Найти в Дзене
MvLeksa

Шоу Фантастика обзор 1-3 выпуски

Об авторе обзора Всем доброго дня! Как творческого человека, любящего музыку и имеющего профессиональное образование в области анимации (первое образование: художник-аниматор, Британская Высшая Школа Дизайна, Scream School, второе: ВГИК, факультет режиссуры анимации и компьютерной графики), меня заинтересовал проект "Фантастика". В отличие от многих других, учитывая рейтинги шоу, да даже некоторых скептически настроенных людей из моей области, я вижу в технологии большой потенциал. 🤺 Технология motion capture и новаторство шоу Как-то во ВГИКе начался учебный год, и наша преподавательница, мастер курса Инна Пшеничная (мастер курса - это человек, ответственный за направление группы и ведущий основные предметы, в нашем случае - режиссуру и изобразительное решение фильма, так как она являлась автором работ вместе со своим мужем и коллегой, режиссёром анимации Анатолием Солиным, их известные работы, анимационные фильмы: "Приключения Мюнхаузена", "Неуловимый Фунтик", "Человек и его птица
Оглавление

Об авторе обзора

Всем доброго дня! Как творческого человека, любящего музыку и имеющего профессиональное образование в области анимации (первое образование: художник-аниматор, Британская Высшая Школа Дизайна, Scream School, второе: ВГИК, факультет режиссуры анимации и компьютерной графики), меня заинтересовал проект "Фантастика". В отличие от многих других, учитывая рейтинги шоу, да даже некоторых скептически настроенных людей из моей области, я вижу в технологии большой потенциал.

🤺 Технология motion capture и новаторство шоу

Как-то во ВГИКе начался учебный год, и наша преподавательница, мастер курса Инна Пшеничная (мастер курса - это человек, ответственный за направление группы и ведущий основные предметы, в нашем случае - режиссуру и изобразительное решение фильма, так как она являлась автором работ вместе со своим мужем и коллегой, режиссёром анимации Анатолием Солиным, их известные работы, анимационные фильмы: "Приключения Мюнхаузена", "Неуловимый Фунтик", "Человек и его птица" и другие) провела нам небольшую лекцию про то, как уже несколько лет назад стали популярными виртуальные, анимационные исполнители, управляемые по motion capture технологии (она показывала нам как пример Хатсуне Мику, которую большинство из нашей группы знали, а также проекцию Майкла Джексона, поющую на сцене). Она объяснила, что популярность этой технологии будет расти. Конечно, всем из нашей группы было понятно, что если это и произойдёт, то случится скорее всего не скоро. И вот этот день настал! Оказалось, ждать было совсем недолго.

Сама по себе технология motion capture, предмет по которой был у нас в учебной программе, была в употреблении в России ещё с 90-х годов (многим известные "Тушите свет" и "Мульт личности" были санимированы при помощи неё). Таким образом, Россия (хоть это многим и неизвестно) обладает достаточно большим опытом использования данной технологии и началось это уже давно. Однако даже я не могла предположить такого масштаба воплощения этой технологии на экране, да ещё и в формате целого шоу, где персонажи - словно настоящие зажигательные артисты с оригинальным дизайном, окружённые магией спецэффектов и хореографией.

Честно говоря, то, что персонажи смогут быть на сцене рядом с реальным человеком, я понимала ещё в самом детстве. Было каким-то образом понятно, что к этому всё и шло. Однако произошло это быстро даже по моим подсчётам. Хоть у технологии и есть свои особенности, которые могут привести к некоторым нестыковкам, то, что я увидела, превзошло все мои ожидания. Местами уровень потрясающе неожиданный. Во многом благодаря подходящей хореографии исполнителей. В одной из сцен бекстейджа шоу я заметила моего преподавателя по motion capture (собственно, он является самым опытным в этой технологии, так как был одним из самых первых аниматоров и участвовал в сотнях проектов), поэтому я поняла, что исполнителей консультировали профессионалы насчёт того, как управлять аватаром. Однако стоит упомянуть, что дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд и по-настоящему оживить персонажа-анимационного аватара - большая и серьёзная задача, которую сходу способен осуществить только опытный в данной технологии человек. Потому результат меня поразил ещё больше, ведь хоть инструктаж и консультации имели место быть, как и наверняка работа с хореографами, но управление персонажем имеет особенную специфику, с которой по большей мере справились все артисты, у кого-то это вышло особенно хорошо (что тоже неожиданно для меня, они молодцы, но о них чуть ниже).

