[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Польша требует от Германии репарации по итогам Второй мировой войны. Неужели Варшава открывает ящик Пандоры, который может привести к новому переделу границ Европы?
Много лет назад в Польше создали комиссию по подсчету ущерба от Второй мировой войны, суммы они насчитали астрономические. Глава правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил, что ущерб составляет полтора триллиона долларов. На эти деньги всех американцев можно было бы отправить в 11-недельный отпуск, и еще полтриллиона бы осталось. А поляки, похоже, и вовсе смогут целый год не работать.
Некоторые аналитики увидели связь между польскими требованиями и диверсией на газопроводах.
Кристоф Хёрстель, политолог: «Не исключено, что Польша принимала участие в американской диверсии на газопроводах „Северного потока“, поскольку задействованные в ней американские вертолеты базируются в Гданьске. Ясно одно: время выбрано таким образом, чтобы надавить на Германию. Германия не отправляет на территорию Украины танки, да и в целом осторожничает в принятии решений о поставках Киеву. Более того, взаимоотношения Германии и России в ретроспективе складывались значительно лучше, чем у Польши, а это для Лондона и Вашингтона словно бельмо на глазу».
И ведь какое стечение обстоятельств: Польшу, которую ждет успех именно как союзника США, в своей книге «Следующие сто лет», предсказал Джордж Фридман, как и многое уже сбывшееся. Поляки, считает он, — восходящие звезды европейской политики, идущие на смену старым лидерам. Впрочем, политолог не может не знать: если предсказанный им взлет состоится, он будет не первым.
Даже большевики не тронули памятник Минину и Пожарскому в Москве, понимая значимость событий 1612 года для восстановления лежащей в руинах Смутного времени страны. Во время второго ополчения главным врагом были поляки. Речи Посполитой только через полтора века предстоит первый раздел, а потом и следующие, в результате которых она на время исчезнет с карты. Возрождаясь, поляки не забывают о своем прошлом величии, мечтая восстановить Польшу в границах 1772 года.
В 1920-е годы после развала Российской Империи, едва появившись на карте, Польша требует у Лиги Наций выделить ей колонии в Африке. Колоний не дают, а меньше чем через два десятилетия в Варшаву входят немцы. И вот сейчас, когда шляхтичи требует репарации с Германии, многие убеждены: этим они открывают даже не ящик, а настоящий сундук Пандоры. И если в Европе все вдруг вспомнят зарубцевавшиеся уже обиды, это может привести к новым разделам Старого Света.
Требование репараций, от которых СССР и Польша отказались еще в 1953 году, может напомнить немцам о другом факте — треть Польши состоит из земель, отторгнутых от Германии после Второй мировой войны.