Время отдыха в родном Новосибирске пролетело не заметно. Пора настала мне отправляться на учёбу. Я должен освоить новый самолёт. А учиться я еду на громадном воздушном корабле Ли – 2, если сравнивать с маленьким ПО - 2. После окончания лётного училища меня вызвал генерал - майор Симоненко. В кабинете начальника училища я чувствовал себя не совсем уверенно, чем в курсантской казарме. Меня буквально сверлила мысль, зачем я понадобился начальнику училища. Наш генерал был довольно серьёзный человек. Мы молодые лётчики его уважали и гордились нашим командиром. И без крайней необходимости старались обходить его кабинет стороной. А тут вызов. В моей голове сумбур и множество догадок. Симоненко разрешил мне войти и на удивление предложил сесть. Я примостился на самом краешке дубового резного стула. Красивые трофейные стулья привезли в училище бывшие ученики. Стол тоже из морёного дуба создавал особенную обстановку солидности и красоты убранства кабинета. Два книжных шкафа, ещё дореволюционных мастеров были набиты книгами, журналами и прочей издательской литературой. - Послушайте Евгений Александрович, сказал генерал. - Я наблюдал за вашими стремлениями к познанию и учёбе мастерству пилотирования. Всё у вас получалось на оценки хорошо и отлично. Получили похвальную грамоту «За отличные успехи, достигнутые в учёбе и образцовую дисциплину» за моей подписью. Вот вы попросились отправить вас в Новосибирск, что ж это похвально. Но вот я подумал и решил посоветовать вам, отправиться учиться в высшую школу подготовки на наш отечественный самолёт Ли - 2. Даю вам два месяца отдыха. В канцелярии получите рекомендательное письмо. Я думаю, что и руководство вашего лётного отряда не будет против моего решения. Мне было лестно получить столько хороших слов от нашего генерала. Я встал и пунцовый от смущения сказал, товарищ генерал - майор я оправдаю Ваше высокое доверие и не подведу наш Воздушный флот. Генерал встал со своего кресла и сказал,- молодец, я верю в тебя лётчик. И вот я в штабе второго отряда Гражданской авиации. Меня принял начальник штаба капитан Ланцов. Он взял мои документы и предложил сесть. - Разговор товарищ лётчик у нас с вами будет долгим, - сказал он. По удобней присаживайтесь и попробуем проследить за вашими лётными и учебными делами. Так начнём по порядку. Свидетельство номер 5032 с отличием. Вам присвоена квалификация пилота четвёртого класса замечательно. Похоже Вы один из лучших учеников училища? - Так точно ответил я, - вскочив с места и вытянувшись по стойке смирно. Вольно лейтенант запаса у нас тут не армия и я такой же лётчик, как и Вы. - А сколько лётчиков выпустило училище, - спросил капитан. Триста пилотов составлял наш выпуск, - ответил я. - Очень даже неплохо, почти армейский, батальон, - улыбнулся Ланцов. И вы Евгений Александрович впереди всех. Похвально! Руление у вас на оценку пять - это понятно. А вот полёты по приборам на пятёрку на новой технике очень пригодятся. Взлёт я замечу, многие производят замечательно, главное чтобы полоса не подвела, и помех не было. Полёт по РК на р/ станции от р/с - 5 тоже необходимо твёрдо знать и не забывать. Ну, развороты и виражи у вас опять на пятёрку, тут придётся забыть, что вы на ночном бомбардировщике. И будете привыкать к стандартным разворотам. Расчёт на посадку у вас отличный, а вот посадка на четвёрку. Придётся подтянуться, ведь вам будет доверен лучший отечественный самолёт. В общем, у меня складывается мнение о ваших отличных данных товарищ лётчик. А теперь разберём посадку в сложных метрологических условиях. Допустим пробивание облачности. Заход на посадку по СП – 50, РПС, ОСП. То есть слепая посадка, в которой задача пилота выполнить посадку самолёта, который доверила Вам наша Советская родина. Сохранность социалистической собственности очень важный фактор в вашем обучении и понятно в вашем человеческом сознании. Когда будете летать, не забывайте о грузе ответственности за жизни людей находящихся на борту самолёта. На сегодня, пожалуй, и всё. Вы свободны. Я весь в поту и красный, как после бани выскочил из кабинета капитана. Уселся в коридоре на лавочку и подставил себя под струю свежего воздуха, поступающего из раскрытой форточки. Рядом со мной сидел такой же молодой парень, как и я. Он улыбнулся и сказал, - ты лётчик у Ланцова побывал. Я повернулся и ответил вопросительно, - а почему собственно Вы меня лётчиком называете. Парень, не