Motion capture шоу - это смелая идея для российского телевидения.

🌀🌠Изобразительное решение

Художественное решение сцен действительно впечатляет. Оно носит импрессионный характер, наполняет чувствами зал, погружает в особенную атмосферу. Местами оно работает на улучшение визуальной составляющей невероятно сильно и делает анимацию сочной и зрелищной (например, песня Сирены "Плохой роман") несмотря на то, что само качество текстур и трекинга может несколько страдать. Это хороший ход, потому что помогает получить впечатляющую запоминающуюся картинку несмотря на недотянутость некоторых аспектов. Свет и цвет играют огромную роль и были продуманы тщательно и с неким воодушевлением. Хореография и костюмы подтанцовки тоже заслуживают отдельного внимания - танцы исполнены с энтузиазмом, зажигательно, костюмы играют здорово. Очевидно, что целью шоу являлось оказать мощное впечатление, поэтому команда действительно оторвалась, и они правы в этом решении.

🎞 Режиссура

Нельзя не отметить режиссуру и постановку. Каждое выступление - это определённый сеттинг, определённый культурный код (который притом может значительно отличаться от сеттинга оригинальной песни, привнося новое звучание в общую композицию). Стилизация играет важную роль, в конце каждого выступления есть катарсис и эндинг. Мне понравилось, что в режиссуре учитывалась особенность технологии (как например в выступлении Розы Марковны Кляк "Девочка, танцуй", где анимационный персонаж может делать поистине невообразимые вещи по сравнению с реальным исполнителем). Ритм повествования максимально атмосферный и часто достаточно точный. Из недостатков могу отметить то, что характеристики персонажей недостаточно продуманны. Они слишком случайно выбранные, некоторые персонажи характеристиками похожи друг на друга (что даже отметили члены жюри, сказав, что "на проекте нет ни одного верного мужского персонажа"), хотя в целом направления и задачи ясны. Очень часто артисты не поддерживают историю в хорошем состоянии, им сложно придумывать, когда им задают вопросы, иногда они говорят первое, что приходит в голову, но режиссёрски является бессмысленным и несогласованным с самой характеристикой, заданной изначально.

🎙 Об артистах шоу

Хоть выше я уже упомянула хореографию, выполненную мастерски, стоит также высказать благодарность исполнителям за то, что они постарались максимально сжиться со своим персонажем. Все участники приложили усилия, чтобы стать со своим анимационным героем единым целым, было заметно, что это не просто игра, что они чувствуют себя органично, а кто-то становился более органичным с новым номером и больше раскрывал потенциал персонажа.

Птица

Персонаж в движении производит интересный эффект именно благодаря своему дизайну и хореографической пластической характеристике исполнительницы, она напоминает балетную танцовщицу, порхающую как пёрышко. Исполнительница интересно играет крыльями, но на мой взгляд сама модель лица сделана не настолько качественно, чтобы тречить все движения. Лицо выглядит немного мертвым, хотя общее впечатление от номеров всё равно остаётся хорошим благодаря другим достоинствам. Видно, что артистка нащупала своеобразную пластику движений, но ей ещё есть куда стремиться в "знакомстве" с моделью персонажа. Что касается вокала, он тонко выполнен, он трогает за живое и окрашивает номера, остаётся приятное впечатление.

-2

Миранда

Модель персонажа сделана не очень хорошо (что заметно например на открывании рта и неразнообразных вариациях трекинга глаз), но на это можно закрыть глаза, учитывая подачу исполнительницы. Особенных пластических ухищрений и хорошей анимации артисткой персонажа не произошло, но выступление кажется интересным и законченным благодаря всем остальным составляющим.

-3

Няш

Любопытно, что в проекте есть более условные персонажи, оживлять таких тоже сложная задача. С данной задачей то справляется то не справляется исполнитель, стоящий за аватаром. Порой эмоции выглядят актёрски хорошо, а порой заметно что исполнитель не особенно разобрался в анимации персонажа и не понимает, что выглядит эффектно или хорошо, а что нет. Однако какие-то моменты хорошо мимически отыграны. Данная модель не мёртвая в плане эмоций глаз, она позволяет отображать разные состояния. Персонаж комедийный, поэтому сеттинг играет основную роль в номере (как например в песне, посвящённой его возлюбленной игрушечной медведице). Видно, что с каждым номером артист лучше узнаёт своего персонажа и его возможности, и начинают появляться новые удачные решения для его эмоций и жестов (например, комичные и шансоновые кивки головой в том же номере).

