Найти тему
Олег Сунцов

ТРИ СПОСОБА ПОЗНАНИЯ МИРА


Обязательно ли должен быть наставник, учитель? Обязательно ли должен кто-то мне говорить, что хочет Творец? Нужен ли посредник между мной и этим Творцом?

Один раз на лекции я провел такой эксперимент. Я позвал одного слушателя, его звали Дмитрий, на сцену, дал ему баночку и попросил в течение 15 секунд дать мне ответ, что это за баночка, для чего она, откуда она. Дмитрий ответил, что это металлический блестящий предмет, внутри густая мазь, которая не имеет запаха, и, скорее всего, ее используют женщины. Каким образом этот человек исследовал эту баночку? Он наблюдал за ней, вспоминал, ассоциировал, проводил анализ. То есть после 15 секунд интенсивного экспериментального исследования Дмитрий пришёл к выводу, что это металлическая банка и что она может пригодиться в быту, особенно женщинам. И всё. Он всё узнал об этой баночке? Нет, он не узнал самого главного.

Оказывается, с точки зрения Вед существует три способа понять, что это за баночка.

Первый способ называется «посмотреть». На санскрите – «пратйакша». «Акша» значит «глаза», «пратья» значит «то, что перед нашими глазами». И вот Дмитрий посмотрел: металл, лёгкая вещь, какая-то мазь.

Какой потом происходит процесс? Он начал сопоставлять и анализировать. Он же видел и раньше разные баночки, и эта баночка похожа на ту, которая стоит на тумбочке у его жены. Поэтому он подумал, что ею пользуется женщина. На санскрите этот этап познания называется «анумана». «Ану» значит «следовать», «ман» – это ум. «Следовать за умом», то есть человек начинает размышлять. Он начинает сопоставлять факты, которые у него есть, для того чтобы понять, на что же это похоже.

Но существует еще третий способ. Дмитрий им не воспользовался. Ему надо было спросить у меня. Этот вид познания называется «шабда» – звук. То есть мы познаем через общение, спрашиваем у того человека, который в этом разбирается.

Каждый день мы с вами пользуемся всеми этими тремя методами познания. Например, я читаю лекцию и верю своим глазам, что передо мной сидят люди. Могу я этому верить? Да. Могу я верить в то, что они меня слышат? Да. Я даже могу думать, что им, наверное, нравится, судя по их лицам, или могу подумать, что это связано с тем, что было до лекции. Но есть особенность: не нужно переоценивать свои способности. Не нужно чрезмерно много надежд возлагать на нашу способность воспринимать мир с помощью наших чувств и с помощью нашего разума. Конечно, мы этим пользуемся. Но чем более тонкая сфера, которую мы собираемся исследовать, тем труднее её исследовать с помощью наших чувств и с помощью нашего ума.

У меня за окном люди строят дом. И я так смотрю и думаю: «А что такого? Это такая простая вещь». А ведь надо столько учесть нюансов, чтобы в доме можно было жить. Например, надо учесть такой момент, как точка росы. Если эта вещь не учтена, то у вас всё время дома будет всё запотевать. Или если вы используете один материал, то будет один воздух, а если другой, то все будет промерзать. Я уж не говорю про Васту-шастры: если у вас окно не в том месте, то у вас всё время голова будет болеть дома. Кто-то может до этого догадаться, глядя, как они строят? Но попробуйте потом построить, глядя на это. Возникнут сложности.