Ферганская область, город Коканд, Учкуприкский район, на другой стороне от базара не доходя до шашлычной дорога направо, там несколько раз повернуть и мы на месте.
Мы живём в классическом кишлаке среди коренных учкуприкцев (учкуприкчан?) и по этому поводу завидуем сами себе. Мы слышали о повышенном уровне гостеприимства в Азии и уже успели проверить на своей шкуре гостеприимство индийцев, но если индийцы выделяют белым гостям лучшую комнату в доме (спальню хозяина), то узбеки выделили нам целый дом.
Это наверное какой-то лишний дом, скажете, недостроенный, списанный? Неа. Это полноценный дом, в котором живёт семья узбеков, но в настоящий момент они все в Москве.
Кто нам разрешил тут жить? Родственники этой семьи по линии жены. Здесь так принято, здесь так живут. Мой дом = дом моей семьи. Гости моей семьи = мои гости. Мы в буквальном смысле живём в большой узбекской семье, но не в одном доме, а в одном кишлаке.
Как выглядит кишлак?
По-нашему, это частный сектор, где нет заборов, вместо заборов - дома, обращённые глухой стеной к улице. С улицы мы сразу попадаем в дом или в пространство между двумя домами - узбеки не мелочатся в строительстве, в каждом дворе может оказаться по два-три строения:
Один мой, там мама живёт, этот гостевой, а четвёртый уже старый, его надо снести и построить гараж. И здесь тоже переделаем, сын вырастет - будет жить.
Откуда столько места?
Оказалось, что землю узбеки получили по распределению ещё во времена СССР и начали активно строиться только в конце девяностых, на деньги, которые заработали в Москве.
Наша улица, например, считается новой - ей всего около тридцати лет и здесь ещё не поставили уличные фонари.
Мы активно перемещаемся по долине и успели побывать в гостях у нескольких семей, в каждой из них предлагали ночлег, и всегда это был отдельный дом в пределах одного двора.
Здесь так живут
В каждом дворе есть сад, грядки с овощами, беседка, место под плов, кран с водой и какая-то живность: куры, коровы, кролики, собака.
Оговорюсь только, что в гости нас приглашают не бедные узбеки, в основном бизнесмены. Мне даже кажется, что это тенденция: богатые люди потому и богатые, что любят разноплановые взаимодействия с людьми, и умеют не только брать, но и отдавать.
Жилые пространства в домах устроены очень просто и одинаково, как вагон купе: длинный коридор, слева окна, справа комнаты. Другой вариант: комната с дверью в другую комнату, и так до бесконечности.
Туалетов, как правило, два: один внутри дома и один на улице. В одном доме нас даже удивили баней, правда баня у узбеков другая, не из дерева, а из бетона. Ну, тоже хорошо.
На карте кишлаки выглядят лабиринтами, а по факту, все дороги неизбежно ведут к центральному шоссе, за небольшим исключением, о котором нам обязательно крикнет кто-нибудь из прохожих: йок, йок, туда не ходи, сюда ходи!
Мы тут единственные туристы и весь Учкуприк, включая соседние кишлаки, уже в курсе, кто мы такие, к кому приехали и где живём. Сегодня зашли в магазин, а там владелец стоит улыбается:
Здравствуйте. Вы Алексей, да? А я знаю. Я видел, вы здесь ходите, хотел подойти познакомиться, а вы вот сами ко мне зашли.
Нас тут так засосало, ребята! Хотим ехать дальше, но никак не расстанемся с этими прекрасными людьми и этой прекрасной долиной. Ну хотя бы до Самарканда и обратно, мы вернёмся, обещаю!