Найти в Дзене

Мысль Гегеля о воспитании, с которой не желала мириться советская педагогика

Оглавление

...В гениальности Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, как философа, никогда и никто не сомневался. Каждый интеллигентный гражданин СССР с уважением относился к этому имени, ну а мы, студенты педагогических вузов, на семинарах и коллоквиумах по философии, его даже цитировали, несмотря на его абсолютно-идеалистическую сущность.

Иллюстрация взята из Яндекса. Георг Вильгельм Фридрих Гегель, 27.08.1770-14.11.1831 гг.
Иллюстрация взята из Яндекса. Георг Вильгельм Фридрих Гегель, 27.08.1770-14.11.1831 гг.

Вы скажите: "Как же так, ведь в Советском Союзе поголовно прививался диалектический материализм, а Гегель - идеалист!" Но всё дело в том, что в основе диамата лежит диалектика Гегеля. Именно поэтому к философии гениального немца советская наука относилась с пиететом.

Но Гегель был ещё и моим коллегой - Педагогом. Преподавал он больше в университетах городов: Йена, Гейдельберг и Берлин, однако с 1808 по 1816 г. являлся ректором классической гимназии в Нюрнберге. В целом же его профессорско-преподавательская карьера продолжалась 30 лет!

И знаете что? Первые лет 15-17 работы в качестве педагога давались ему не то, чтобы непросто, скорее неуклюже. Мыслящих студентов даже в Германии в то время было не так много, так что на его лекции по философии бегало немного студентов.

Но когда авторитет и слава Гегеля выросли в разы, на его лекции в Берлинском универе попасть было практически невозможно. На мой скромный взгляд - Гегель был прекрасным педагогом, но исключительно для талантливых и благодарных студентов. Ведь как известно, на рынок не бегают с золотыми слитками, там нужна разменная мелочь.

А вот теперь самое главное! Гегель прекрасно разбирался в педагогике, как науке, и как любой мыслитель на всё имел собственную точку зрения. И вот однажды на вопрос: "Что вы, профессор, считаете самым главным в воспитании?" Он ответил:
-2

...Именно за эту фразу Гегеля долгое время бичевали советские педагоги, мол, как же так: дети - неприкосновенны, у них ранимые души, их нельзя ломать! А тут такое смелое антипедагогическое заявление!

Но правда в том, что Гегель напротив любил детей, он видел в них маленьких взрослых и призывал не относиться к ним, как к рабам. И он не говорил о том, что следует ломать детей, он считал, что в самых исключительных случаях следует ломать их Эго, которое мешает успешно расти и развиваться. Ну и, дабы не быть голословным, ловите цитату, как говорится, из первых уст:

-3

✅ Без дисциплины никак. Спасибо спорту!

...Ну и теперь, что ваш покорный слуга думает на этот счёт. Уверен, что без дисциплины в воспитании никак! Именно поэтому, если у родителей с этим аспектом дела обстоят неважно, то лучше всего отдать своего ребёнка в спорт. Однако делать это надо как можно раньше!

Спорт предполагает прежде всего развитие наглядно-действенного мышления, а это значит, что как только ребёнок способен сам себя полностью обслуживать (обычно годам к 5, но иногда и раньше), его можно смело отдавать в спортивную секцию.
А вот скажем после 12 лет, во-первых, ребёнку придётся догонять своих сверстников (за исключением таких видов спорта, как, скажем, тяжёлая атлетика, куда берут ребят как раз лет с 14); а во-вторых, решение посещать спортивную секцию должно исходить исключительно от самого подростка, т.к. в этом возрасте сила сопротивления ребёнка тому, что делается против его воли столь велика, что это только вопрос времени, когда парень или девушка оставят спортивную секцию. Знаю по собственному опыту работы.

Другое дело, что если экстраверта лучше отдать в командный вид спорта, то интроверту более предпочтительны индивидуальные спортивные дисциплины. Общаться он всё равно со сверстниками будет, но большинство поставленных задач станет выполнять в комфортной для себя немноголюдной обстановке. Да и отвечать ему за себя гораздо проще, чем быть частью команды.

Конечно иные родители специально отдают ребёнка, который не любит общаться в группе, в спортивную секцию с целью не столько для того, чтобы он познал солёный вкус дисциплины, сколько для того, чтобы он научился коммуницировать. Но здесь надо быть предельно осторожным.
Почему? Да потому, что эффект может быть бумеранговым, особенно если ребёнок социофоб. Впрочем, если социопат, то здесь будут проблемы скорее у тех, с кем он будет коммуницировать. В первом случае тренер пожалеет скорее ребёнка, а во втором - его одногруппников. Ну а, итог один - прощай спорт!
Иллюстрация взята из Яндекса. Обработка автора. Ломать подростка - глупая затея...
Иллюстрация взята из Яндекса. Обработка автора. Ломать подростка - глупая затея...

✅ Дисциплина - хорошо, но Самодисциплина лучше!

