Добрый вечер, уважаемые читатели! Лет 10 назад, учась в Свято-Тихоновском университете, я писала работу "Развитие личности в православной антропологии и гуманистической психологии". Сегодня хочу поделиться отрывками из этой работы. Для чего? Мне кажется, что христианину, который решил обратиться к психологу, нужно знать некоторые принципиальные вещи...
Психология оформилась как наука в конце XIXв., до того момента знания о душе были рассредоточены в философии, истории, медицине. С другой стороны, целостную систему знаний о человеке имело традиционное для Европы христианство. Однако, научное знание, как правило, отвергало его, и психология развивалась, ориентируясь, в первую очередь, на естествознание.
Параллельно с развитием науки шел процесс секуляризации общества, то есть отвержение христианских законов и организация жизни вне Церкви. Как говорил великий русский старец преподобный Силуан Афонский: когда люди ушли из Церкви, их духовниками стали психологи.
Необходимость развития психотерапии и психологии была обусловлена проблемами, с которыми люди обращались ко врачам. В отличие от З. Фрейда, противопоставлявшего психоанализ религии, К. Г. Юнг заявил о том, что у религии и психотерапии одна цель – врачевание человеческих душ.
Однако, имея общее поле деятельности, психотерапия и религия имеют разные цели, а именно:
1. Цель психотерапии – обеспечение психологически комфортного и цельного бытия личности;
2. Цель христианства – подготовка человека к встрече с Богом, которая предполагает покаяние и изменение своего «я» согласно учению Иисуса Христа.
В православной антропологии человек рассматривается как высшее творение Божие по образу и подобию, потенциально бессмертное, имеющее власть над всем видимым миром, свободным в своем самоопределении. Цель бытия человека – соединение со Своим Творцом, познание Бога.
По мысли святых отцов, первый грех был совершен Адамом и Евой из-за оскудения любви к Богу. Отсутствие покаяния привело к катастрофе в бытии первых людей: они впали в противоестественное состояние – тления, смерти и удобопреклонности ко греху.
Удобопреклонность ко греху – это состояние, когда грех сделался как бы свойственным природе человека, а добродетели противоестественны. Как восклицает апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15).
В состоянии падшести человечество пребывает по сей день. Православная антропология учит, что такое состояние является неестественным для человека, соответственно, земная жизнь мыслится как преодоление этого через покаяние и изменение жизни (борьба с грехом) согласно учению Иисуса Христа посредством благодати Таинств Церкви.
Представления гуманистической психологии о человеке выражаются следующими принципами:
1. Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей к самореализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.
2. Принцип целостности личности как сложной открытой системы, направленной на реализацию своих потенциалов.
3. Принцип гуманности, означающий, что человек по природе добр и свободен, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным.
Таким образом, коренным отличием православной антропологии от гуманистической является то, что естество человека искажено грехом, испорчено, а не благо!!!
Из этого следует различие в методах врачевания душ. Церковь всегда будет учить, что причина нестроений лежит внутри человека и нужно менять себя: помыслы, чувства и поступки в соответствии с Евангелием.
Психология же обращает внимание человека на изменение внешних условий. Даже в самом себе предлагая менять мотивацию, отношение, установки и т. п.
Закончу статью цитатами знаменитого американского психолога и святой:
«Однажды станет ясно, что единственный смысл преподносимых мною взглядов таков: человек по сути своей добр и движется в направлении самореализации, если только ему предоставить такую возможность». Карл Роджерс - представитель гуманистической школы.
"В познании греховности своей душа верою познает Господа. А в самости что она будет видеть и знать, кроме себя? А свое "я" как бы они ни было хорошо и украшено добром, что оно может дать? Ни света, ни жизни." (Игумения Арсения Серебрякова)