Сезон отпусков на исходе, и сегодня мы обсудим вопрос, который является причиной многих споров в среде автотуристов, выбирающих дорогу к Чёрному Морю со стороны Поволжья, Урала и Западной Сибири. По сути это битва двух философий, иначе порой и не скажешь, видя споры на форумах. Речь пойдёт о выборе между двумя ветками маршрутов: через Воронежскую область с опорой на М4 (через Воронеж или Калач) и с опорой на Р228 (через Волгоград, Сальск).
Ретроспектива
На самом деле в ранние годы, в нулевых, такого вопроса не стояло. Не помню я что-то отчётов из 2009 года о маршрутах через Калач и Богучар. Существенную роль здесь сыграло полное расширение до 4-х полос от Богучара до Ростова: оно случилось лишь в 2013-м году с открытием обхода Тарасовского. В предыдущие годы М4 во многих местах была такой же узкой дорожкой, как и нынешняя Р228.
Но это ещё не всё: была и другая проблема: опорная на сегодняшний день широтная трасса Саратов - Балашов - Борисоглебск была в удручающем состоянии. Это теперь по ней некоторые летают со скоростями 150+, удивляясь, откуда в саратовской глуши четырёхполосный "почти автобан". Про дорогу через Ртищево - Аркадак я вообще молчу. Она стала доступной для проезда после ремонта лишь в этом году после передачи в федеральную собственность.
Дорога от Байчурово через Новохопёрск и Калач на Богучар была, к слову, в те годы, в лучшем состоянии, чем сейчас. Какого будущее этих участков - расскажу в следующих публикациях.
Большинство автотуристов шли по проторенному маршруту - от Саратова практически всегда на Волгоград. Разве что через Тамбов на Воронеж выходил кто-то...
Суть вопроса
Сегодня уже при движении от Саратова и более северных регионов мы имеем возможность уйти как в сторону Воронежа так и в сторону Волгограда. Рассмотрим подробно эти варианты.
Воронежский вариант: Автодорога от Саратова до Борисоглебска в хорошем и отличном состоянии. Смычка от Р228 до Песчаного Умёта у Саратова была отремонтирована в 2017 году. А вот дальше всё не так радужно. Перед Вами карта вариантов маршрутов со стороны Балашова с выходом на М4 у хутора Нагибин.
Более подробно мы рассмотрим каждый из них в следующих публикациях. А основная суть в следующем: самый короткий вариант Б1 - он же самый неровный. На автомобилях с жёсткой подвеской и склонности к раскачиванию передвигаться быстрее 60 км/ч. на участке от Новохопёрска до Воробьёвки сложновато. Хотя мне на моей Весте со средней загрузкой местами удавалось разгоняться до 90 км/ч. и на плохих участках.
Остальные же варианты подразумевают дополнительные перепробеги. Кроме, впрочем, одного - через Казанскую. Но он пока для нас закрыт из-за ушатанного в хлам участка Кругловка - Раскольный на границе Волгоградской и Ростовской областей.
Все эти варианты выхода к М4 объединяет одно: низкая загруженность. Пробки бывают, разве что, только в районе моста через Дон в Галиёвке.
Волгоградский вариант, напротив, более загружен, но в то же время имеет более высокое качество полотна. Убитой трасса от Саратова до Волгограда перестала быть давно. От Волгограда можно уйти к морям кратчайшим путём на Сальск, а можно и на Цимлянск с выходом в тот же Сальск или к Ростову-на-Дону.
Так где же ехать? Плюсы и минусы.
Необходимо уточнить, что обстановка на маршрутах меняется год от года. Прогноз ниже приведён для будущего сезона, сезона 2023 г.
Рассмотрим основные плюсы и минусы Воронежского и Волгоградского вариантов относительно сезона 2023. Уточню, что пиковым временем считаю дневное время суток, в особенности с пятницы и по понедельник в летний сезон (с мая по сентябрь).
Воронежский вариант: плюсы
- быстрый четырёхполосный участок Лысые Горы - Балашов - даже если возникает ремонт, то реверсивное движение со светофором здесь не установят;
- средняя загруженность участка Саратов - Борисоглебск, даже двухполосных участков и в пиковое время;
- низкая загруженность участков региональных дорог Воронежской (и частично Волгоградской) областей в районе Новохопёрска и Урюпинска;
- М4 является более безопасной с точки зрения дорожного движения трассой, поскольку лобовое столкновение на ней исключено, в период низких нагрузок она быстрее, чем Р228 однозначно;
- возможность выхода к Воронежской области через Ртищево и Аркадак.