задумываясь, ответил, - да по твоей фигуре видать, что ты скорее летаешь, чем ходишь по земле. Мы дружелюбно разговорились. Сосед по лавочке тоже явно не всегда ходил по земле. Широкие плечи и мускулистые руки выдавали подготовленного советского человека - защитника родины. А Вы тоже лётчик, - сказал я ему с улыбкой. Замечательно! Похоже, Вы тоже приехали переучиваться на самолёт Ли - 2. Он утвердительно мотнул головой. Так я нашёл себе друга и товарища из города Одесса. - Теперь нам надо устроиться в общежитие, - сказал Сергей, слегка умерив свой южный темперамент. Вот видишь, Женя в обходном листке напечатано завхоз и общежитие. Правда у нас общежитие называется гуртожитие с украинским колоритом. - А мне Сергей надо забрать вещи в гостинице венец, - сказал я ему. Здание гостиницы мне очень понравилось, этакое старинное с башенкой. Ну, а завтра с утра пойдём проходить медицинскую комиссию. Доктора тут говорят больно дотошные, уже двух человек отчислили. Сергей ещё сказал, - я вот тоже побаиваюсь, тут с одной дамой бархатный сезон в Аркадии на пляже провёл. Хотя время прошло, но сомнения гложут. Вот так и началась моя учёба в высшей школе лётного мастерства. Мы пилоты учились организации лётной работы. Проходили предмет руководства полётами. Опять же учёба по лётной эксплуатации. И теоретические полёты на тренажёрах. Суворовские слова «тяжело в учении, легко в бою» мы доподлинно воспринимали. И так после всех обязательных условий меня приняли в Ульяновскую школу высшей лётной подготовки. Меня будут обучать для перехода с лёгкомоторной авиации на более современные двух моторные самолёты. Сразу уточняю на самолёт красавец - Ли - 2. Сразу же начались первые занятия по курсу технической подготовки. Мы начали изучать этот современный летательный аппарат, и буквально ощупывать его, как в больнице меня осматривал доктор. Преподаватель мужчина в форме лётчика гражданской авиации, с весьма солидными орденскими планками говорил, - братцы пилоты не стесняйтесь, что Вы тут узнаете, пойдёт вам на пользу. Не знаю как другие, а я точно не стеснялся. Собрал много пыли на свою новенькую униформу, но постарался облазить весь фюзеляж. В первые, дни выходных я никуда не пошёл. В моей голове переваривалось много информации. Надо всё увиденное и услышанное разложить по полочкам. Хорошо помогали спортивные занятия. Ранним утром я сделал несколько кругов на спортивном стадионе школы. Бежал я чисто автоматически не за результатами, а для разминки своего тела и главное. Для притока крови в голову. Да и физические занятия я выстраивал на полнейшей консолидации всего своего организма. Бокс и борьба меня мало интересовали. А вот бег и лыжи мне нравились, и я после этих любимых занятий приходил в полную идиллию работы головы и тела. Тренировка моя закончилась и я начал обдумывать сложившиеся обстоятельства. Смогу ли я осилить эту напряжённую учёбу. Мне надо не просто пройти курс подготовки и получить свидетельство. Нет! Я должен всё понять и получить полнейшую информацию об этом самолёте. Главное сродниться с машиной и чувствовать её во время полёта. Ощущать габариты летательного аппарата его слабые стороны и слышать стук сердца его моторы. Хорошо, что нам дают выходные. Я обдумал все за и против и твёрдо решил, - мне Сибиряку под силу изучить и теорию и пройти лётную практику. Так вот и прошёл мой первый выходной, в которой я решал проблему «быть или не быть» мне пилотом самолёта Ли -2. В понедельник новый преподаватель кратко рассказал, как до войны, наше государство приобрело лицензию на американский самолёт «Дуглас». Главный конструктор В.М. Мясищев вёл работы по строительству этой машины на наших заводах. Когда Мясищева арестовало НКВД, его место занял А.А. Сеньков. Первое время самолёт именовался ПС - 84(пассажирский самолёт завода № 84). Во время войны на заводе после эвакуации стали разрабатывать военную версию самолёта. Работы поручили главному инженеру завода Лисунову. Вот так и получилось название Ли – 2. Моторы для самолёта мы получали из США фирмы «Прайт Уитни». Затем наше правительство приняло решение разработать и внедрить в производство отечественные двигатели. Для этого конструктору Швецову. И через некоторое время для Ли -2 стали поставлять двигатель АШ – 62ИР. Мотор был довольно сильный и выдавал 1200 Л/сил. Первые буквы означали автора- изобретателя двигателя, вторые означали имперлетные редукционные, для