Какие кризисы мы проходим с самого момента зачатия, для чего и как получить максимум из этого периода?
Кризис - это личное внутреннее изменение, происходит изнутри. Напряжение для перехода в новый возрастной период и формирование личности. Без кризиса не образуется систем защиты и целостности личности.
В каждом этапе своя потребность, которую нужно реализовать, чтобы добрать потенциал этого возраста.
Если этого не происходит упускаем базовые навыки и личностнообразующие качества.
Каждый последующий этап позволяет пройти более эффективно следующему.
Если подойдя к кризису среднего возраста не добрали потенциала прошлого (более ранних кризисов), то будет регресс, т.е. откат назад.
- Рождение тела (от зачатия до 2 месяцев)
Потребности кризиса:
+ чтобы ждали и любили, быть в безопасности
+ формируется картина мира (через мамино восприятие)
+ выбрать жизнь (мне в этом мире рады, я тут нужен)
+ базовая телесная безопасность. Контакт с телом (мне в моем теле хорошо, я его чувствую)
Что чувствует взрослый, не прошедший этот этап
- состояние "я не нужен миру", "со мной что-то не так" и "с миром постоянно что-то не то", "мир ко мне враждебно настроен",
- ощущение "меня нет" и "я эту жизнь не выбирал"
- неприязнь к своему телу
- не ощущает потребностей тела и его состояния (обращает внимание только когда болеет)
- зависимости (от еды, алкоголя, курения, секса и тд). Зависимость - это создание безопастности.
Методы самопомощи (выбрать подходящие)
= Налаживать контакт со своим телом:
= телесные практики, телесная терапия;
= обязательно подходящий вид активности (от растяжки до бокса), искать свое
=все телесные контакты объятия, доглаживая
=практики пеленания, практика ручеек (протиснуться, пролезть, под тяжелым весом)
= спать под тяжелыми одеялами
= сворачиваться калачом
= укладывать себя спать и петь колыбельные
= возвращать себе безопастность в теле (принятием, уходом, заботой и любовью)
= люди в окружении, которые говорят "с тобой все хорошо, даже если просто дышишь"
= поддерживающие мероприятия (женские круги, обнимательные вечеринки и тд)
- Эмоционально - чувственное (от 2 мес до 1 года)
Потребности кризиса:
+ эмоциональный контакт со значимым взрослым (чтобы этот контакт состоялся, взрослый должен быть в контакте со своими эмоциями)
+ потребность в безопасной привязанности
+ возможность доверять - меня не бросят, не подведут
Что чувствует взрослый, не прошедший этот этап
- неумение выражать и проживать эмоции
- нечувствительность к другим людям, событиям
- разъединенность с окружающим пространством (не чувствую что происходит, не чувствую реальности как она есть)
- нет вкуса к жизни (в норме человек испытает всю амплитуда эмоций и именно это и дает ощущение наполненности жизни)
- страх одиночества
- страх, что отвергнут, что не чувствуют, не видят
- страх довериться
- непонимание похожести - кто мне подходит, а кто нет
- избегание близости в отношениях
- отсутствие эмпатии
- панические атаки
- тревоги (это переизбыток чувств)
- депрессии, субдепрессии
Методы самопомощи (выбрать подходящие)
- терапия с психологом
- находить людей и места, где вам будет безопасно проживать свои эмоции
- организация уюта в доме
- создание в доме "своего" места - своего личного пространства
- плакать, плакать, плакать - и делать все, что помогает плакать: фильмы, книги, терапия
- техника признания свои чувств и называния их (признаю что злюсь, признаю, что чувствую вину, признаю, что хочу ударить кого-то и тд и вдох- выдох с этим признанием)
- плакат с названиями эмоций, чтобы определять их, называть и так расширять свой спектр чувствительности
- дневник эмоций
- внимание других, когда другие замечают и распознают ваши эмоции и вам их называют (например, что-то ты грустный, злой тд)
- все, что пробивает на эмоции (у каждого свой ряд особенностей, астрологическая карта поможет подобрать индивидуально)
- формировать доверительные отношения с кем-то (хорошо помогает любовь и терапия)
- Рождения Я - личности. От 3 до 7 лет
Потребности в этом возрасте:
- самоценность (я ценен по факту рождения)
- уникальность
- я сам себя понимаю, сам себя знаю
- я автор своих действий, решений, выборов (а не жертва каких событий и обстоятельств ...)
