Согласно исследованию, когда у людей остается ограниченное количество времени, чтобы насладиться чем-то, — они тяготеют к комфорту, из-за чего все "новое" и непривычное будет отбрасываться.
В ходе восьми экспериментов, в которых приняли участие почти 6000 человек, ученые из Американской ассоциации психологов выяснили, предпочитают ли люди новые впечатления (посещение нового ресторана), или привычные (возвращение в старый любимый ресторан), а также что влияет на эти предпочтения. Так, выводы говорят, скорее, о консерватизме, присущем человеческой природе в целом.
Консерватор или либерал?
Предыдущие исследования показывали, что в среднем люди склонны выбирать новые и захватывающие впечатления, а не знакомые. То есть человек скорее насладится новым фильмом, чем пересмотрит известный.
Однако авторы новой работы Эд О'Брайен, PhD, и Юдзи Кацумата Винет из Школы бизнеса им. Бута Чикагского университета подозревают, что «воспринимаемые окончания» могут повлиять на этот выбор, подталкивая людей вернуться к старому фавориту и стать более "консервативными".
В первом эксперименте исследователи попросили 500 онлайн-участников и 663 студента колледжей и бизнес-школ прочитать гипотетические сценарии, в которых им был предоставлен выбор между новым опытом или знакомым. Половину участников просто попросили сделать выбор, а другой половине предложили представить, что это их последний шанс на какое-то время отправиться в путешествие или прочитать роман. Так, участники 2-ой группы чаще выбирали знакомые действия.
Эксперименты с людьми
В следующей серии экспериментов исследователи перешли от гипотетических вопросов к изучению поведения людей в лаборатории и в реальных условиях. Участников спрашивали, предпочтут ли они подарочную карту неизвестного ресторана или того, в котором они уже были. 67% участников предпочли подарочный сертификат знакомомого заведения.
Наконец, исследователи обнаружили: выбор "известного варианта" был не только из-за уверенности в получении удовлетворения, но также и потому, что люди с большей вероятностью находили эти знакомые вещи лично значимыми. «Людям нравится "заканчивать" вещи на значимой ноте, поскольку это обеспечивает психологическое завершение, и в большинстве случаев старые фавориты, как правило, имеют больше смысла, чем захватывающая новизна», - говорит Юдзи Винет.