увеличения крутящего момента. Двигателя запускались стартером, а не в ручную как на По – 2. Масло для мотора было в баке на 140 литров. Зимой использовалось масло МС -30. Летнее масло имело маркировку МС – 21. В двигателе располагалось девять цилиндров типа звезда. Преподаватель особо уделял во время полёта, на чёткий контроль по приборам, за работой двигателя. Если во время работы мотор начнёт перегреваться, то надо немедленно принимать решение и устранять неполадки. И главное надо чувствовать работу двигателя визуально, то есть слушать его работу при разных режимах работы. При тряске двигателя, при задымлении пилот принимает решение остановить двигатель и закрепить реверс винтов, чтобы лопасти не создавали излишнего сопротивления. Винты на Ли - 2 были трёхлопастные И продолжать полёт на одном двигателе. Этот элемент аварийного вождения проходят на аэродроме один раз в три месяца. Всегда должен побеждать холодный расчет и отсутствие хаоса и паники на борту воздушного корабля в любых даже непростых погодных условиях. Укрепившись в своём решении быть пилотом Ли – 2 я по мимо учёбы стал прогуливаться по улицам города Ульяновска. Зная хорошо историю КПСС, первым моим визитом было посещение памятника В.И. Ленину. Погода в тот день была пре отличнейшая. Я выбрал лавочку не далеко от вождя пролетариата и решил просто посидеть и почитать городские газеты. Одно известие мне особенно понравилось, оказывается, в Политбюро вынашивается проект об освобождении осуждённых по 58 статье. Что ж дело хорошее, как говорили в народе, много людей сидело по доносам несправедливо. Прочитав газеты, я решил посетить краеведческий музей. Всё мне в этом городе казалось новым и по - своему красивым. Да, честно говоря, одна красавица река Волга чего стоит. Посетить музей стоило совсем - то не дорого всего 1 рубль до реформенных денег, а новыми деньгами гривенник. Музей располагался в красивом доме с башней, больше похожий на рыцарский замок. Оказывается Ульяновск, основанный в семнадцатом веке, именовался Синбирск в честь булгарского князя Синбира. В конце восемнадцатого века город стал называться Симбирском. Острог города знаменит, в нём сидел Пугачёв, выдававший себя за Петра третьего. В городе родились знаменитые люди - В.И. Ленин (Ульянов), поэт Н.М. Языков, писатели Григорович И Гончаров, писатель - историк Н.М. Карамзин. В 1924 году город обрёл своё настоящее имя в честь Владимира Ильича Ленина и его старшего брата казненного во время правления Александра третьего. После посещения музея меня потянуло к реке. Свежий ветерок радовал душу. Я примостился на бревне топляке и с удовольствием смотрел на великую русскую реку. Мне нравились пароходы, этакие красавцы трудяги. Они ещё на колёсном ходу перевозили разные груза. Колёсников уже оставалось мало в основном это были уже винтовые суда. Более удобные при маневрировании и наборе скорости. Огромный многопалубный белый пароход перевозил пассажиров по реке Волге. Он кому то подавал сигналы и все люди, бывшие на берегу обращали на него своё внимание. Пароход отчаянно дымил, поглощая чёрный уголь, идя против течения реки нашей Волги - матушки. На палубе играла музыка фронтовых годов, людям было весело и они с удовольствием смотрели на замечательный город. Я смотрел на пароход и в моей голове роились мысли, нет не об этом корабле, а о завтрашнем учебном дне. Я старался предугадать, о чём нам поведает преподаватель. Утром как всегда зарядка, разминка и обязательный бег. Неделя началась с продолжения курса технической подготовки и ознакомлением с моим будущим самолётом. Корпус самолёта Ли - 2 дюралюминиевый, некоторые части из чистого алюминия. Состоит фюзеляж из шпангоутов, лонжеронов, стрингеров. Для крепления обшивки и элементов конструкции применяются заклёпки из такого же материала. Сплавы из алюминия довольно прочные и в немногом уступают стали. Вес их намного меньше, чем железа, поэтому они и получили большое применение в самолётостроительной промышленности. Бензобаки находились в двух плоскостях, крыльях самолёта. Ёмкости составляли по три тысячи десять литров чистого авиационного бензина. Преподаватель подробно описал, как крепятся крылья к фюзеляжу и главное, как смотреть за всеми элементами корпуса. Особенно он отметил поиск микротрещин перед полётом и после посадки. После смене руководителя партии в стране наступила благожелательная обстановка. Только в Прибалтийских республиках