- малое количество ДПС и камер на региональных трассах
Воронежский вариант: минусы (относятся не ко всем подвариантам маршрутов)
- ухудшающееся качество полотна на участке Калач - Богучар;
- низкое качество полотна на участке Новохопёрск - Калач, Урюпинск - Нехаевская - Калач (участками), Р22 (подъезд к г. Саратов) - Байчурово (однако запланированы ремонты на 2023-2024 г.).
- разбитый участок Кругловка - Раскольный при движении на Казанскую (запланирован ремонт на 2023-2024 г.);
- большое количество населённых пунктов на некоторых участках, в особенности на участке Воробьёвка - Калач - Богучар, Таловая - Павловск;
- необходимость платить за участок платной дороги на обходе Лосево при движении через Таловую и окрестности.
- загруженность М4 в пиковое время, образование пробочности на участке Богучар - Ростов-на-Дону (реконструкция на участке Богучар - Нагибин в следующем году уже будет завершена)
- понтонный мост в Галиевке
- находится относительно близко к зоне военных действий
Волгоградский вариант: плюсы
- минимальное количество населённых пунктов как до Волгограда, так и после него;
- общий поток автомобилей в пиковое время ниже, чем на М4, в случае серьёзных затруднений на ней;
- отсутствие участков дорог низкой технической категории: извилистых, с малыми радиусами поворотов и большими уклонами - в основном трасса как до Волгограда так и после выглядит как магистральная,
- высокая скорость движения не в сезон и во внепиковое время
- находится очень далеко от зоны военных действий
Волгоградский вариант: минусы
- недостаточная пропускная способность участка Саратов - Волгоград - 2 полосы, иногда 3. Четыре только на обходе Ерзовки уже под Волгоградом;
- бОльшая вероятность лобового столкновения;
- ДПС и камер существенно больше;
- необходимость в некоторых вариантах проезжать растянувшийся вдоль Волги Волгоград;
- низкое качество полотна на участке Волгоград - Котельниково (по состоянию на 2022 г., планируется ремонт);
- капитальный ремонт Р228 на участке 362-371 у Луганского и 643-654 у Дубовки с частичным расширением до четырёх полос - в 2023 году на данных участках вероятны серьёзные пробки;
- реконструкция СКАД до развязки на Воронеж в 2023 году также может создать серьёзные затруднения (при движении к М4 можно уйти на Песчаный Умёт или вообще ехать через Аркадак).
Что ещё нужно учесть, чтобы избежать пробок?
Советую обратить внимание также на время выезда и день недели. Р228 менее загружена ранним утром, и если Вы ночуете в Саратове (или едете ночью) - то смело езжайте на Волгоград. Ведь если поехать к М4, то Вы окажетесь на ней днём, что повышает вероятность пробок. Напротив, если есть возможность выйти к М4 ближе к ночи и вы ночуете (или если едете ночью там) - то езжайте по ней. Важно проезжать проблемные участки именно вне пика - в ночное время/ранним утром и (или) в середине недели. Если на М4 планируется ночлег, а впереди по Яндекс.Картам видна пробка - сдвиньте время сна и лягте пораньше - есть большая вероятность что пробка исчезнет, когда Вы проснётесь.
А есть ли третий вариант?
Как ни странно, варианты постепенно появляются, с ремонтом давно забытых направлений. Например, сейчас постепенно ремонтируется автодорога Р207 "Пенза - Балашов - Михайловка". Когда начнутся работы в Волгоградской области, от района Елани через Михайловку до Суровикино, мы получим два маршрута, которые позволят избежать или минимизировать движение как по М4, так и по Р228. Это Калининск - Жирновск - Вязовка - Михайловка и Казачка - Елань - Вязовка - Михайловка с дальнейшим выходом на Суровикино и Цимлянск. Более подробно происходящее на этих маршрутах и о состоянии полотна расскажем в следующем посте на данном дзен-канале.
Спасибо за внимание
Подписывайтесь на Youtube и Telegram проекта Автодороги России.
Информационная карта автодорог России: получить доступ к карте или посмотреть статью-инструкцию по использованию