«Всё смешалось в доме Облонских», – как писал великий классик, а в доме байденовском уже две недели говорят об одном и том же: что скоро может случится небывалое, беспрецедентное, что раньше считалось невозможным по определению – война. Только не с Россией, а наоборот – внутри самого НАТО, между членами альянса.
Речь, конечно, идёт о резко обострившейся ситуации на Кипре, где, случись чего, не обойдётся просто столкновением Кипра и Турции, наверняка подключится и Греция, а за Грецией, тайно или явно, стоит чуть ли не половина Евросоюза, которая очень сильно горит желанием потроллить лишний раз Эрдогана, который тоже троллил их жёстко и неоднократно. Вот только ставки на сей раз уже совсем недетские, очень большой войной пахнет в регионе.
Об этом пишет немецкая Die Welt, об этом уже довольно громко поговаривают в Вашингтоне, а в Европе с известным ужасом наблюдают за тем, как ситуация неумолимо деградирует который месяц подряд…
И вот случилось событие, которое резко ухудшит положение: Анкара выдвинула ультиматум, причём не кому-нибудь, а сразу… ООН! Очень неожиданный адресат, но нетрудно догадаться, почему выбран именно он: разумеется, на Кипре стоит их очередной т.н. «миротворческий» контингент. Только про ООН давно уже ни у кого нет иллюзий, и если сегодня коллективный Запад ввёл согласованные санкции против Анкары, то как-то сомнений нет, на чьей стороне окажется тот самый контингент ООН, и в чьих интересах он будет работать на самом деле!..
Впрочем, дорогой товарищ Эрдоган ровно это же самое понимает ничуть не хуже нас, поэтому и требует от ООН подписания соглашения о пребывания миссии ООН на Северном Кипре, или же… чтобы они ушли. Короче, Анкара хочет навязать юридически обязывающие условия, чтобы у западных «коллег и партнёров» не было даже возможности играть в свои любимые игры, когда всем ясно, кто и чьи интересы обслуживает, но перед тобой делают честное лицо и заявляют: «Ничего не знаем, ООН – это международная независимая организация».
Фокусы известны давно, но у Эрдогана в кои-то веки появилось противоядие: то самое вступление Швеции и Финляндии в НАТО! Редкий случай, когда США нужны все голоса, когда надо временно уступать и соглашаться, и когда младшие страны могут диктовать.
Эрдоган не только выдвинул условия Швеции и Финляндии по экстрадиции неугодных ему активистов для суда над ними в Турции, а также ещё ряд требований, но, как мы знаем, Запад продолжает тянуть! Формально – вышел тогда генсек НАТО Столтенберг и вроде как приказал Швеции и Финляндии согласиться, а точнее – как минимум не отвечать сразу отказом. Но потом началось затягивание времени по очень простым и банальным резонам.
В Турции скоро выборы президента, экономическая ситуация там, мягко говоря, плохая: инфляция подбирается уже к 100%, и это не преувеличение! Она по состоянию на конец августа уже превышала 80%, и до конца года имеет все шансы перешагнуть «юбилейную» отметку.
Запад ждёт, что Эрдоган проиграет и либо не придётся ему выдавать тех, кого у себя пригрели европейцы, либо их выдадут в последний момент, за 2-3 недели до выборов, и Эрдоган просто не успеет ничего сделать, а его прозападный преемник быстренько всех отпустит.