и на Украине ещё показывали свои зубы недобитые пособники бывших оккупантов лесные братья и бандеровцы. Государство залечивало послевоенные раны и главное моральное состояние россиян, прошедших испытания страшной войной. Новый руководитель государства вникал в хозяйственные дела. Поднимал сельское производство. Особый вопрос уделялся животноводству и производству зерна. В Казахстане и Сибири стали осваивать целинные земли. Накормить россиян полноценными продуктами питания была первоочередная задача. Постепенно снижали перевозки на конной тяге. Заменяли нашими Советскими автомобилями. Лошадей надо было кормить овсом полноценно, для этого задействовались огромные ресурсы земли. Но с приходом автомобилей в колхозы и совхозы земли стали высвобождаться под пшеницу, ячмень и рожь. Всё это мы узнавали от политотдела училища. Воспитанию учащихся в духе марксизма – ленинизма уделяли большое внимание. Раньше ещё прибавляли сталинизма, но после ухода вождя постепенно этот термин убрали с лозунгов и плакатов. Помню ещё в Сасовском летном училище, в большом зале висели портреты К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина и И.Сталина, в окружении красных знамён. После политзанятий начинались уроки по нашей профессии, мы в душе считали их более нужными и необходимыми в лётном деле. Один из преподавателей посвящал нас в некоторые секреты нашего государства. Тут я немного сгущаю краски, но многое что он рассказывал, отходя от основной темы занятий, нам было не известно. И мы затаив дыхание, слушали его бывшего лётчика ТУ – 16. Да и как не позавидуешь пилоту такой сложной машины, произведённой в конструкторском бюро Туполева. А начинал он свои рассказы всегда с самого начала работ над самолётом. В 1954 году Совет министров издал постановление о проектировании пассажирского самолёта. Чертежи ТУ -104 в чисто принципиальной схеме начали готовить уже в 1952 -53 годах. Стараясь опередить время и не усложнять своей работы в будущем. Разработки велись параллельно при создании бомбардировщика ТУ -16. Все работы велись под большим секретом. На уровне государственного контроля определённых ведомств. И после решения правительства в короткие сроки был построен самолёт ТУ - 104. Двигатель был взят с самолёта ТУ – 16. Строился самолёт на авиазаводе в городе Харькове. Что интересно самым знаменитым пассажиром этого чуда техники оказался Н.С. Хрущёв. Он с триумфом прилетел на ТУ – 104 в Лондон. Наделав много шума в прессе. И самолёт посчитали новой победой Советского Союза в авиастроении. Корреспонденты ведущих газет и журналов печатали фотографии лайнера. Приводили размеры и технические характеристики машины. Конечно, легко было измерить самолёт. Длинна его была 38, 85 метров, довольно внушительные размеры для воздушного корабля. Размах крыльев доходил до 34, 54 метров. Этот красавец на аэродроме возвышался на высоту 11, 90 метров. Иностранные эксперты высчитали приблизительно запас топлива в плоскостях, они утверждали, что они вмещают более 25 тонн. При расходе топлива 6000 кг/час легко высчитали дальность полёта Советской машины более 2000 километров. После вылета самолёта определили длину разбега в 2000 метров. А управлял ТУ - 104 экипаж из пяти человек. В конце лекции одним из пилотов был задан вопрос, какая мощность двигателя и кто его создатель. Преподаватель немного задумался и всё же ответил. Создал двигатель 2 x 8750 кгс ТРД генерал – майор Микулин А.М. Вот тут я Вам действительно довожу секретные данные. Академик Микулин засекречен. И я вполне полагаюсь на ваше понимание, о неразглашении подобной информации. В последующие дни мы разбирали устройство кабины Ли - 2. Естественно это центр управления самолёта. Множество приборов и прочей электротехники. Для удобства обзора кабина была снабжена двумя блистерами - это боковые шары из пластика. Хороший визуальный обзор для командира и второго пилота. Пилот при посадке и взлёте мог спокойно замечать ориентиры наблюдениями на местности. И сравнивать показания приборов со своими наблюдениями на подлёте к данному аэродрому. Кабина самолёта имела два штурвала. За левым сидел командир воздушного корабля. Правым управлял второй пилот по приказу командира. Посредине между ними находился на своём рабочем месте штурман. Позади, было место борт – инженера. В те времена носили погоны и в гражданской авиации. В послевоенное время многие службы носили погоны. Лётчики обладали