Найти тему
Cinema Asylum

Красавица или чудовище?

Официальный постер к фильму «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures
Официальный постер к фильму «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures

9 октября свой 58-й день рождения празднует любитель монстров, вампиров, призраков и других тварей Гильермо дель Торо. Вспоминаем его главную работу, оскароносную «Форму воды» (2017) и объясняем, как режиссер преобразовал мексиканскую легенду о жаброчеловеке и земной красавице в сказку о любви между немой уборщицей и амфибией.

Началось все с того, что шестилетний Гильермо дель Торо посмотрел фильм «Тварь из Черной Лагуны» (1954) Джека Арнольда и очень расстроился, что любовь между красоткой в белом купальнике и амфибией не состоялась. По сюжету группа ученых обнаруживает монстра в Амазонке и жестоко убивает его за попытку похитить их коллегу, героиню Кей Лоуренс. Настоящий удар для маленького Гильермо — еще и убили. Тогда-то он и решил, что снимет свою версию легендарной истории ужасов о морском чудище, когда вырастет и станет режиссером.

Кадр из фильма «Тварь из Черной Лагуны» / Creature from the Black Lagoon, 1954, Universal Pictures
Кадр из фильма «Тварь из Черной Лагуны» / Creature from the Black Lagoon, 1954, Universal Pictures

Изначально дель Торо планировал взяться за ремейк «Твари», добавив в сценарий любовную линию между амфибией и женщиной. Однако студия Universal, которой принадлежат права на фильм, отклонила идею режиссера и предложила оставить все, как есть. Его такое предложение не устроило, и он взялся за написание собственного сценария, где, как и планировал, чудовище сделал положительным героем, а злодеем выставил человека.

Действие фильма разворачивается в эпоху холодной войны. В секретную правительственную лабораторию в Балтиморе привозят монстра (Даг Джонс), пойманного в Амазонке. Одинокая немая девушка Элайза Эспозито (Салли Хокинс), работающая на объекте уборщицей, влюбляется в амфибию, и это чувство оказывается взаимным. Узнав, что ученые намереваются провести вскрытие тела чудища, Элайза решает его спасти.

Кадр из фильма «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures

Помимо «Твари из Черной Лагуны» «Форма воды» несомненно отсылает и к старой европейской сказке о «Красавице и чудовище», хотя дель Торо ее терпеть не может. Она бы нравилась ему куда больше, если бы сила взаимной любви не возвращала принцу человеческий облик, потому что, по мнению режиссера, он и будучи чудовищем заслуживал любви принцессы. В сказке, придуманной дель Торо, никакой трансформации монстра в человека не происходит. Зачем она вообще нужна? Таким его создала природа. Он не обязан меняться или скрывать свою сущность от других. Как и не обязаны идти на это те, чьей метафорой он является — представители каких бы то ни было меньшинств, будь то люди с ограниченными возможностями, гомосексуалы, афроамериканцы или мигранты. Для дель Торо меньшинства в реальном мире такие же «униженные и оскорбленные», как монстры в сказочном. Именно поэтому похитить амфибию из лаборатории немой Элайзе помогают ее друзья: сосед-гей Джайлс (Ричард Дженкинс), коллега-афроамериканка Зельда (Октавия Спенсер) и мигрировавший из СССР ученый Роберт Хоффстетлер (Майкл Стулбарг), на деле оказавшийся тайным советским шпионом Дмитрием Мосенковым.

Кадр из фильма «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures

Действие фильма неспроста разворачивается в начале 60-х. Дель Торо считает, что, как и в эпоху холодной войны, сегодня человечество все еще пытается построить идеализированный мир, не предусматривая в нем место тем, кто не соответствует принятым нормам. Предвзятое и жестокое отношение антагониста фильма полковника Стрикленда (Майкл Шеннон) к монстру ярко иллюстрирует то, как современное общество относится к меньшинствам, то есть чему-то непонятному, чужому, не вписывающемуся в привычную картину мира. Хотя уже давно должно перестать быть важным, какой человек расы, национальности, сексуальной ориентации и внешности. Своей «Формой воды» дель Торо как бы говорит: «Все без исключения заслуживают любви, и монстры в том числе».

Детская мечта режиссера сбылась спустя 46 лет. Он подарил своему монстру возлюбленную. Но вот что странно. Элайза совсем не похожа на Кей Лоуренс. Девушка немая, работает уборщицей, она уже не молода и далеко не каждый найдет ее симпатичной. И почему-то режиссер сводит амфибию именно с ней. Неужели с возрастом автор перестал верить в возможность такого союза? Маленький Гильермо мечтал снять фильм о любви между тварью и красоткой. Однако эту ли историю в итоге рассказал? И кто здесь главный герой на самом деле?

Кадр из фильма «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures

Красавицей Элайзу действительно не назовешь, однако в ее образе можно разглядеть признаки классической принцессы. И не одной. Про Белль, полюбившую чудовище, уже было упомянуто. Внешне Элайза напоминает Белоснежку: каштановые волосы, стрижка каре, минималистичные ободки. Намеки на Золушку, пожалуй, самые прямолинейные. Главная героиня занимается уборкой, уделяет особое значение обуви в своем образе, а в последнем эпизоде фильма символично теряет туфельку. Наступит и момент, когда ее пробудит от вечного сна поцелуй любви, словно она спящая красавица Аврора. Но главный ее прототип — русалочка Ариэль, морское существо, а не человек. В ходе фильма выяснится, что Элайзу нашли младенцем в воде на берегу реки, будто выброшенную на сушу рыбу, а на шее обнаружили таинственные шрамы, похожие на заросшие жабры. После перенесенной травмы девочка стала немой, как и Ариэль, которая пожертвовала своим голосом ради жизни на земле.

Кадр из фильма «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures
Кадр из фильма «Форма воды» / The Shape of Water, 2017, Fox Searchlight Pictures

Она вовсе не несчастна. Друзей у нее немного, но зато они настоящие. Элайза мечтательная натура. У нее есть свои мелкие радости жизни: она любит танцевать, слушать джазовую музыку, смотреть старые черно-белые мюзиклы. Девушка даже живет над кинотеатром, что придает ей еще большую романтичность. Но несмотря на все это, Элайза будто смирилась с тем, что встретить того, кто поймет без слов, ни за что не осудит, не посчитает ошибкой природы и полюбит со всеми ее несовершенствами, ей не суждено.

В итоге, любовь свою она находит, но куда важнее, что вместе с ней она находит себя и свое место в мире. И это место — рядом с ним. А что до чудовища, то за долгие годы мечтаний свести его с красавицей дель Торо понял, что красавица для него не лучшая партия, потому что его любимец достоин большего.

Автор: Амалия Бабаян