Короче, на ту игру, которую затеял Эрдоган ради снятия санкций с Турции, Запад нашёл свой асимметричный ответ. Вот только, о чём на Западе давно уже забыли, в любую игру можно играть вдвоём, и Эрдоган запустил свою контринтгригу в ответ на интригу Запада! Теперь он повышает ставки на Кипре, хотя нужны ему, разумеется, не Кипр и не те активисты, а… снятие фанкций и нефть с газом. Казалось бы, где же логика? Она очень проста, сейчас всё разберём, а пока…
Дело в том, что на Ближнем Востоке всего-то и есть, пожалуй, лишь две страны, которых Всевышний каким-то странным образом оставил без углеводородов: это Израиль и Турция. Но Израиль – страна своеобразная, там совсем другая экономика, там намного меньше потребление энергоносителей. А вот Турция – это классическая промышленная страна, ей надо очень много, и именно дефицит углеводородов определяет и объясняет все турецкие выверты последних лет 30…
За нефтью они пошли в Сирию, за нефтью же они пошли в Ливию, когда НАТО уничтожило там государственную власть. За нефтью же, как совсем уже нетрудно догадаться, Турция рвётся и в Азербайджан: отнюдь не бесплатно и не от высоких чувств вся эта т.н. «любовь» и активное вмешательство в ситуацию вокруг Карабаха и вообще – в дела Закавказья.
Именно нефтяные мотивы движут Турцией и в вопросах противостояния с курдами в Ираке… Вот только с «союзничками» по всем этим вопросам Анкаре крайне не повезло!
В Ираке, например, Эрдоган нарвался на противодействие США, которые поддержали курдов. В Азербайджане – отнюдь не только Россия ему мешает, и вообще – неизвестно, кто именно мешает больше, потому что Европа, которая очень давно недолюбливает Эрдогана, предпочитает там поддерживать Армению.
Влезть в Ливию – опять же не только Россия не дала, но и США активно препятствовали… Собственно, единственно принципиальное отличие России от всех западных «союзников» т.н. Турции – так это то, что мы им энергоносители всё же в итоге дали! Свои, через «Турецкий поток» и через построенную АЭС «Аккую». Конечно, дали за деньги, а Турция предпочла бы просто захватить свои месторождения, и не зависеть ни от кого. И всё же Россия дала хотя бы на таких условиях, причём отнюдь не по самым высоким ценам, а Запад не только не дал, но ещё и санкции ввёл, как мы знаем.
Впрочем, санкций мало, США ещё и отменили свой собственный многолетний запрет на экспорт вооружений на Кипр, пошатнув тем самым военное равновесие, которое там сложилось.
Собственно говоря, именно это решение и спровоцировало Турцию дать асимметричный ответ и начать либо выдавливание натовского контингента, который находится полностью под влиянием США, либо серьёзного юридического ограничения его полномочий.
Вот, что заявил на днях глава МИД Северного Кипра Тахсин Эртугрулоглу, цитируем:
«Гостеприимство закончилось. Или они подписывают соглашение о присутствии миротворческого контингента, или уходят. Мы решили дать ООН еще один месяц. Не правительству греческого Кипра давать согласие на присутствие миссии на севере — это должны делать мы».
Понятно, что столь резкие условия ставить они могли не иначе, как после согласования и даже с подачи Турции. Фактически, это требование Анкары, а не Кипра.
У Эрдогана впереди выборы, и помимо всем понятных мотивов популизма, есть и ещё одно основание.
Электорат Эрдогана – это жители деревень, небольших городов, очень консервативные мусульмане, не одобряющие западные порядки.
Оппозиция же Эрдогана – наоборот: жители мегаполисов (включая, как это ни смешно, саму же Анкару), прозападные глобалисты, которые мечтают о безоблачных отношениях с Западом.
Так вот, военное противостояние не только позволит Эрдогану вызвать всплеск патриотизма и консолидировать свой электорат вопреки сложной экономической ситуации. Это может дать ему и ещё один козырь: сославшись на военную обстановку как минимум – перенести выборы, тем самым сорвав все западные мечты, что через несколько месяцев его не будет.
И вот с этой проблемой сейчас и надо разбираться Европе и США, хотя… О чём это мы? Куда им сейчас разбираться с проблемами, они сами в них тонут!.. Кажется, хитрый и умудрённый политическим опытом Султан нашёл и правда очень удачное время для своей игры!..