погонами жёлтого цвета, а у технической службы погоны имели белый цвет. Мы практически прошли весь теоретический курс подготовки и теперь начинались практические полёты. Конечно, для нас лётчиков летать было всё и смысл жизни и равновесие души. Ожидание полёта иногда даже не давало сомкнуть глаза, целую ночь. И вот я сижу на месте второго пилота. Экипаж ещё не пришёл, но моё нетерпение передалось командиру, и он разрешил пройти в кабину самолёта. Командир в это время контролировал заправку самолёта. Бензовоз на базе ЗИЛ - 164 подъехал справой стороны и начал заливать этилированный бензин марки «Б - 70» в правую плоскость. Мне пришлось пересесть ближе к окну, чтобы наблюдать за заправкой. Естественно проходил рабочий процесс, но он меня интересовал чисто в рабочем моменте. Если командир сам наблюдает, то и мне ученику надо знать, как происходит заправка. Наконец самолёт полностью заправлен, и экипаж проходит на свои рабочие места. Командир запрашивает диспетчера и просит разрешения на взлёт. Двигателя запускаются прямо из кабины. Винты начинают проворачиваться и уже невозможно просчитать, сколько лопастей у винтов. Начинается прогрев двигателей. Пилот выводит самолёт на взлётную полосу и увеличивает число оборотов моторов. Вот и взлетаем! Слышно как убираются шасси. Они убираются на 50 %, точнее поджимаются и два колеса остаются на половину поджатыми и торчат в воздухе. Третья точка опоры - это заднее колесо (дутик) диаметром около 50 см. Его при взлёте командир лично закрепляет рычагом из кабины, который находится около его кресла. В таком виде он остаётся во время полёта, чтобы его не разболтало от воздушных масс обтекающих фюзеляж. Ведь крейсерская скорость Ли - 2 около 300 км/час. И так наш самолёт в воздушном пространстве Ульяновской области. Родины нашего любимого Ленина и временного правителя России Керенского. Такие значимые личности родились на берегах Великой реки Волги. Маршрут проложен по руслу реки. Понятное дело! На - то и она Гражданская авиация, чтобы беречь своих россиян. При нестандартной ситуации есть возможность посадки самолёта прямо на воду, для смягчения возможного удара. Правда, как я помню из учёбы в училище, с парашютом на воду спускаться не желательно. Может закрыть шёлковой парашютной тканью. Мне с кресла второго пилота хорошо видна река. Повороты и реки, впадающие в Волгу. Штурвал в первом моём полёте мне дают редко, идёт адаптация моего организма к условиям новой машины. Мой командир весьма строг первое время. Он сразу предупредил, - хотя ВЫ и лётчик, но до времени будьте учеником и не делайте ничего без моей команды. Я ещё собственно не самостоятельный лётчик, чувствую себя скорее курсантом. Командир минут через 15 полёта говорит, - запоминайте второй пилот местность. В следующем полёте Вам придётся самому вести самолёт. Я первое время буду поднимать, и сажать машину. Карту я читал не плохо, ещё с училища. И перед вторым полётом изучил её досконально. В эти времена заканчивалось строительство Волжской ГЭС им. В.И. Ленина. И начиналось затопление водохранилища. Стране катастрофически не хватало электрической энергии. И по решению Партии и Правительства на реках стали ставить подобные электростанции, для выработки энергии. Чтобы увеличить силу падения воды, уровень водохранилища поднимали довольно высоко. В это настоящее море впадали реки Свияга, Кама, Мёша, Б. Черемшан, Уса. Моими ориентирами в полёте, как раз и стали эти реки. Не считая деревень и городов на берегу водохранилища. Прекрасно видимых населенных пунктов, в ясную погоду. Так и началась большая программа самолётовождения. До выходных я летал по старому курсу и в хорошую погоду. К штурвалу я привык очень быстро. Утром в воскресный день меня потянуло прогуляться по улицам Ульяновска. Город с богатой историей и довольно культурными людьми. Старинные дома преобладали в городской архитектуре. Этакие особнячки в два этажа особенно ближе к реке. Я прошёл к острогу, где находился в заточении революционер Пугачёв, а как ещё называть народного героя. Чтобы доставить в Москву за ним послали самого знаменитого генерала Суворова. Боязнь царских властей, что он сбежит, была довольно велика, поэтому и доверила Екатерина вторая эту миссию победителю турок и поляков. Я мысленно представил себя в то непростое время. И вот я лечу на ночном бомбардировщике освобождать царя Петра III, как он себя представлял народным массам. А