Вам когда-нибудь доводилось разговаривать с врачом, который на вашу жалобу о болях в правом плече безошибочно ставил диагноз о проблеме в желчном пузыре, просто надавив пальцами на только ему известную область под рёбрами, когда боль в плече и шее практически тут же исчезала?
А доводилось ли вам когда-нибудь в автосервисе смотреть, как на вашем авто меняют силовой агрегат в течении 4-5 рабочих часов с перекурами, еще параллельно с двумя машинами на подъемниках, пересадкой элементов обвеса, промывкой дросселя и впускного тракта, заправкой жидкостей, полной сменой ATF, фреона, адаптациями и тестами?
Как эти два примера связаны, спросите вы? И там и там — беззаветная любовь к своему делу, уважение к своему труду и огромный опыт, нарабатываемый годами.
Начну с того, что после приобретения Honda Civic 4D четыре года назад, ища инфу о сервисах по ремонту Хонд в этих наших интернетах, то и дело натыкался на лестные отзывы камрадов о некоем клубном автосервисе с нетривиальным названием ТурбоПончик. Из прочитанных мною камментов каждый раз становился очевидным тот факт, что в этот сервис просто так не попасть, и запись туда исчисляется месяцами. А поэтому, если у вас имеется плановая задача поменять масло в ДВС или тормозные колодки, и вы не записались на эту операцию глубоко заранее, то ждать для этого двухмесячной очереди на подъёмник в ТурбоПончике — затея не из лучших — меняйте в альтернативных местах: этот автосервис не об этом, точнее, не столько об этом. Здесь на первый взгляд нерешаемые задачи решают с необыкновенной лёгкостью и, что важно, невиданной скоростью.
Тут замаячила перспектива поездки на Кавказ на майские праздники, и перед ней как раз нужно было сменить масло. Связался с админом паблика,
тот даёт контакты Алексея — бригадира ТурбоПончика, естественно, последний разводит руками, мол, извиняй, запись и всё такое. Ну что же, договорились, что как будет что посерьёзнее — обязательно примет. И это «посерьёзнее» не заставило себя долго ждать.
По пути на Ростов-на-Дону в первой же пробке в Тульской области температура охлаждайки поднялась на неприличный уровень и заставила изрядно понервничать, ведь ранее такого никогда не было, и хоть двигатели R18A — неубиваемы, но кто их знает на пробеге 220 000+, да и машине 14 лет. В общем, охлаждайку стало давить из радиатора в расширительный бачок, а из него просто на улицу, а не обратно в систему. Долил. Поехали дальше. И вот перед Ростовом снова пробка — и снова закипаем. Система охлаждения почти пуста.
Алексей на мой сигнал SOS в личном сообщении отреагировал невероятно оперативно, при этом без лишней воды и попыток как-либо развести совершенно чётко обозначил возможные причины недуга и варианты развития событий. Даю гарантию, что ни один самый удостоенный трижды официальный дилер не отнесется подобным образом к вашей проблеме, даже если вы предложите двойной ценник — там ничего святого и личного — просто бизнес. Кстати, вот и Алексей, хотя, он сам попросил обращаться к нему «Лёха»: человек абсолютно простой в общении, и его явно смущает обособленное к нему отношение и прочий официоз.
Уже находясь в Ростове-на-Дону и исключив самую безболезненную и на первый взгляд самую очевидную причину выдавливания охлаждайки — пробку радиатора, точнее ее перепускной клапан, который может западать, Алексей тут же, как тот врач, проконсультировал на предмет быстрой диагностики выброса отработавших газов в систему охлаждения, установил диагноз — ГБЦ, а поскольку «опыт не пропьёшь» дал дружеский совет о смене двигателя, поскольку из того же самого опыта, а также из нехитрых совместных арифметических подсчетов Алексею, его команде, а позже и мне самому стало доподлинно ясно и логично, что после дорогостоящей переборки ГБЦ старого двигателя существует огромная вероятность вернуться обратно в сервис с той же проблемой, но с уже потраченными немалыми средствами, чтобы в итоге всё равно приобрести контрактный ДВС. Это чистая собственноручная калькуляция, помноженная на опыт— «и никакого мошенства». Впрочем, этот момент каждый для себя решает сам, никакого императива.
Ну что же: контракт — значит контракт. Это не так дорого,как может показаться. Всё относительно, но очень актуально для «японии»: отдать полторы ЗП за ДВС, его монтаж и сопутствующие детали, после того, как Цивик на протяжении четырёх лет пахал как вол, включая лютые дальняки, не требуя особых вложений кроме расходников — и хоть чисто математически невелика потеря, а без материальной помощи родственников жены из Ставрополья всё-таки не обошлось, за что я им премного благодарен, иначе мне пришлось бы влезть в долги, пусть и не кредитные.
