Белизна - угроза Черноте.
Белый храм грозит гробам и грому.
Бледный праведник грозит Содому
Не мечом - а лилией в щите!
Белизна, нерукотворный круг!
Чан крестильный! Вещие седины!
Червь и чернь узнают Господина
По цветку, цветущему из рук...
Марина Цветаева. 1918 год.
Великим поэтам вместе с даром творить стихи, вероятно, дается особая тонкость душевной организации. И именно за такими необыкновенными душами поэтов, как за драгоценными жемчужинами, ведет охоту завистливый противник Бога в первую очередь, искушая человека самим искусством. Тем более, что Марина Цветаева была человеком православным, глубоко верующим и любящем императорскую семью, с которой лично был знаком её отец. Любовь к Царю, как помазаннику Божию конечно определяет внутреннюю дисциплину человека! Она очень переживала отречение Царя, и посвятила трогательные стихи цесаревичу.
За Отрока — за Голубя — за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,
Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий — Димитрий.
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него — любовной благодати?
Грех отцовский не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия,
Царскосельского ягненка — Алексия!
Но Россия не сохранила ягнёнка Алексея. И у Марины с 1917 года жизнь покатилась под откос. Активное неприятие дел зла, выраженное ею в поэтическом слове (особенно в "Лебедином стане") с христианских позиций, является актом духовной борьбы. Именно в этой духовной борьбе ее поэзия приближается к своему высшему назначению – служению Богу. В разыгрывающейся трагедии гражданской войны она смогла увидеть не просто противостояние слоев русского общества, но борьбу духовных начал, нашедшую выражение в противопоставлении греха - чистоте, Содома - праведнику, предательства - верности, низости - чести. Ясно выражено это в стихотворении "Белизна - угроза Черноте" ( приведённого в начале статьи).
Марина родилась в христианской семье, чтила православные праздники, ходила в церковь, дочь свою учила молиться. В дневниковых записях 1920 года читаем следующий разговор Марины Цветаевой с Вячеславом Ивановым:
- Вы христианка?
- Теперь, когда Бог обижен, мы должны помогать быть Богу. В каждой бедной встречной женщине распят Христос. Распятие не кончилось, Христос ежечасно распинается, - раз есть Антихрист.
- Словом, вы христианка?
- Думаю, что да. Во всяком случае, у меня бессонная совесть... И кроме того - я больше всего на свете люблю человека, живого человека, человеческую душу, - больше природы, искусства, больше всего...
Поэт Цветаева с душевной болью и восхищением повествует в своих произведениях о Воине Христовом - священнике церкви мчч. Бориса и Глеба, призывающего прихожан встать на защиту святыни и Самого Господа Иисуса Христа. Главным в них являются чувства смирения перед Промыслом Божиим.
Бог прав, - писала Марина. И надо научится смирению...
Но смиряться приходилось редко. Она сопротивлялась вечной своей боли... В письме к другу юности она писала: "Мне больно, понимаете? Я ободранный человек, вы все в броне. У всех вас: искусство, общественность, дружбы, развлечения, семья, долг, у меня, на глубину, ни-че-го. Всё спадает, как кожа, а под кожей — живое мясо или огонь. Я ни в одну форму не умещаюсь — даже в наипросторнейшую своих стихов! Не могу жить. Всё не как у людей. Что мне делать с этим?! Я самый беззащитный человек, которого знаю. Я к каждому с улицы подхожу вся. И вот улица мстит». Она была запредельно одинока. Быть может никто из живущих и не понял её трагедии. Но наследство, её богатое наследство досталось нам даром, ей - ценою жизни...Её стихи современны так, будто написаны сегодня! Особенно о России. Через 100 лет нам вернулось чернота, потому лишь, что мы предали Господа и не сохранили Царскосельского ягненка — Алексия!
Всё прозрачно. Марина будто написала сценарий современной жизни. И если мы будем с БОГОМ - мы будем БЕЛЫ! А если с противником БОГА - черны... Выбор за нами.