по реке Волге плывут плоты с повешенными соратниками лжецаря. Исторические события меня всегда привлекали. И я пошёл смотреть кинофильм «Суворов» на вечерний сеанс. В зале люди ожидали начала показа кино. Для развлечения играл небольшой оркестр с обязательным фортепьяно. Даже порой выступали певцы. В небольшом буфете подавали мороженое, пломбир в виде шариков с земляничным вареньем. Дама в накрахмаленном фартучке и с красивой коронкой на голове, распоряжалась за буфетной стойкой. Я хоть и не был сладкоежкой, но купил - это кулинарное чудо, и с большим удовольствием съел. Настроение сразу изменилось в хорошую сторону. Перед фильмом всегда показывали киножурнал. В основном про успехи нашей промышленности и про полёты нашего первого Спутника планеты. В понедельник я раньше всех прибыл на занятия. Сегодня мне предстояла посадка самолёта вслепую. СП - 50 выводит лётчика на маяк, который от конца полосы расположен через 2,5 - 3 километра. Точнее говоря, садиться в неблагоприятных условиях, приходилось по радиокомпасу с расчётным курсом посадки. Заданный курс при северном ветре 15 градусов, при южном ветре 195 градусов и высота полёта до этого маяка 150 метров по прибору. Затем идёт ближний маяк на расстоянии 1000 метров при высоте 50 метров. Пролёт над маяком. Остаётся 1 километр до начала полосы при скорости 120 - 130 км/час Ли - 2 . Разработана специальная система для посадки в сложных условиях. При посадке лётчик должен держать стрелки прибора в перекрестье. Не уходить от курса не вправо, не влево и держать высоту строго по прибору. Точнее говоря идти по кресту. Фактически полуавтоматическая система помощи работы лётчику. Я замечал, что инспектора – проверяющие порой используют своё служебное положение нередко в грубой форме. Делают неуместные замечания, чем приводят лётчика в нервное состояние. Скорее всего, толкают пилота на нарушение или на ошибку в пилотировании. Мы в узком кругу обсуждали действия инспекторов, и старались попадать к более спокойным и уравновешенным людям. Как бы порой не было горько, но мы слушатели высшего лётного училища преодолевали и эти трудности. Тяга к самолётам, стремление быть как можно больше в полёте, преобладала над любыми мелкими и крупными неприятностями. В воскресные дни я позволял себе немного расслабиться. Не было обычной пробежки, разминки и зарядки. На завтрак я позволял себе чашечку кофе, вместо эмалированной кружки молока. Я пытался полностью разрядиться и отойти, как можно дальше от забот учёбы и лётного мастерства. Иногда это у меня получалось, а в основном я оставался на взводе, как пружина автомата Калашникова. После лёгкого завтрака я раздумывал, куда отправиться в этот день. Хотя я уже давно запланировал посетить дом Ульяновых. Своеобразный хадж человека с православными корнями. И вот я на площади Ленина. При губернаторе Гойнинген – Гюне эта площадь называлась Соборная. Кстати этот сановник принимал на службу отца Владимира Ильича на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии. Семья Ульяновых снимала дома для проживания четыре раза. Сменой жилья служили разные причины. И увеличение членов семьи, и экономическое состояние. Владимир Ульянов воспитывался в скромности и в уважении к трудящимся людям. Жили всей семьёй по средствам и чурались барских привычек. Один из домов семьи был с высокими потолками и большими окнами. В комнатах было светло и легко дышалось. Во время посещения губернии, его императорского высочества принца Петра Георгиевича Ольдербургского на приёме у нового губернатора Долгово – Сабурова, был представлен и инспектор училищ Ульянов Илья Николаевич. Принц уже довольно старый сухонький господин пожелал посетить дом инспектора, но потом за большой занятостью передумал. Хотя Илье Николаевичу пришлось довольно потратиться и даже взять в долг, что быть готовым к приёму важного гостя. Вот так и начал свою жизнь в семье народного инспектора один из величайших людей мировой истории. Я уже потом читал из газет, что международная Организация Объединённых Наций хотела чествовать Ленина, как великого гуманиста. С этим мнением людей занимающих высокое положение в мировом сообществе я, несомненно, согласен. Ведь человек, разрушивший четыре рабовладельческих империй достоин такого звания. И люди из рабов - подданных превратились в граждан. Подошло время, и кончилась лётная практика. Теорию мы прошли, и теперь наступило время показать наши