Неспешно, стараясь не превышать 3000 об/мин, вернувшись из Ростова в МСК, эпизодически перекачивая огромным шприцом антифриз из расширительного бачка обратно в радиатор на попутных АЗС, принялся подыскивать контракт. И в целом, выбор места был не особо обширным, так как я давно был подписан в ВК на….
Тут хочу сделать отступление и просто посоветовать разборку, находящуюся в Ногинске Московской области. Подход этих товарищей также весьма порадовал: никаких попыток развода или впаривания — всё крайне честно и прозрачно. ГТД на агрегаты прилагают. Если у вас что-то срочное, парни могут пойти навстречу и дождаться вас после окончания рабочего дня, как было например со мной, когда в скобе тормозного суппорта «слизало» резьбу, и я явился за другой в Ногинск ближе к 21-ому часу, чтобы уже утром установить другую скобу на тачку, ибо без тормозов езда и разъездная работа так себе, согласитесь. Вот ссылочка на разборку.
Привезя свежий ДВС с пробегом за пределами РФ в 43000 км. в ТурбоПончик, находящийся по адресу: Москва, Рудневка, 43а, пока просто договорились с Лёхой о приблизительном дне постановки на подъемник для замены ДВС. И оставалось только ждать. При этом авто с неисправной ГБЦ довольно активно ездила своим ходом, хоть и с ограничениями по оборотам. Да, Японцы — они такие, довезут, но не сдохнут.
Пока длилось томительное ожидание, Лёша дал еще несколько дельных советов по попутным работам и запчастям, пока двигатель будет снят: один из советов, наряду с рядом прокладок и сальников — промыть дроссель и впускной тракт. И там действительно было что мыть и чистить.
И ВОТ НАКОНЕЦ ДЕНЬ Х
Честно говоря, мне снова пришлось обратиться к соседу, который поехал вместе со мной на Рудневку, чтобы вместе вернуться домой, пока мою «Цивку» будет «оперировать» команда ТурбоПончика, ведь каждый из нас уверен: эта экзекуция на целый день как минимум. По крайней мере, именно так и поступил бы какой-нибудь другой автосервис, раздувая нормо-часы в заказ-наряде и ЧСВ, раздувая из мелкой проблемы крупную и выставляя себя тем самым спасителем угнетённых.
И каково было моё удивление, когда Лёха настоял на моём присутствии во время замены ДВС для попутного пояснения, что и как делается, и что нужно сделать или докупить в процессе замены ДВС. Чтобы вы понимали, этот разговор состоялся примерно в 13-14 часов дня, а не ранним утром, когда весь день впереди. Это было довольно неожиданно. И сразу пришлось с соседом сгонять в ближайший автомагазин за хомутами для пыльников рейки, ибо какие-то сверхразумы поставили туда пластиковые хомуты, которые, естественно порвались. После чего сосед уехал по своим делам, а для меня открылось поистине завораживающее действо.
Что сразу бросилось в глаза — это безупречно чёткие действия ребят: ни одного лишнего болта и ни одной лишней гайки не было откручено, ни одна лишняя фишка не была снята: железобетонная уверенность в своих действиях, движения поистине хирургически отточены. Инструмент только тот, который нужен для конкретно этой операции, никакой суеты. Это не только делает процесс проще — это безумно экономит время и силы. Вся работа парней перманентно приправлена колкими остротами в хорошем смысле и отличным чувством юмора. Без него в таком ремесле не обойтись.
Дальше было экспресс-отделение АКПП, генератора и компрессора кондиционера от ДВС, всяких навесных модулей охлаждения, VTEK, EGR для пересадки на свежий ДВС, замена сальников и прокладок, термостата и ремня уже на новом. Как всегда — всё четко, уверенно, без волокиты и напускной важности:
Тут надо бы подробнее остановиться на промывке дросселя и впускного тракта. Понадобились: баллон раскоксовщика и 2 л. обезжиривателя. Гамнища — полные штаны. Оказывается во впускном тракте наличествуют некие вихревые заслонки, которые со временем забиваются и ДВС перестаёт «дышать» как положено, поэтому…
Весь впускной коллектор был максимально разобран, прочищен, отмыт и заново собран, бережно сохраняя все штатные прокладки.
Ну а Димас с Максом за это время уже успели собрать обвес нового ДВС…
Ну вот и настало время ставить новый ДВС под капот. По времени, прошедшему от начала работ до установки нового ДВС — в это было сложно поверить.