-4

Кот

Очень контрастно воспринимается то, что дизайн персонажа напоминает компьютерные игры, а современная антропоморфность роднит его с фурри фандомом и то, что отыгран он максимально непохоже на эти направления. Его заставка по движениям ещё может напоминать компьютерную игру, но выбор песен и поведение артиста даёт совершенно другой эффект. Это весьма необычно или даже странно смотрится (но те, кто не особо погружены в компьютерные игры или не знают о существовании фурри фандома, не поймут, в чём здесь дело). Управление персонажем происходит неплохо, резкость его движений в принципе подходит персонажу, однако много движений сделаны будто "случайно" и их набор не то чтобы очень впечатляет. Впечатляет другое: то, как отработано движение волос на его голове, как оно играет при перемещении персонажа или даже когда он поглаживает себя по голове.

-5

Сирена

Похожий восхитительный эффект хотелось бы отметить в движениях причёски Сирены. Аниматоры проработали подводное движение её волос, что наполняет таинственностью и притягательностью весь номер. Как режиссёрски выбранный образ этот является одним из самых точных. Голос у исполнительницы особенно попадает в визуализацию. Также артистка не побоялась раскрыться и выплеснула как резкие эмоции, отразив их в "ломаных" движениях, так и плавное очарование. В "Плохом романе" её движения и мимики и хореографии выглядят потрясающе даже в анимационном смысле - так бы сделал хороший motion capture аниматор. Стоит похвалить её: либо за то, что она сама так хорошо изучила персонажа и сблизилась со своим аватаром и его возможностями, поняла специфику работы, либо за то, что очень внимательно отнеслась к инструктажу профессионалов данной технологии. И то и другое заслуживает уважения. Персонаж непростой, потому что ввиду того, что у него нет ног, приходится больше акцента делать на движения рук и лицевую анимацию, что вышло великолепно. Мне безумно нравится её пластическая характеристика. Улыбка местами тречилась недостаточно выигрышно, но такое ощущение, будто в кроваво красном образе это исправили.

-6

Катюша

Интригующий выбор персонажа с понятной историей, тоже один из точно продуманных персонажей. Исполнительница хорошо играет этот образ и использует интересные обороты в речи, соответствующие персонажу. То, что популярно в наши дни, называют "идеями феминизма", но на мой взгляд то, что девушка может быть премудрой озорницей, это очень старая идея, она интересная и манящая, потому что в ней есть культурный код. Голос исполнительницы и манера исполнения наполняют треки новым содержанием. Трекинг мне кажется не всегда удачным: в моментах с резкими движениями в танце не всё работает хорошо, и это очень бросается в глаза, однако сама по себе мудрая мимика персонажа, её дизайн выглядит интересно и уникально (как и многих других аватаров на шоу). Исчезновение Катюши в номере про часы - это просто выход Масленицы на новый уровень.

-7

Эхо

У Эхо довольно неплохой дизайн как задумка, но он смотрится выигрышно лишь в некоторых ракурсах. Модель спереди выглядит не очень хорошо, крылья порой подрагивают. Сильной хореографии не случилось тоже, всё сдержанно. Но впечатление от номеров остаётся доброе.