навыки высокой комиссии. По программе подготовки вторых пилотов я налетал 44 часа 5 минут на самолёте Ли – 2. Получил оценку хорошо и остался доволен, всем учебным процессом. Учёба штука нужная, но не до фанатизма. Время учёбы прошло, и оно вспоминается скорее с любовью о друзьях товарищах, о любимых преподавателях. Мы сфотографировались на память всем курсом. Лётчики - вторые пилоты такого современного самолёта, улыбались, зная, что скоро они будут ответственными лицами Гражданской авиации огромной страны. Злые языки бормочут, что самолёт американский, но они ошибаются - это наша отечественная машина. Ли - 2 уже в войну переделали в военный самолёт, практически изменив всю конструкцию, приблизив к условиям наших грунтовых аэродромов. А главное подъёмная сила самолёта движется двумя отечественными моторами. И работает на отечественном бензине. В штабе училища мы получили свидетельства об окончании обучения. На прощание мы отправились на берег реки Волги. Расположившись в красивом месте, с удовольствием вспоминали время, проведённое в училище. На другой день нам выправили проездные документы, и мы отправились домой. Я добрался до Свердловска и там ждал попутного самолёта до Новосибирска. Лететь в качестве пассажира мне было не по себе. Я уже мысленно сжимал руками штурвал, вёл самолёт и делал замечания второму пилоту. Но эти действия были внутри меня и я не в коем, случае, не стал бы их показывать. Лётчик должен обладать высоким чувством самодисциплины. Вот и родной Городской аэродром. Я с высоты полёта стараюсь различить кварталы города. Пассажирский самолёт производит посадку, и я прислушиваюсь к шуму тормозной системы и шуршанию шин. Это для меня уже твёрдое правило, каждый посторонний шум или изменение звука моторов означает с моей стороны определённые действия. Вот я на твёрдой земле. Здание вокзала впечатляет особым убранством и даже роскошью. В большом зале множество людей. Экономическое состояние позволяет выбирать удобный вид транспорта. Многие предпочитают авиаперевозки. Особенно кто летит в отпуск. Ресторан и буфеты снабжаются намного лучше, чем городские магазины. На привокзальной площади стоят автобусы и такси. Всё предусмотрено для удобства пассажиров. Я ещё не привык ездить на такси, хотя прокатиться в «Победе», ЗИМе или в 21 Волге соблазн имеется. Иду к автобусной остановке, естественная очередь. Народу много и всем хочется быстрее уехать домой. Во время учёбы шёл обзорный урок, на котором преподаватель зачитывал о планах строительства новых аэродромов. В их числе строительство нового аэродрома в Толмачёво. Вот и моя остановка, автобус скрипнул тормозами и остановился. Чуть не бегом спешу в свой дом. Папа и мама дома. Скидываю форменную верхнюю одежду и обнимаюсь с родными. Отсыпаюсь на другой день и спешу навестить друзей и товарищей. Мы с парнями идём на берег реки Оби. Вдоль берега много деревянных лодок. Народ стал жить на много лучше и катание, и рыбалка на воде стало неплохим развлечением. В лодки можно сесть и без разрешения хозяина. Они довольно крепкие плоскодонки из прочного дерева. В лодке пахнет смолой и рыбой. Рыбачат люди разными способами кто сетями, а кто простыми удочками. Выше по течению реки видны опоры автодорожного моста через реку. Скоро уберут понтонный мост, и начнётся освоение левого берега Оби. Около порта красуются семь 150 сильных теплоходов, построенных на московской судостроительной верфи. Начинается интенсивное освоение не обжитых Сибирских просторов. Закончили мы встречу с друзьями уже затемно при костре, на берегу реки. Отблески пламени отражались в тихой глади моей красавицы реки Оби. На душе было приятно и весело, - я среди друзей своих родных Сибиряков. Люди в других краях попадались разные, но милей всего мне был сибирский говор твёрдый и товарищеский. На другой день было решено посетить кинотеатр «Победа». Мой отпуск после учёбы проходил весело и душевно, - я дома и этим всё сказано. Подошло время, я погладил форму лётчика. Завтра идти в штаб и сдавать документы. Меня приняли с улыбкой. - В нашем отряде пополнение,- сказал начальник штаба. Молодой человек, а с вашими пятёрками даже в Московский отряд могли взять. - Да как же можно я Сибиряк, - ответил я, став смирно. – Молодец! К вечеру возвратиться борт номер А - 356 командир Филичкин у него будете вторым пилотом,- в заключение аудиенции сказал начальник штаба. Я поднялся в диспетчерскую и узнал