живописец, народный художник Российской Федерации (1996), Заслуженный работник культуры РСФСР (1976) и Карельской АССР (1972).
Наибольшую известность получил благодаря графике и рельефной резьбе по дереву в монолитной технике. Притом технология изготовления таких произведений искусства была оригинальна. До Гоголева так не делал никто.
Более подробно расскажу в отдельном материале, а сейчас я просто рада тому, если мой текст найдёт какой-то отклик и мы будем чуть больше интереса уделять и своему культурному уровню и развитию, ну и обращать внимание на историю и новые свершения в области искусства, науки, литературы, музыки и т.д.
Все фотографии в материале выполнены автором.
Спасибо за лайк, подписку и за "поговорить в комментах".
Всех обнимаю, ваша О.