Ежегодно первого сентября малыши принимают новый статус - ученики. Это волнительное событие. Однако волнение и тревога остаются со школьниками на весь период адаптации. А помимо этого, у детей появляются первые трудности в стенах класса. И именно в октябре, когда эйфория от многочисленного нового в жизни ребенка и его родителей уляжется, придет время заметить эти трудности и приступить к их разрешению.
Адаптация к школе
Привыкание к школе происходит в двух направлениях: физическом и психологическом. Поэтому длительность адаптации зависит от индивидуальности малыша, его психофизических особенностей. В среднем она длится от трех месяцев до полугода.
Каким детям сложнее принять изменения?
- Гиперактивные дети
У них возбуждение преобладает над торможением. Также гиперактивные дети сильно страдают от сниженной концентрации внимания. Поэтому им так тяжело выдержать 35-45 минут урока и практически невыносимо для них в течение этого времени воспринимать информацию. Но стоит отметить, что с этой сложностью в первые месяцы обучения сталкиваются практически все дети.
- Соматически ослабленные дети
Эти малыши очень быстро утомляются, поэтому им необходимо очень часто менять деятельность. Они буквально на физическом уровне не воспринимают информацию и чувствуют дискомфорт.
- Инфантильные дети
Они воспринимают школу как игру, а не обязанность. Поэтому когда эта “игра” начинает им надоедать, дети хотят от нее поскорее избавиться. Также именно инфантильные малыши чаще других пытаются манипулировать взрослыми.
- Дети с низким уровнем общительности
У них необходимость постоянно взаимодействовать с окружающими вызывает сильнейший стресс, а до истерики может довести даже большое количество прикосновений.
- Слишком хорошо подготовленные дети
Если вы уже на протяжении нескольких лет занимаетесь с ребенком по школьной программе, в классе он будет мучаться от скуки и искать себе более интересное занятие, теряя интерес к учебе.
Главные трудности первого класса
1. Привыкание к новому распорядку
Школа - это набор огромного количества обязанностей: встать в определенное время, одеться в определенную одежду и отсидеть за партой несколько часов подряд. И все это вне зависимости от погоды, настроения и усталости. Поэтому малыши пытаются установить свои правила с помощью слез, истерик, придумывания сложных ситуаций или жалоб на плохое самочувствие.
Как родители могут помочь?
У этой проблемы нет быстрого решения. Важно, чтобы детский организм привык к новому режиму, подстроился под него. Родителям в свою очередь необходимо не вестись на манипуляции ребенка, а соблюдать все условия режима школьника. Не позволяйте ему расслабляться и пропускать школу просто по желанию, для этого должны быть веские причины.
2. Проблемы с усидчивостью
Школьная программа для первоклашек предполагает, что малышам сложно усидеть 35 минут на одном месте. Именно поэтому учителя устраивают физкультминутки, в первых классах их даже может быть несколько.
Как родители могут помочь?
Гиперактивным детям необходимо давать возможность высвободить энергию перед школой. С этим поможет утренняя зарядка, прогулка, игра. После активностей малыш будет на сто процентов готов к усвоению информации.
3. Проблемы концентрации внимания
Если малыш не имел прежде опыта усидчивости, ему будет сложно концентрироваться на уроке. Зачастую с этой проблемой сталкиваются инфантильные малыши и те, кто раньше посещал занятия по подготовке к школе.
Как родители могут помочь?
Инфантильные младшие школьники нуждаются в игровых технологиях, а одаренным детям нужно с первых дней давать усложненные индивидуальные задания.
4. Ухудшение здоровья
Школьники болеют также часто как и детсадовцы. И дело не только в сезонах простуд, ученики младших классов не сидят на месте, постоянно слоняются по коридорам и пытаются минимизировать количество одежды. В итоге, малыши насквозь мокрые попадают под сквозняк в классе или выбегают наполовину раздетые на улицу. Ну а если ребенок болеет, он пропускает уроки и после болезней ему приходится снова и снова привыкать к школе.
Как помочь?
Закаляйте ребенка, поддерживайте его иммунную систему витаминами и специальными препаратами. При болезни проведите дома полный курс лечения, не спешите в школу.
5. Детская тревожность
Несмотря на свойственную малышам непосредственность, не все первоклассники уверены в своих силах. Они тоже боятся выступать на уроках, ведь могут показаться глупыми, не оправдать надежд родителей, получить замечание. Поэтому именно тревожность зачастую мешает детям нормально учиться и свободно общаться.
Как родители могут помочь?
Не терроризируйте детей, не давите на них, не требуйте невероятных результатов, не сравнивайте с другими малышами, не стыдите за плохие отметки. Поддержите своего школьника с помощью похвалы и искусственного создания ситуаций, в которых он мог бы проявить свои таланты.
6. Низкий уровень развития мелкой моторики
Развитию мелкой моторики некоторые мамы и папы уделяют недостаточно внимания. Но с этой проблемой связано большинство трудностей в школе.
Как родители могут помочь?
Развивать мелкую моторику можно и во время обучения в школе. Поэтому вы можете ежедневно давать ребенку задания, следуя принципу: «лучше меньше, но эффективнее».
7. Трудности общения и взаимодействия
Часто малыши в семьях воспитываются на определенном эгоцентризме, поэтому в обществе они могут проявлять застенчивость и отрешенность. У одних детей нет вообще потребности в общении с другими, и необходимость взаимодействия вызывает дискомфорт. Других детей настраивают родители, что в классе все конкуренты, и делиться ни с кем ничем не надо. А третьи настолько уверены в своей исключительности, что не видят себе равных.
Как родители могут помочь?
Направляйте общение ребенка в социуме и вводите малыша в него постепенно. Учите детей задавать вопросы и отвечать на них, совершать элементарные действия в общении с окружающими. Причем делать это необходимо даже если у малыша нет острой потребности в общении. Ваша задача - научить его взаимодействию с людьми.