Когда-нибудь задумывались о том, как компьютерный прогресс дошёл от многотонных махин до компактных, но сверхпроизводительных игровых ПК? А как насчёт видеокарт? Первые компьютеры были сделаны совсем не для игр. Основные вехи на пути развития от графиков на бумажных листах вместо экрана до последних поколений Nvidia и AMD смотрите ниже.
— Середина XX века. Первый экран
Огромные компьютеры используются в военных целях: для шифрования секретной информации и расчёта траекторий стрельбы из артиллерийских орудий. До британской Manchester Small-Scale Experimental Machine инженеры получали информацию от компьютеров в виде графиков осциллографа. В 1948 году операторы Манчестерской малой экспериментальной машины впервые смогли увидеть информацию на прототипе экрана. Показания выводились с помощью ЭЛТ-трубок — далёких предков современных мониторов. Вскоре, в 1951 году, американцы запускают компьютер Whirlwind I. Он «служил» в противовоздушной обороне и полноценно отображал показания радаров на графическом дисплее. Машина занимала 307 квадратных метров, а общий вес всех узлов — 9,1 тонн.
— 1981 год. Первый видеоадаптер
IBM выпускает видеоадаптеры MDA и CGA на отдельной плате для своего нового ПК. Они вставлялись в специальный слот шины. Компания отлично продумала позиционирование: MDA отображал только монохромный текст. CGA мог вывести на экран несложную графику, но с меньшим разрешением. В итоге IBM PC с разными видеоадаптерами делился на «бизнес» и «геймерскую» версии.
— 1995 год. Первая 3D-видеокарта
С 1981 года вышла куча разных видеокарт, но миру необходимо что-то новое. Настаёт время для триумфа компании S3. Вышедший в 1995 году S3 ViRGE считается первым в мире ускорителем трёхмерной графики. Слабый в обработке 3D даже по тем временам S3 ViRGE занял свое место в истории. Помогла низкая стоимость и отсутствие достойных конкурентов. Геймеры середины 90-х приблизились к технологическим чудесам.
Как вам экскурс в историю?
Если знаете ещё интересные факты о развитии видеокарт, самое время поделиться ими в комментах!