когда прилетит мой самолёт. Времени было достаточно, и я пошёл прогуляться по окрестностям аэропорта. Сразу через дорогу начинался Заельцовский бор. Вековые сосны стояли величаво и слегка шумели зелёными иголками. На моих часах показалось нужное время. Пора возвращаться на аэродром. Точно по расписанию на посадку шёл Ли – 2. Самолёт слегка развернулся и вырулил на стоянку. Винты перестали крутиться, и открылась дверь в фюзеляже самолёта. Я понял, что это мой экипаж, в котором мне предстоит работать. Я представился командиру воздушного корабля. Он пожал мне руку и познакомил с бортмехаником Удодом и штурманом Москалёвым. Командир сказал, - завтра жду Вас ровно в восемь часов. В это время подошли техник Растригин и моторист Бугаев, и спросили командира, какие будут пожелания по обслуживанию самолёта. - Проверьте всё по штатному расписанию, и познакомьтесь с новым вторым пилотом, - командирским голосом ответил Филичкин. Вот так я и поступил на первую свою работу в качестве второго пилота. На следующий день я увидел свои родные земли уже под другим углом. Я внимательно присматривался к Сибирским землям, с высоты, прорываясь среди облаков. Задания мы с нашим экипажем выполняли совершенно разные. Мы летали на север в Колпашево, выполняли там специальные задания соответственно от 5 до 10 часов. Там была возможность немного свободных действий. Я модничал и носил галифе и хромовые сапоги, а на голове простую гражданскую фуражку. Кстати снабжение в Колпашево было намного лучше, чем в Новосибирске. Тут я мог приобрести импортную одежду и дефицитные продукты. И по возращении вёс гостинцы маме и папе. А вот допустим, когда мы полетели в Киргизию, тут строго приходилось придерживаться форменной одежды. Были задания лететь в Восточную Сибирь. Приземлялись мы в городах Якутске, Иркутске, Бодайбо. Работы хватало можно сказать с избытком. Контроль со стороны руководства за лётным составом, ни на секунду не ослаблялся. Проверок было много и довольно разнообразных. Мы пилоты и техники относились к этому вполне с пониманием. Ясно как день, что эта работа велась за живучесть воздушного корабля. О всех происшествиях в Гражданской авиации мы знали в первую очередь. Когда я возвращался в Новосибирск, то набирал кучу газет и журналов в киоске Союзпечать. Дома располагался на папином диване, включал телевизор, вещания передач велось со 180 метровой телебашни, построенной совсем недавно. Затем просматривал прессу и в первую очередь я выбирал новые газеты и журналы. «Молодость Сибири» сообщала, что на заводе «Тяжстанкогидропресс» имени Ефремова провели испытания нового горизонтально – расточного станка. В порт прибыли два теплохода «озёрно - морского» типа. Видимо для плаванья в Обском море около нового Советского района. Время шло, я набирался опыта пилотирования. Руководство приняло решение, отправить меня переучиваться на командира воздушного корабля. Учёба прошла быстро, как мне казалось. Я получил свидетельство о результатах проверки пилотирования и самолётовождения. Так же результаты проверки теоретических знаний. За подписью начальника штаба капитана Клыкова. Сведения о лётных происшествиях проверил штурман авиационной эскадрильи Белецкий. И вот я уже командир воздушного корабля. Это повышало мой статус, и вместе с тем накладывало на меня ответственность за экипаж и сохранность вверенного мне самолёта. Новосибирск из газет встретил меня приятными новостями. Открылось хореографическое училище. Начала работу Государственная консерватория. Работает детская библиотека имени Горького. Кстати Горький был моим любимым писателем. Больше всего мне нравились его статьи и письма. Он излагал свои мысли очень понятно и доходчиво, настоящим языком россиян. В этот раз я отдыхать не стал, хотя мне полагался отпуск после учёбы. Я внезапно появился у начальника штаба и почти требуя, попросил дать мне самолёт типа Ли - 2. Начальник штаба улыбнулся, как всегда и сказал, - как командира я Вас понимаю, но как подчиненного не очень. Хотя молодой человек пойдёмте на аэродром. - Он подвёл меня к новому самолёту. В солнечных лучах блестел его фюзеляж, крылья и всё оперение. - Евгений Александрович вот ваша машина, - опять улыбнулся начальник штаба. Беру на себя ответственность перед начальством, но понимаю Ваше нетерпение. Вы теперь полноправный командир воздушного корабля. Поздравляю Вас и желаю всего наилучшего в работе и в вашей личной жизни.