-8

Роза Марковна Кляк

Это отдельная тема. Думаю, что имя её немного подредактировали, потому что сам автор изначального персонажа, Старухи Шапокляк, Эдуард Успенский, будучи при жизни, не дал бы использовать оригинальное имя персонажа, однако художник-постановщик, создавший визуальные образы для мультфильма, согласился на использование. Успенский неважно отнёсся к "Новому Простоквашино". В работе над проектом возникали разногласия, но так как права на визуализацию принадлежали художнику-постановщику, его согласия было достаточно для того, чтобы продолжать историю. Главным условием было не пересекаться с сюжетом оригинальной книги автора. Однако я считаю, что образ Розы Марковны Кляк может являться даже приятным дополнением к основной версии. Номера продуманны, голос исполнительницы и манера меняются от номера к номеру. Сеттинг мультфильма позволяет больше раскрывать вселенную: показывать её очаровательно выглядящую крысу, антураж её жилища. Хореографически отыграть такого персонажа непросто (ограничение движения ног, особенность фигуры, крупная голова), но артистка очень старается. Местами выходит очень неплохо, движения делятся на танцевальные и актёрский отыгрыш. Но голова в движении иногда ведёт себя странно, что не вина самой исполнительницы. Освещение персонажа иногда работает не настолько удачно и детали персонажа сливаются в одно, если действие происходит не на силуэте или глаза кажутся полностью чёрными из-за контраста с освещением, чего не должно возникать. Однако впечатление от того, что это тот самый персонаж, звезда, приятное и интересное, как и от режиссуры номеров. Артистка очень постаралась в анимации своего персонажа, а трекинг улыбки смотрится максимально очаровательно. Старуха Шапокляк изначально была неоднозначным персонажем, который, являясь антагонистом, в глубине души был не таким уж плохим и часто помогал главным героям, поэтому мне нравится ход с тем, что "Хорошими делами прославиться можно". Также отмечу маленький аспект. Несмотря на то, что смена имени могла являться лишь попыткой уйти от проблем с авторскими правами, мне нравится, что она уже не Старуха, потому что в наше время стариками и старухами называть кого-то менее этично, чем это было в ту эпоху, - уровень жизни улучшился, стремление жить на полную появилось даже у людей старшего поколения, что удачно сочетается с новым именем. Как говорится, долой эйджизм.

-9

Триггер

Триггер вдохновлён супергероикой и хоть и получился своеобразным, но родство с темой делает его "очередным супергероем". В целом, все персонажи симпатичны, но этот на мой взгляд является менее продуманным с точки зрения сеттинга. Мимика персонажа работала хорошо, но сами движения были более сдержанными, что в целом даже соответствует характеру персонажа. Впечатление от каждого персонажа в целом остаётся приятное, и этот не исключение.

-10

Фантом

Дизайн персонажа, как и дизайн большинства других, аутентичен, в нём есть что-то совершенно непохожее на других. Персонаж летающий, поэтому его анимация тоже имеет определённую специфику, но артист справляется с его пластикой и эмоциями достаточно хорошо. От номеров веет атмосферностью.

-11

Бутон

Поначалу мне не показалось, что пластика данного персонажа всегда выглядит выгодно. Однако с третьего выпуска сложилось впечатление, что над пластикой проводилась хорошая работа. Пускай, не было активных танцев, но движения были подобраны интересно (например, жест, когда он словно старается убрать руки за голову в номере "Люби меня, люби"). Усики персонажа на голове работают волшебно, когда персонаж кивает головой, отличная работа и самого артиста в их грамотном отыгрыше и команды аниматоров и дизайнеров персонажа.

-12

Сталкер

Один из продуманных персонажей, тематика и направление его песен выбраны интересно. Одну из песен при помощи аранжировок и стилизации превратили в ремикс в стиле 80-х, подача пропитана футуризмом. Номера получились хорошими и интересными по движению, гармонично сделанными. Видно, что артист старается лучше раскрывать потенциал своей модели. Глаза персонажа расположены не очень удачно, порой рот тречится не так хорошо, как хотелось бы. Но движения тела, ног отслеживаются прекрасно, этот образ в плане трекинга вышел одним из лучших наравне с Сиреной. Оба исполнителя очень старались двигаться интересно и делали упор на постановку.

🎼 Музыкальность

Направление шоу и его подход уникальны, и музыка обретает новое звучание в номерах. Я помню, как слышала многие из данных песен в детстве, и аранжировки в них порой были столь примитивны, как и вокал, что слушать их было даже немного стыдно. Я говорю не обо всех треках, но встречались такие моменты в поп-музыке в России. Порой, это было не недостатком данных самих групп и певцов, а результатом нехватки технических и технологических ресурсов. Поэтому в новой обработке, с профессиональным современным подходом и оборудованием композиции преображаются порой до неузнаваемости, выходя на совершенно новый уровень. Мне также понравилось то, что именно музыкальная часть шоу работает на раскрытие персонажей, идея была выбрана точно.

Я рада, что технология получает такое мощное развитие, это много значит в рамках развития всего искусства.

Не успела я дописать статью, как узнала о существовании похожего шоу "Аватар", выпуски которого стали выходить недавно. Я ознакомилась с трейлером и поняла, что теперь люблю шоу "Фантастика" ещё больше... В сравнении с "Фантастикой" "Аватар" выглядит настолько странно, что мне стыдно на это смотреть. Желаю удачи создателям и артистам шоу "Фантастика" и дальнейшего развития.

Upd. 02.11.2022 - я подумываю написать продолжение с обзором нововведений в шоу и новых номеров и находок