- доверие себе
- вера в себя
- умение играть и творить - игра, как процесс жизни
- отделение себя от общего
- говорить нет
- упрямство, протест порядкам и правилам, я сам
- дерзость
- включатся в свою жизнь (а не я+мама одно целое)
- потребность в значимости и одобрении (подтверждения ищет психика)
- ощущение себя (есть я, что мне подходит, где страшно, куда я не хочу),
- начинается идентификация похожести (вижу себя в людях, в основном это отец, узнаю себя в других, понимаю с кем я соотношусь, а с кем нет) - познанность и понятность (насколько я себя понимаю, насколько мной интересуются и понимают)
- я сам на своей стороне - я за себя
- эмоциональная - чувственная любовь к себе
- личные границы
- свое мнение
- витальность - способность жить, расти и развиваться
- общий запас сил, энергии для расширения своей зоны комфорта
- приложение воли
Что чувствует взрослый, не прошедший этот этап
- потерянность
- непонимание своих желаний, себя
- зависимость от мнения других людей
- отсутствие интереса к жизни
- придание важности кому угодно только не себе
- нет собственного мнения
- невозможность приложить усилие и волю ради того, что хочется
- деструктивные состояния направленные на себя
- отсутствие и непонимание личных границ (своих и чужих)
Методы самопомощи (выбрать подходящие)
= дособирать себя собственным интересом к себе и к своей жизни
= изучать себя и исследовать через всевозможные методы - астрология, нумерология, типологии, физиогномика и тд. А главное опытным путем: наблюдением за свой жизнью, обстоятельствами в которых зажигаетесь, получаете прилив сил, радости.
= искать во внешнем мире людей, которые вас вдохновляют (присваивая себе те качества, что в них есть и размещая их в своей жизни)
= наблюдать какие качества в людях раздражают (это ваши теневые части личности) и этому тоже находить место в себе. То есть допустить, что и эти качества есть и вас.
= говорить себе на все: ДА, я пробую, проверяю, действую, мне можно
= искать что зажигает
= определить свои качества и навыки, которые уже есть и составить список тех, что хочется развить.
- Рождение социальной личности с 7 до 18 лет
Потребности:
+ желание обучаться (интерес к обучению должен сохранится на всю жизнь)
+ переход в социум - ребенок старается спрогнозировать ожидания и соответствовать им, ищет одобрения и подтверждения.
- Что чувствует взрослый, не прошедший этот этап
- неверие себе
- синдром самозванца
- страх учиться новому
- страх ошибок, что скажут люди
- страх проявляться
- жизнь в маске "удобного человека"
- ощущение никчемности
- самобичевание
Методы самопомощи (выбрать себе подходящий)
= идти в обучение и новое из интереса, пробовать и разрешать себе бросать
= хвалить себя
= говорить себе - да, ты больше, чем внешние оценки
= присваивать себе свой результат и опыт полученный в процессе
= благодарить себя за все, что делаете и не делаете
= хвастаться
= поддерживать себя
= специально опозориться (практика контролируемый стыд)
= брать вызовы для себя
= делать что-то вообще по-другому не так как всегда
= иметь в окружении людей, которые видят вас больше, чем текущий результат: говорят про ваши таланты, способности, подчеркивают что хорошо получается (а значит становиться самому таким человеком)
- Пубертатный возраст и монада - 9-17 лет
Признаки кризиса:
+ бунт, протест
+ сепарация от родителей
+ выход во взрослость, в свою опору
+ возможность самостоятельно обеспечить свою жизнедеятельность
+ поиск своих, понимание чужих
+ желание оторваться от систем, в которых был раньше и присоединиться к другой (проводники, другие взрослые, лидеры в компаниях)
+ друзья важнее, родители раздражают
+ важны социальные связи
+ важно признание социальной группой
+ поиск своего дела/занятия по душе
Что чувствует взрослый, не прошедший этот этап
- страх быть одному (если я один, то я бракованный, сломанный)
- страх противостоять обстоятельствам
- отсутствие автономии
- удержание отношений не из выбора и любви, а из страха
- зависимость от родителей как материальная, так и эмоциональная (опора на их одобрение и их мнение)
- заслуживание внимания и любви
Методы самопомощи (выбрать подходящий для себя)
= устраивать жизненный бунт - менять что-то кардинально
= на какое-то время уходить в автономность, завершать или ставить на паузы имеющиеся контакты
= менять окружение
= отдельное жилье
= личное пространство и время
= поездки и отпуска в одиночестве
Период “тест гипотез” с 17- 28 лет
Задачи периода:
+ тестировать стратегии жизни
+ проверять свои жизненные установки
+ идентифицировать шаблоны поведения и мышления - что заложили в нас наши родители предки. Проверяем насколько они нам подходят, как они работают, как влияют на нашу жизнь.
