Найти тему
Бумажный квартал

Рецензия на Бунина

На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. На кресте медальон, с которого смотрит смеющимися глазами пятнадцатилетняя девочка. На могилу своей ученицы смотрит классная дама и вспоминает, что привело ее живую и бойкую гимназистку под этот могильный холмик.

***

Вы знаете, сколько оттенков между белым и чёрным? Сколько «нормально» между «плохо» и «хорошо»? Тем наша жизнь и сложна, и хороша: нельзя разделить её надвое, как ни старайся.

«Лёгкое дыхание» А. И. Бунина стало для меня первым прозаическим произведением этого писателя, сильно впечатлившим моё трепетное, вообще склонное к восприимчивости, сердце. В рассказе автор поднимает важную и сложную тему любви как некой разрушающей и поглощающей силы. Он описывает неприглядную, выходящую за рамки нормального, но чем-то привлекательную для читателя историю маниакальных чувств, которые загубили жизнь юной девушки.

Произвела на меня впечатление и кольцевая композиция рассказа. Действие начинается у надгробия главной героини, после объясняется, что привело её к гибели –  описание всей недолгой, словно весна, жизни девушки, а заканчивается всё на том же месте, на кладбище. Помимо замысловатой интересной композиции, в произведении писатель успешно, к месту использует диалог Оли с начальницей гимназии, мнения о ней окружающих, а также записи из дневника героини. Так спутанная и непонятная сперва читателю хронология конца жизни девушки проясняется, становится чёткой.

Бунин, может быть, из-за своей либеральности или благоговения перед созданным собой персонажем, а может, из-за понимания бытия не осуждает Олю Мещерскую. Оля, успешная, хоть и шаловливая, гимназистка, не по своей воле стала женщиной. Несмотря на отвращение к виновнику и к ситуации, она начала вести себя подобающе. Где-то в книге она прочла: у женщины должны быть чёрные глаза, чёрные ресницы, длиннее обычного руки, но главное – лёгкое дыхание. И ведь у неё оно есть.

Алексей Михайлович Малютин, друг отца Ольги и брат начальницы гимназии, заставил девочку повзрослеть. Как-то он застал её одну дома и сделал то, за что Оля Мещерская теперь ненавидела его.

Образ гимназистки Бунин взял с портрета на кладбище. Разум писателя, человека творчества, придумал историю юной девушки с искрящимися глазами. Рассказ был написан по просьбе издательства, но несмотря на это он так искренен и душевен. Кажется, будто образ и история Мещерской долго мучили воображение Ивана Алексеевича. Хотя, может, так и есть? Считается, что фотография девочки на кладбище всего лишь всколыхнула воспоминания автора об умершей много лет назад младшей сестре, и потому рассказ был закончен быстро и вышел искренним и лёгким, но оставляющим след в душе.

И вот Оля, эта маленькая взрослая, пала ниц от рук Малютина. От рук того, кто зародил в ней нового человека, новую женщину. От рук того, кто признавался в любви к ней. От рук того, кому она не ответила взаимностью…

Теперь у её могилы часы проводит классная дама. Для неё, живущей в иллюзорном мире, Оля Мещерская стала новым центром вселенной, новым объектом мыслей, вместо погибшего брата. Оля, не увидевшая юности, оставила след в её разуме, как и в разуме читателя.

«Лёгкое дыхание» я прочла по настоянию друга. Сказав ему, что сделала это, я услышала вопрос: кто же такая Мещерская – блудница или настоящая женщина? И действительно. Кто она? Каждый имеет право на собственное мнение. Как мне кажется, она – женщина. Кроме того, весьма ответственная. Ведь не по её желанию сотворили с ней это, не она развратила мужчину. К тому же, она не возненавидела мир, не стала замкнутой – она повела себя спокойно, подобающе женщине, научилась быть ею, пусть и пришлось сделать это значительно раньше срока. Сегодня у многих таких Олей Мещерских не хватает на это мужества. Или всё же женственности?..

#литература #бунинлитература