Дисциплина и спорт вещи неотделимые друг от друга. Мне повезло, хотя и было непросто. Будучи по своей природе интровертом, всё моё детство, юность и молодость связаны со спортом. Спасибо ПАПЕ! Однако с дисциплиной у меня был полный порядок, причём всегда! Ну а в подростковом возрасте, благодаря жёсткому семейному воспитанию и спорту, у меня уже сформировалась самодисциплина.

Именно поэтому, работая педагогом, стараюсь донести до своих ребят две важности:

  • 1) Дисциплина бьёт класс! Т.е. человек, пусть не очень талантливый, но дисциплинированный и целеустремлённый в жизни всегда добьётся большего, чем талантливый разгильдяй. Сразу же на память пришла немецкая поговорка, которая сегодня символизирует немецкий стиль жизни: "Порядок должен быть!" (всегда и во всём). Ну да это не про нашу русскую душу. Ах да, и вторая важность:
  • 2) Дисциплина делает нас счастливым лишь тогда, когда однажды перерастает в САМОДИСЦИПЛИНУ! Т.е. если вы дисциплинированы потому что этого требуют взрослые или же обстоятельства - это не самая лучшая история, потому что "дисциплина из под палки" не делает человека счастливым. Счастливым делает человека "самодисциплина", т.е. когда дисциплина является его личным выбором!

...Ну и возвращаясь к тезису Гегеля, то я уверен, что в он аксиомен лишь в том случае, когда речь идёт о низко- или безнравственном сценарии воспитания ребёнка. Как известно, первичная задача в нравственном воспитании ложится на плечи матери. И если она делает всё от сердца, разума, мудрости и последовательно, то ломать никого не придётся, да и с дисциплиной проблем у чада точно не будет, ведь перед глазами у него с рождения будет личный пример любящего и любимого человека.

-5

И да, "ломать" ребёнка следует всегда с поправкой на возраст и интеллект, в ином случае ничего хорошего из этого не выйдет. Ну и ещё один важный момент: делать это надо не во благо обществу, а на благо самому ребёнку, и он всегда должен об этом помнить. Хотя процесс это болезненный и не каждому педагогу по сердцу.

И если речь идёт о подростке, то сломать "сверху" его сможет разве что среда или коллектив сверстников, причём без насилия, а опять же примером в 100 голов, к тому же мыслящих в унисон. Человек призван приспосабливаться к любым условиям. Приспосабливаясь к правилам большинства у него формируются новые привычки. Как-нибудь остановлюсь на этом более подробно, т.к. личный опыт имеется.
Фото взято из Яндекса. Обработка автора. Дисциплина бьёт класс. Юные монахи Шаолиня.
Фото взято из Яндекса. Обработка автора. Дисциплина бьёт класс. Юные монахи Шаолиня.
Нечто подобное довольно успешно претворял в жизнь и Антон Семёнович Макаренко. И вот он был настоящим практиком, и мне кажется, что сегодня Макаренская педагогика явно недооценивается, т.к. считается и слишком специфичной, и довольно жёсткой, ведь сегодняшнее поколение более мягкотело и независимо. И о ней также мы с вами ещё не раз поговорим, т.к. за одну статью управиться точно не удастся.

🔥...Вот и всё на сегодня. СПАСИБО что одолели не самую позитивную статью! Если она заставила вас задуматься или чуточку порассуждать, не поскупитесь, пожалуйста, на ЛАЙК. Если же есть о чём высказаться, то непременно сделайте это в КОММЕНТАРИЯХ!

Я не сомневаюсь в том, что желающих выразить своё отношение и к мнению Гегеля, и к мнению вашего покорного слуги, с учётом актуальности темы и спорности контента, будет немало! Ну а для того, чтобы веселее мыслилось, ловите честную троечку хитрых вопросов:
  • Как вы считаете, в каких случаях иного ребёнка следует чуточку переломить, дабы направить его мышление, что стимулирует мысли, слова и действия, в созидательное для него русло?
  • Дисциплинированный ли вы человек? И считаете ли вы, что без самодисциплины можно прожить успешную и счастливую жизнь?
  • Что в первую очередь помогло вам и вашим детям стать дисциплинированными людьми?
Иллюстрация взята из Яндекса. Обработка автора. Ломать без насилия, и это возможно...
Иллюстрация взята из Яндекса. Обработка автора. Ломать без насилия, и это возможно...

🚀 Ну и, конечно же, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, если в вашем Словаре жизни есть место такому понятию, как "Детство".

🙏 С Уважением, ваш Рудольф Валяев (он же Неваляшка, он же Нефритовый Фрик)

🔔 P.S. И не забывайте заглядывать на мой Второй канал "Нефритовый Фрик", где только вчера я выставил не менее любопытную статью:

Что жизнь: Апельсиновая роща или Поле битвы? Как связаны метафора нашей жизни с нашей судьбой