Есть в слове «летучий» что-то озорное, гусарское. Не беда, что из позапрошлого столетия. Золотой век русской словесности, по определению поэта и критика Петра Александровича Плетнёва, был для России значимым во многом, и ждёт переосмысления в наши дни.
Наследники царско-сельских лицеистов, героев 1812 года, исследователей Дальнего Востока, строителей Транссибирской железнодорожной магистрали, сегодня пишут новую летопись страны, выбирая номинантовВсероссийской премии «Больших перемен». Летучие команды — это сплав энергия младших и мудрости старших. Ребята, их родители и педагоги сообща дают оценку номинантам премии — лучшим образовательным, развивающим и развлекательным проектам для детей и юношества. Как это происходит?
Летучая команда, а это 5 - 10 настоящих энтузиастов своего дела, знакомится с проектом, заявленным на соискание премии «Больших перемен». Понятно, что дети и взрослые, а тем более — педагоги, то есть взрослые с профессиональным уклоном, увидят в номинанте что-то своё. Поэтому у летучей команды припасены разные проверочные листы: для младших, для старших, для учителей. Пересечение точек зрения даст лучший результат.
Например, детям предлагается оценить номинанта по самым простым критериям: «классно и актуально», «полезно и удобно» и «новое и впечатляющее». По каждому из них можно присудить не более трёх баллов. Один балл даст сигнал номинанту пересмотреть проект к лучшему, три балла — это уже повод освободить на стене место под будущий почётный диплом Премии.
Что оценивают родители? Им важно, насколько ребёнок может быть вовлечён в проект, легко ли разобраться в нём, удобно ли добираться до места, какова стоимость участия, организовано ли питание? Если кормят невкусно или перекусить негде, то — беда! Ну и, конечно, на родительскую оценку соискателя премии повлияет оформление и увлекательность проекта. В общем, в оценочном «родительском» листе найдутся вот такие категории оценки: «это качественно», «это доступно», «это социально-значимо».
Педагоги берут на себя оценку более глубоких профессиональных составляющих проекта. Сколько человек единовременно смогут в нём участвовать? Развивает ли он полезные навыки у детей, какие и сколько? Сугубо профессиональный критерий — методическая и воспитательная обоснованность проекта: в это другим членам летучей команды лучше даже не погружаться. Однако и педагогу может не понравиться, как оформлен проект, и педагогу может быть скучно. Или наоборот. Это он тоже может отразить в опросном листе. По тем же трём баллам, что в распоряжении у всей летучей команды.
Баллы суммируются. А времени остаётся всё меньше. Может, потому команды и названы летучими, что времени на оценку отпущено совсем немного. На втором этапе отобрать надо не мало, целую 1000 лучших номинантов в каждом из 89 регионов страны. И впрямь, приходится действовать лихим гусарским наскоком! Увлекательнейшее дело! Кстати, попасть в летучую команду или создать свою — проще некуда. Надо зайти на www.премия.дети и заполнить заявку на участие.
Забегая вперед, отметим, что на третьем этапе, который начнется 11 ноября каждый житель России (и не только) сможет принять участие в настоящем народном голосовании! И вот по результатам этого этапа останется всего 200 лучших проектов!
Да уж размах у премии поистине – всероссийский и всенародный!