1385-1387 годы
Русь
1385 год в Новгороде проходил весьма бурно.
Вначале дело едва не дошло до вооруженного столкновения между самими новгородцами, когда жители Славянского конца (района) Новгорода с оружием в руках пошли на защиту князя Патрикея Наримантовича из Литвы, наместника новгородского в Орехове Корельском, Коробье и Лужском селе, а прочие концы выступили в защиту жителей Орехова, Корбья и Лужского села, которых князь Патрикей сильно притеснял поборами. Хорошо посадник Феодор Тимофеевич и тысяцкий Богдан Аввакумович успели перекрыть мост через Волохов своими людьми и не позволили враждующим концам сойтись врукопашную.
Далее состоялось вече, на котором долго лаялись и шумели, но сошлись на том, что князя Патрикея лишили наместничества в карельских землях Новгорода и поставили его наместником Русы и Ладоги, ограничив в поборах.
Тогда же по инициативе архиепископа Новгорода Алексия, враждебно настроенного к митрополиту, вече приговорило, что отныне в суд на Москву никого не посылать. Преступления против веры судить владыке Алексию в Новгороде, прочие дела по старинному обычаю отдать в суды посадника и тысяцкого. А на суд брать двух истцов по два боярина и по два мужа зажиточных от каждой стороны.
Понятно, как на иакой поворот событий в Новгороде прореагировали в Москве.
Когда же в Новгород пришла весть о поражении московских войск в Рязанской земле (смотри публикацию «Дела Рязанские») и что правитель Золотой орды хан Тохтамыш (правил в 1377-1398 гг.) не отпускает Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Ивановича Московского (правил в 1363-1389 гг.), из Орды в Москву (смотри публикацию «И не просто сбежал, но и жену нашел себе по дороге»), то новгородцы разошлись вовсю и решили на вече:
во-первых, - власть Москвы более не признавать, никаких денег и даней в Москву более не слать;
во-вторых, весной 1386 года отправили ушкуйников грабить московских купцов по Волге. Ушкуйники, помимо купцов, по дороге ограбив город Кострому (одну из резиденций князей Московских и не только резиденций, но и казнохранилища на случай татарских набегов на Москву).
Требования Дмитрия Ивановича Донского прекратить безобразия, с подачи архиепископа Алексия, проигнорировали.
Правитель Москвы, у которого лопнуло терпение, собрав войска, выступил на Новгород.
Когда москвичам до Новгорода оставалось каких-то 30 верст, их встретила армия Новгорода. И тут выяснилось, что большинство рядовых новгородцев не намерены сражаться и готовы разбежаться при первом же натиске противника. Пришлось отправлять переговорщиков договариваться о мире. Дмитрий Иванович отказался их слушать. Новгородцы попросили владыку Алексия провести переговоры. Тот отбыл в лагерь москвичей и своим высокомерием немало досадил правителю Москвы. В итоге Дмитрий Иванович твёрдо и жёстко ответил: «Выдадите мне виновных, оплатите издержки - получите мир».
Это не понравилось новгородцам. Они стали готовиться к обороне.
Для начал сожгли все посады вокруг Новгорода.
Бывший посадник Григорий Лукьянович, понимая бесперспективность обороны города, поставил тогда ультиматум владыке Алексию: либо тот договаривается с москвичами о мире, либо будет крайним во всём этом деле.
Пришлось Алексию убрать свое высокомерие и вновь ехать на переговоры. Договорились, что новгородцы выплачивают Москве все поборы и дани, что должны, и подчиняются Москве, как было ранее. А за поход ушкуйников, грабеж Костромы, платят еще 8.000 рублей. На том и сошлись.
Дмитрий Иванович получил деньги и дань и увел свое войско в Москву.
После этого посадник Феодор Тимофеевич, а также Тимофей Юрьевич и Юрий Дмитриевич с войском пошли за Волок, и стребовали 5.000 рублей с местных жителей, так как заволочане были на Волге, грабили и били купцов, и Кострому грабили.
Возможно, по причине проигранной войны оставил свой пост архиепископ Алексий. Он ушел в монастырь святого Воскресения на Деревянице.
На его место вече выдвинуло троих: Ивана игумена хутынского, Афанасия, игумена рождественского иПарфения, игумена благовещенского. Далее по обычаю бросилижребий. По жребию владычин престол достался Ивану с Хутыни. Он стал новым архиепископом под именем Иоанн. Это случилось 9 мая.
В тот же год вновь поднялись новгородцы. Три конца (района) поднялись против посадника Осифа Захарьевича. Тот бежал за Волхов и встала с оружием за посадника вся торговая сторона. Две недели шли стычки между враждующими новгородцами, пока не сошлись на том, что Осиф Захарьевич уходит с должности посадника, а новым посадником будет Василий Иванович.
Изменил авторское название «Дела Новгородские» на «Суетня...». Мне кажется это точнее отражает смысл происходившего.
(Источники: ПСРЛ, тт. 6, 11, 42, 43, Татищев, т. 3)