Именно потому что цель периода ТЕСТИРОВАТЬ на этом этапе происходит много житейских кризисов: предательства, сексуальности, отношений, материнства, брака, карьеры.
Что делает взрослый, если принимает кризисы как удары, а не как возможность
- живу как говорят, не исследуя то что мне подходит, а что нет
- мое поведение такое и меняться не собираюсь
- не пытается разобраться и проанализировать как поступил, почему и можно ли делать по-другому - мышление не меняется
- живет по чужим шаблонам жизни
- живет чужими чувствами, а не своими и не своей личностью
- живет не своими желаниями
Методы самопомощи (главное понять подход)
= Поставить себе вопрос: доверяю ли я себе?
= Поставить себе вопрос: доверяю ли я собственным решениям?
= Поставить себе вопрос: беру ли я ответственность за свои решения на себя?
= отстраняться от родителей и предков
= допройти предыдущие этапы
= !основное: решительно и смело пробовать, начинать и заканчивать (боитесь отношений - идете в отношения, боитесь менять работу - меняете и тд)
- Социальный и смысловой кризис.
Кризис среднего возраста (может проходить от 28 до 50 лет)
28-30 лет
Первый экзамен, того как были пройдены прошлые этапы.
Признаки периода:
+ окончательное отделение от рода (в первую очередь в психологическом смысле)
+ осознание разницы между своей жизнью, своими выборами, желаниями и жизнью моих предков
+ внешние персоны родителей переходят во внутрь и трансформируются в подходящие
+ к 30 годам я сам себе могу быть: поддерживающим, понимающим родителем, ответственным взрослым, который выбирает как выгодно и удобно ему в долгосрочной перспективе, в контакте со своим маленьким ребенком. Сам себе хороший друг, любимый человек, надежный партнер и тд.
Что чувствует взрослый, если не прошел качественно этот этап
- откаты в детские, инфантильные состояния
- жалость к себе
- обвинение других - мир несправедлив
- ничего не сбылось, не получилось, обесценивание всего прошлого опыта
- загнанность
- выгорание
- ощущение ловушки (брака или работы)
- нет интереса к собственной жизни
- поиск предназначения (как внешнего дела или профессии)
- мнение кого угодно важнее, чем собственное
- отрицание опыта предыдущих кризисов, обесценивание их потенциала
- депрессии, субдепрессии.
Методы самопомощи
= !Главное допроходить прошлые этапы, собирая целостность и опору на себя - “Опыт сын ошибок трудных” А. С. Пушкин
= смелость получать опыт трудностей, терпения, умеренности, дисциплины и возможность делать, что-то в долгую, системно
= искать ЗАЧЕМ,(то есть смысл): для чего большего я это делаю/живу/дышу/ем
= находить контакт со своими смыслами
= создавать свои смыслы и находить свои ценности
= отвечать себе на вопрос: зачем я это делаю?как я это делаю? что я хочу прожить? и какой опыт получить?
Разворот кармических узлов 35-37 лет
+ тяготение к получению определенного опыта и задач на это воплощение
+ при адекватной реализации предыдущих этапов - развитие и прокачка качеств и талантов, которые совершенно новые для вас
Например: начальник может стать подчиненным, большой босс стать мамой, инженер проявить актерский талант на сцене, программист завести питомник и тд.
Что чувствует взрослый, оказавшись в остром кризисе среднего возраста
- все рушится во всех сферах, жизнь словно рассыпается
- прежние интересы не зажигают
- все вокруг стало серым
Методы самопомощи
= терапия
= поиск смыслов
= астрологическая консультация. В натальной карте можно получить информацию о задачах на воплощение, зону ответственности, которая служит прочным стабилизатором и пространством для развития (например собственное тело, семья или финансы), смыслы и ценности.
Кризис пожилого возраста (после 60)
Потребность:
+ передавать знания и опыт
Что происходит на уровне внутреннего состояния
- синдром опустошенного гнезда
- потеря соц. смысл
Методы самопомощи
= стараться окружать себя людьми, которым можно передавать знания, делиться опытом