Это аксиома. Если ей не следовать – то жизнь твоя превратится в бесконечную череду выполнения бессмысленных команд и волюнтаристских распоряжений.
- Потому как некоторые из начальства, собрав мелкие звезды в кучу, а то и нашив лампасы на форменные штаны, почему то начинают забывать, что когда то они тоже были лейтенантами и фестивалили не хуже тебя, нынешнего.
А дабы показать свою значимость, начинают изобретать велоси придумывать что-то новое, особенно в условиях перестройки, гласности и ощущения надвигающегося Большого Карачуна.
Хотя, я думаю, в эпоху своего лейтенантства, начальство тоже руководствовалось этой аксиомой. Но потом сделало вид, что забыло.
Суть следования аксиоме проста, как устройство прибора «Кристалл». Когда тебя достанут этими самыми бессмысленными распоряжениями, надо просто не перечить руководству, а, вглядываясь в нимб, мерцающий над его головным убором, чётко и дословно выполнить это самое распоряжение.
Причем выполнять надо вдумчиво, до определенных пределов, дабы не наступили негативные последствия.
Один из примеров выполнения ситуации «начальство нужно воспитывать» показал мой друг и однокашник Гена Марудин, когда летом 1988 года остался за начальника заставы, на Шестой Московского.
У нас тогда практически совпали по времени два события.
Первое – это приезд нового Начальника Штаба.
С первого дня он показал себя непримиримым «уставником» и поборником соблюдения Уставов и Наставлений. Непримиримым и безжалостным катком воинской дисциплины катился он по злостным и не очень нарушителям уставного порядка, формы одежды и прочим неосторожно оступившимся.
Застегнутый на все пуговицы варшавки в самую жаркую погоду и обращающийся даже к бойцам – товарищ рядовой и на Вы, он заслужил ласковое прозвище в Отряде Кирпич и выработал стойкий навык у всего состава Отряда обходить его стороной. В нашей истории я буду называть его просто – НШ.
А второе событие – это очередные сборы начальников пограничных застав перед принятием решения на охрану Границы на очередной период.
Было такое традиционное мероприятие в Пограничных войсках, когда раз в полгода собирали всех начальников застав в Гарнизоне, проводили что-то типа сборов, подводили итоги, раздавали кому яблоко, кому пряник, а кому кнут.
Ну и, соответственно, давали возможность начальникам застав, особенно с противоположных флангов, увидеть друг друга, пообщаться в неформальной обстановке, выпить водо обменяться опытом.
Одним из этапов данного действа была поезда по заставам – садили всех начальников застав в УАЗ-ики и под руководством НШ выезжали на Первую заставу.
Посмотрев всё там, проведя разбор с кнутами и пряниками, переезжали по рубежу основных инженерных сооружений /РОИС/ на Вторую и так далее, до Девятой – Десятой застав. Дальше уже горки начинались, не наездишься.
И вот на летних сборах 1988 года едет такая кавалькада вдоль системы и на участке Шестой видит следующее зрелище:
Вдоль системы и КСП идет пограничный наряд Дозор по проверке этой самой системы и КСП в количестве пяти пограничников.
И не просто идет, а несет на себе СПГ-9, который станковый противотанковый гранатомет.
Весом не много, не мало, а ровно 49 килограммов без прицела. А с прицелом – 51.
Пришлось в свое время потаскать такой на собственном горбу, если кто читал эту историю.
Остановилось кавалькада, НШ выслушал доклад старшего пограннаряда…
А в то время на афганском участке действовало строгое правило в приказном порядке – все пограничные наряды вдали от заставы должны быть в укрупненном составе, то есть более трех пограничников и в обязательном порядке должны были усилены групповым оружием.
А это пулеметы, снайперские винтовки, гранатометы. Причем насчет последних не было разъяснений – ручные или станковые. Гранатомет - и точка.
Вот эти орёлики, выполняя дословно букву Приказа, и тащили на себе этот самый сапог. Наверное, больше ничего не оставалось на заставе свободного.
Наш добрый НШ, узрев данную картину, да еще в присутствии начальников застав, в том числе и НЗ-6, решил проявить чудеса уставного поря гуманизма и человеколюбия.
Ласково попеняв НЗ-:6 на его заместителя, то есть Гену, приказал погрузить сапог в один из УАЗ-иков, дабы облегчить участь бедных солдатиков ©.
Где то в Африке крокодил в этот момент поперхнулся горючими слезами.
Приехали они на Шестую. Гена, как положено, встречает- докладывает.
Начальники застав скучковались на плацу, за спиной НШ, около которого выгрузили злополучный СПГ.
А НШ, решив, что он уже достаточно сегодня побыл гуманистом и человеколюбом, вошел в привычное амплуа людоведа и душелюба и в своей обычной манере, не повышая голоса, начинает пропесочивать Гену, пытаясь вывернуть его мехом наружу. За нечуткость к личному составу и излишнюю жестокость.
Естественно, в присутствии всех начальников застав. Крокодил в Африке в этот момент начал захлебываться этими самыми горючими слезами.
Гена его культурно, вежливо и терпеливо выслушал, дождался традиционного вопроса: «Что Вы можете сказать в свое оправдание ?» и спокойно пояснил, что:
Согласно Приказа ВСЕ пограничные наряды должны быть усилены групповым оружием, что в данный момент (далее последовал подробный доклад, где какая групповая единица находится), что старший пограничного наряда по должности командир противотанкового отделения, то есть именно командир этого самого СПГ-9 и что именно СПГ был единственной свободной единицей группового оружия на заставе в тот момент.
А то, что вид наряда был Дозор – так про это в Приказе ничего не сказано. Сказано - ВСЕ.
НШ начал понимать, что он несколько неудачно наехал на лейтенанта. Начальники застав притихли, чувствуя спинным мозгом, что шоу еще не закончилось.
И на самом деле, Гена не был бы выпускником Алма-Аты, если бы не вбил гвоздь в крышку…
- Не меняя интонации, с невинным видом, он проинформировал НШ, что, по прибытию на пограничную заставу, весь состав наряда будет отправлен на гауптическую вахту за грубое нарушение «Правил несения пограничной службы».
На резонный вопрос НШ – За что? – Гена так же невинно пояснил, что согласно ПНПС составу наряда категорически запрещено передавать своё оружие кому бы то ни было, а именно это они и сотворили по приказу НШ и при его деятельном участии.
- Начальники застав беззвучно давились хохотом за спиной НШ, африканский крокодил облегченно утёр свои слёзы, а одинокий СПГ-9 на плацу заставы олицетворял собой незыблемое лейтенантское правило – начальство надо воспитывать.
НШ бы стопроцентно скушал Гену за это, но Гена через месяц перевелся на ту сторону, на объект Айханым, а там уже была не его юрисдикция. Да и Дед Чапай своих офицеров в обиду не давал.
Всем добра
- · Остальные публикации канала
Рекомендации канала:
Андрей Мусалов. «Таджикистан:1992-2005. Война на забытой границе»
Многие эпизоды этой необъявленной войны тогда были мало кому известны…
«Краснознаменный Среднеазиатский пограничный округ.1922-2022» История Округа –сборник к столетию основания Округа
#служба #история #ссср #пограничные войска #государственная граница #граница с Афганистаном #московский пограничный отряд #пограничники #армия