О книге Марины Степновой «Женщины Лазаря» мы с сыном поговорим сегодня в рубрике «Студент читающий».
— Как у тебя оказалась эта книга?
— Случайно увидел в «Букинисте» и решил купить. За это произведение Марина Степнова получила премию «Большая книга», читал хвалебные рецензии, что это женская проза в лучшем смысле термина. Я вообще мало читал книг, где авторы — женщины. Захотелось познакомиться с творчеством Степновой — это имя в современной российской литературе.
— Какое впечатление оставило знакомство?
— Хорошая сильная книга. Когда прочитал, понял для себя еще один критерий силы литературы — это когда книга совершенно не моя, но она меня трогает. Обычно, когда читаю, я ассоциирую себя с героями, перекладываю на себя какие-то ситуации. Здесь я ни с кем не смог себя проассоциировать, но все равно проникся сочувствием к персонажам.
— Главную мысль или главный посыл книги как бы ты сформулировал?
— Есть что-то, что не проходит никогда. Книга про вечность, про необратимость процессов. Может, звучит странно, но она о необратимости любви. В этой книге никто никого не разлюбил. Любовь – такая сцепка, когда люди сцепляются этим чувством, словно сиамские близнецы, и их уже не расцепить, даже если любовь не приносит счастья. При этом один в этой сцепке может ненавидеть другого, хотя со стороны того другого может быть самая чистая любовь на свете, любовь из серии, какой в жизни не бывает.
Степнова выбрала главным героем гениального математика Лазаря Линдта, ровесника века, родившегося в 1900 году. С ним повязаны три женщины. Это Маруся, жена его научного руководителя и покровителя, которую любит Линдт, но которая старше его и не может ответить взаимностью. Это Галочка, в которую значительно позже влюбляется Линдт и которая, по сути, прожила с ним жизнь в формате наложницы.
Третья женщина — внучка Линдта, с которой он не был знаком, но которой, как в аннотации написано, передалась его гениальность. Я бы сказал, что ей передалась его упертость и отрешенность от мира.
— Как ты думаешь, почему автором выбраны такие герои и такой исторический период?
— Книга не про историю точно. Можно было писать про эпоху Возрождения и найти там те же самые типажи. Неравные браки, неразделенная любовь — это было всегда. Конечно, чувствуется, что Степнова провела большую историко-архивную работу, чтобы показать образ жизни высшей советской номенклатуры и академиков, ученых высшего звена в СССР. Например, Линдт видится с Берией, бывает в коридорах власти.
При этом, несмотря на высокое положение в системе, Линдт — человек совершенно аполитичный. Только раз проскальзывает, что он был на ядерных испытаниях, поскольку он приложил руку к созданию атомной бомбы. Все бегали и переживали, что если ракета не взорвется, то им всем от Берии придет конец. Только Линдт был уверен в своих расчетах, и знал, что самое страшное, что может случиться — что все пойдет, как надо, самое страшное — это как раз ядерный взрыв.
А так он совершенно аполитичен, его ничего не интересует, кроме науки. В то же время он ведет буржуазный образ жизни, если говорить советскими штампами. Линдт — гениальный, он живет в совершенно другом измерении, и если ломает чьи-то жизни — он этого не осознает, для него кроме науки ничего не существует.
— У Линдта есть реальный прототип? Может, академик Ландау?
— Ландау в романе проходит как персонаж. Хотя все возможно. Келдыш немного похож. Думаю, Линдт — это собирательный образ — типичный советский чудаковатый академик-технарь. У покровителя Линдта фамилия Чалдонов, был ученый Чаплыгин, вот он подходит под прототип по всем параметрам.
— Чем, на твой взгляд, эта книга восхитила жюри «Большой книги»? В чем ее новизна?
— Это история чувств. Она не читается просто, ее надо чувствовать. При это книга – ни в коем случае не слезовыжималка, Степнова небанальными методами пробивает читателя на работу души. Наверное, поэтому ее и назвали качественной женской прозой. Мужчины пишут иначе, автор-мужчина такое бы вряд ли написал.
— Рекомендуешь к прочтению?
— Не всем. Думаю, людям не особо чувствительным это мало понравится. Любителям женской прозы такое точно придется по душе, в женской прозе больше персонажей-женщин, они лучше прописаны, к тому же женское и мужское мировидение все же различаются.
А вы читали книгу Марины Степновой? Что можете добавить?
Буду рада новым подписчикам, а также вашим комментариям и 👍, они помогают каналу развиваться!
Чем мне понравилась и в чем показалась странной книга Марины Степновой "Сад", я писала здесь:
Еще больше разговоров о книгах — в подборке «Студент читающий»
#книги #чтение #книги круглый год #обзор #студент читающий
#современнаяпроза