Описывать подробно процесс обратной сборки не вижу особого смысла, скажу лишь, что это если не быстрее, то как минимум не медленнее, но точно так же уверенно и качественно, однако, тут следует отметить, что…
К слову, ТурбоПончик ремонтирует рулевые рейки, буквально, щёлкает их как семечки. Уровни вмешательства примерно следующие:
1) Установка втулки с правой стороны в случае биения (распространённая проблема для CIVIC 4D)— это делается без снятия самой рейки.
2) Частичная переборка — я не буду вдаваться тут в терминологию и техпроцесс такого вмешательства.
3) Полная — это когда рейка приводится в состояние практически новой.
Последние два уровня — только со снятием рейки.
Далее установка обратно подрамника с подвеской:
После прикручивания подвески и обратной стыковки косы электрики к ДВС и АКПП происходит заливка технологических жидкостей. В свою бытность, когда я сам занимался снятием и установкой оппозитных двигателей на VW TRANSPORTER 2/3, после установки ДВС всегда сначала заливалась дистиллированная вода для проверки системы охлаждения на течь, которая, к слову, случалась довольно часто в силу длины трассы и возраста самих шлангов. В ТурбоПончике настолько уверены в своей работе, что заливают сразу антифриз, и оказываются абсолютно правы, экономя драгоценные минуты.
Похоже, что пока я поездил с перегретым двигателем, несколько «поджог» трансмиссионку, она поменяла цвет, и коробка начала «подпинывать» . Поэтому решено было сделать полную замену ATF «замещением», и для этого потребуется 9-10 литров оной. Техпроцесс также не буду описывать, скажу лишь, что для этого не требуется каких-то дорогостоящих аппаратов, но результат оправдал и даже превзошёл все ожидания. Коробка ожила новой жизнью.
Кстати, к своему стыду я не подготовился к первому старту нового двигателя. Пока я фтыкал и витал в облаках в поисках зарядки для телефона— произошёл первый пуск для прогонки ATF, и случилось это буквально с пол оборота и без ошибок, так, что я даже не успел удивиться. Как любил выражаться наш ротный старшина: «Я прихожу — и @xYeваю!!!»
Далее заправка кондиционера…
...запуски, тесты и...
В итоге от начала работ примерно между 14-ю и 15-ю часами дня до тест-драйва, произошедшего примерно в 19-20 часов вечера, прошло около 5 часов, учитывая, что парни попутно занимались еще двумя машинами, и какое-то время (в районе 30-40 минут) возле моего Цивика вообще никого не было.
Даже мой сосед — категорический ненавистник сервисов и автомобильный гурман по совместительству, который со своими автомобилями за редким исключением ковыряется сам, удивился такому честному и ответственному подходу команды ТурбоПончика. Столь хвалебных дифирамб от него услышать о каком-то ином автосервисе практически невозможно. Да и стоимость всех выполненных работ, поверьте, очень далека от тех, которые с вас возьмут например официалы — это просто несопоставимо ни по времени, ни по цене.
С тех пор проехал чуть более 2000 км., ни одной капли антифриза не ушло, никаких нареканий или замечаний по работе ДВС или АКПП нет, даже сход-развал делать не пришлось: всё встало на свои места, будто ничего и не делалось.
Не взыщите за мою косноязычность, качество телефонной съемки, а также, если я что-то важное упустил. И надеюсь, что команда ТурбоПончика не сильно зла на меня за то, что я постоянно мешался со своим телефоном и лез под машину.
Кстати, репортаж получился абсолютно спонтанным, буквально, каким-то приключением, которое нельзя было не запечатлеть, а позже осветить публикацией.
И знаете, вряд ли ТурбоПончику вообще нужна подобного рода реклама ввиду и без того крайней занятости и завидной популярности, но я это делаю чисто от души, так что воспринимайте данный опус как приключенческий коротенький рассказ о пусть и небольшом, а всё таки чуде.
Всем мира и добра, счастья вашему дому. Благодарность всем, кто принял посильное материально-техническое участие в моей проблеме, и не остался в стороне. Долгой жизни вашим железным коням. ТурбоПончику процветания, а его команде— здоровья и терпения: их труд поистине тяжёл, несмотря на то, что буквально ювелирен, как бы трудно им ни приходилось. Порядочное отношение в наше безнравственное время ценить надобно и множить, а ведь верно говорят: «если человек порядочен в чём-то, то он порядочен и во всём остальном» — порядочность не бывает избирательной: она либо есть, либо ее нет.
Благодарю за внимание.