«”Мальчик” - даже не “роман в романе”, а роман о почти бесконечном количестве романов…» (А. Лебедев)
«Мальчик» был издан впервые в 1993 году и по понятным причинам прошёл мимо читателя. Сейчас (в 2021-м), благодаря сёстрам автора - Нике и Юлии Стрижак, книга снова увидела свет. Сложно сказать, как ее встретят нынче: все-таки роман нелегок для чтения. Его, наверное, можно смело назвать постмодернистским: из-за многослойной структуры и обилия явных и скрытых цитат и отсылок к чужим текстам. И отчасти «джойсовским»: герой тоже в поиске. Того самого Мальчика, смысл поступков которого он пытается понять.
Если уж совсем упрощенно пересказывать сюжет, то выглядит это так: некий писатель, достигший некоторого успеха, вдруг сталкивается с тем, что его романы перестают издавать, а пьесы ставить. Он пытается писать новую книгу, которая должна доказать его писательскую состоятельность, но больше рассуждает о ней, чем работает. Параллельно - крутит романы и пьет, пока одна из пьяных посиделок не заканчиваются для него в больнице. Случайно затесавшийся в компанию Мальчик избивает писателя.
...Ловлю себя на мысли, что этот пересказ выглядит совершенно банальным. Роман не настолько прямолинеен. Он полон размышлений и недоговоренностей. В нем одновременно присутствуют и имперский Петербург, и советский Ленинград 60-70-х годов. Причём в одной из глав действие раздваивается: верхнюю часть страницы занимает рассказ главного героя о его нынешней (на то время) жизни, нижнюю - исторический экскурс во времена Екатерины Великой. Эти разнонаправленные потоки, конечно, отвлекают, приходится читать поочередно: вначале всю верхнюю часть, затем нижнюю. Иначе смысл ускользает. Кстати, текст, оформленный в «Мальчике» в виде сноски, автор пытался издать в 90-е отдельными главами. Буквально на днях (6 октября) и опять же благодаря сёстрам на основе этих сносок вышел роман «Вариант», по сути отдельное историко-политическое полотно.
Рекомендовать всем «Мальчика» не буду. Если вспоминать того же Джойса, его «Улисса» знают все, а читали в основном литературоведы. «Мальчик», на мой взгляд, из той же серии: роман большой, значительный, но не для массового читателя. Хотя первые главы любопытно будет полистать ради блестящего языка и стиля.
PS
Петербургский писатель Олег Стрижак скончался в 2017 году в возрасте 66 лет. Последние годы вел замкнутый образ жизни.