Найти тему

"Лучшего союзника не найти, но это наш вρаг" - Американские эксперты о стратегии России в мире

Какова грандиозная (общая) глобальная стратегия России. Насколько правдивы слова ее лидеров. Новое исследование "Великая стратегия России: Риторика и реальность", проведенное RAND Corporation (Army Research Division), некоммерческим аналитическим центром по международной политике, базирующимся в США, рассматривает общую стратегию России и дает важный взгляд на направление российской внешней политики и ее реакцию на вызовы национальной безопасности.

Основываясь на оценках российских лидеров, политиков и экспертов, авторы исследования изучили долгосрочную стратегию России и цели, которые она пытается достичь. Затем они сравнили заявленные цели с фактическими действиями России, чтобы определить, насколько действия России соответствуют тому, чего она надеется достичь в долгосрочной перспективе.

Ниже приведены основные выводы статьи

Большая стратегия или общая глобальная стратегия страны описывает ее постоянные интересы и то, как она намерена защищать или продвигать эти интересы с помощью внутренних и международных механизмов против предполагаемых угроз.

По мнению исследователей, понимание большой стратегии России (ее долгосрочной стратегии продвижения национальных интересов) поможет США, их союзникам и Кремлю предвидеть действия и реакции, избежать стратегической неожиданности и "оценить глубину и характер потенциальных конфликтов между Россией и США".

Великую стратегию действительно можно понять и проверить, изучив модели поведения страны, а также цели, декларируемые ее лидерами и ключевые документы. С этой целью авторы доклада не только излагают общую стратегию, провозглашенную российским руководством, но и сравнивают ключевые положения с реальным поведением России.

По мнению авторов, российское руководство "считает, что нынешний международный порядок переходит от однополярной системы, ориентированной на Запад и возглавляемой США, к многополярному миру". С точки зрения Кремля, этот переход не только неизбежен, но и желателен, он приведет к глобальной стабильности, процветанию и более заметной роли России как регионального лидера и крупной державы".

Однако российские лидеры считают, что переходный период усилит геополитическую нестабильность и значительно увеличит потенциал для конфликта. Они считают, что Запад будет "сопротивляться неизбежному относительному упадку и вести себя нестабильно".

Из этого предположения следует вывод, что России нужны сильные вооруженные силы, чтобы иметь возможность защищать свои национальные интересы от разнообразных угроз, особенно "со стороны соседей".

Таким образом, Москва пытается не только переждать якобы нестабильный переходный период, но и ускорить переход к полицентричному (многополярному) миру, если видит хоть малейшую возможность для этого. После завершения ожидаемого перехода Россия надеется на восстановление стабильности, "характеризующейся сотрудничеством между крупными державами, уважающими жизненно важные интересы друг друга".

В этом новом полицентричном мире, который ожидает Москва, Россия видит себя одной из крупнейших держав, "играющей ведущую роль в постсоветской Евразии и имеющей глобальное влияние в крупнейших международных организациях".

Основные выводы

Авторы доклада выделили шесть ключевых элементов из широкой тематики заявленной гранд-стратегии России.

1) Россия должна готовиться к все более сложной угрозе "внутренней нестабильности и межгосударственной войны".

2)В этом регионе Россия намерена поддерживать свое влияние с помощью "мягкого лидерства".

3)Россия должна быть готова как к "ограниченным, мелкомасштабным войнам на периферии", так и к возможности "бесконтактных" войн со своими противниками.

4)Россия должна сосредоточиться на региональных ситуациях по соседству; экстерриториальная военная сила не нужна.

5)Россия хочет не ослабления Запада, а скорее "избирательного сотрудничества, принятия мер по ограничению амбиций Запада и изменению его внешнеполитического поведения".

6) Россия переносит свое политическое и экономическое внимание на то, что она называет "новыми центрами силы", такими как Бразилия и Китай - с Запада, который, по ее мнению, находится "в относительном упадке".

Детально проанализировав эти факторы и сравнив перечисленные ожидания с реальными действиями и решениями России, исследователи пришли к пяти общим выводам

1. В целом, заявленная Россией стратегия "может рассматриваться как надежный предиктор" поведения страны.

Однако, хотя Москва обычно пытается соотнести свои действия со своими заявлениями, по мнению авторов, ее усилия "иногда не соответствуют ее риторике".

2 Реакция Москвы на украинский Майдан и последующий разрыв отношений России с Западом привели к тому, что действия Москвы "расходятся с заявленными стратегическими целями".

В исследовании говорится, что последствия украинского кризиса и последующие события "изменили политические, экономические и военные перспективы России".

3.Способность России реализовать заявленные цели ограничена недостатком экономических ресурсов, которыми она располагает, и отсутствием политического влияния.

Противодействие планам России в Евразии после распада Советского Союза и нестабильная экономическая ситуация ограничивают способность Москвы реализовать свои высокие амбиции в соседних странах, не говоря уже о мире, отмечается в статье.

4 Таким образом, при определении приоритетности угроз эта стратегия подразумевает принятие рисков в низкоприоритетных областях. Однако на практике Россия "похоже, не хочет или не может принять эти риски и, как следствие, распределяет свои ресурсы таким образом, который несовместим с заявленной стратегией".

Автор указывает, что Россия убеждена во множестве новых угроз и поэтому пытается создать буферы против нестабильности на нескольких фронтах, что зачастую не только препятствует эффективной реализации заявленной стратегии, но и еще больше ограничивает и без того ограниченные ресурсы страны.

5. данный анализ показывает, что нет принципиальной разницы между декларируемой Россией большой стратегией и попытками России реализовать заявленные стратегические цели.

Россия пытается реализовать заявленные стратегические цели, но когда это не удается, появление новых реалий заставляет страну адаптировать свои цели к ним.