Для тех кто не хочет вчитываться можно посмотреть видео
«Разве история не является просто-напросто временем, когда мы не родились?»
Ролан Барт [82,37]
Осознание этой простой мысли французского философа пришло ко мне относительно недавно. Просто как-то не приходилось размышлять в этом ключе. Общаясь, мы зачастую, увлекшись изложением своих мыслей, забываем соизмерить их с жизненным опытом собеседника и, порой, из-за этого возникает недопонимание. У меня есть внучка Александра. Она как-то попросила рассказать о том, как жили в Советском Союзе. Я начал рассказывать и я ясно ощутил, что для нее, родившейся в XXI веке Советский Союз — седая древность, такая же как для меня царская Россия. Мои прожитые 65 лет, по моим ощущениям быстро промелькнувшие, если посмотреть назад, сумели вместить неимоверное количество событий, включая и мою жизнь в двух разных странах, причем не меняя города проживания. А по мысли Алана Барта это даже еще и не история, хотя я и считаю, что каждое прожитое мгновение, мгновенно становится историей. Но не будем спорить, а попробуем на временной шкале взять и отложить время «одного меня» назад, то вообще попадем в XIX век! В России это время царствование Александра III. Еще не разразилась ни первая ни вторая мировые войны, не было революций ни 1905 ни 1917 года! В общем-то жутьчайшая древность. А это лишь всего одну мою жизнь назад, которая мне кажется незаслуженно быстротечной! Все наиболее яркие зарубки на дереве истории, сохранившейся в нашей памяти, получается случились всего лишь одну мою жизнь назад. Одно мгновение. А сколько же в этот миг сумело вместится событий, многие из которых уже давно превратились в параграфы в учебниках! Вот о том, что происходило в интервале плюс минус моя жизнь я и поведу здесь речь.
Начну я с солнца, ответственного за все творящееся на земле. Все рождается м умирает, создается и разрушается, возникает и исчезает в результате действия солнечный лучей. Фактически вечный солнечный двигатель приводит в движение абсолютно все процессы на Земле. Очень-очень издалека солнечные лучи добираются до нашей планеты. И их энергия начинает свое бесконечное преобразование из одной формы в другую. Изначально это свет и тепло, которые в результате длительных преобразований перерождаются сначала в растения а потом и в животных и в конце-концов появляется человек — «венец творения», который-то и пытается осмыслить всю эту кутерьму.
Прекрасный примером работы солнца является закрытая экосистема созданная Дэвидом Латимером (David Latimer) в 1960. Он смог вырастить сад, внутри стеклянной бутыли, которую окончательно закупорил в 1972 году. И внутри этой бутыли функционирует жизнь. Растения рождаются и умирают. Потребляют кислород и вырабатывают углекислый газ из которого синтизируются новые растительные формы, и так бесконечно. Сейчас его подражатели заполнили интернет всевозможными вариациями закрытых экосистем, в том числе и из привычных пластиковых бутылок. Самое главное, что все это работает!
Ничего дополнительно не нужно — только солнце!
Не удивительно, что с незапамятных времен солнце для человека является абсолютно всем, источником всего или, по разумению человека, непостижимым божеством. И если солнце являлось божеством, то практически любой правитель должен был быть если не сыном солнца, так уж прямым потомком безусловно. Важность человека измерялась его приближенностью к солнцу. Сначала она измерялась ракушками, баранами, рабами и другими необходимыми в быту вещами. Это продолжалось до тех пор пока человек не научился обрабатывать золото. Этот металл стал символом солнца и мерной единицей значимости человека. Из золота стали делать маленькие солнечные диски, монеты, на которых зачастую изображалось как само солнца, так и портреты государей, как заменителей божественного солнца на земле.
После второй мировой войны доллар, а за ним и другие валюты перестали быть обеспечены золотом. Казалось бы солнечной эквивалент значимости начал меркнуть, но с появлением криптовалют, кажется, что «всё возвраща́ется на кру́ги своя́». Деньги начинают вырабатываться практически напрямую из энергоносителей, путем, так называемого «майнинга». На первый взгляд может показаться то, что в лидеры должны выйти экономики стран с большими запасами энергоресурсов, напрямую из них добывая деньги, но с развитием альтернативной энергетики, в частности возврат к использованию солнечной энергии человечество должно вернуться к тому, что солнечная энергия и будет той расчетной мерой значимости, взамен того, что мы сейчас называем деньгами.
Солнечный круг замыкается.
Существует устойчивое выражение «время — деньги». Это два неразрывно связанных понятия. Про солнечные деньги мы поговорили, но и единицы измерения времени, тоже связаны непосредственно с солнцем, а точнее с движением Земли вокруг Солнца. Поэтому они нам, привычным к десятиной (происходящей от наших 10 пальцев на руках) системы исчисления кажутся какими-то корявыми.
Чтобы начинать считать необходимо иметь точку отсчета от которой и начинаются измерения. И такая точка для измерения времени существует, а точнее их даже четыре — это дни солнцестояния и равноденствия. (Конечно не забываем, что на небе присутствует и ночное светило — Луна, которая породила лунный календарь.) Когда-то новый год начинался в день весеннего равноденствия, и это вполне логично, так как весной пробуждается природа. Был и осенний новый год, что тоже было логично: урожай собран, запасы сделаны и можно начинять готовится к следующему. Еще со школы помним о том, что царь Петр I ввел у нас в стране празднование наступления Нового года зимой. В масштабах страны это не просто. Какой-то год становится короче, а какой-то наоборот длиннее. Разные точки отсчета с начала периода измерения создают и чехарду в названии всего периода. Например на вопрос сколько лет (подразумевается период от лета до лета)? Можно получить, например, один год, что подразумевает период от весны до весны (по английски год — year, а у славян Ярило бог весеннего солнцестояния). Да и вообще по-английски, и не только по-английски, Good (год) — это Бог, то есть мы опять фактически возвращаемся к солнцу.
Помню в школе я удивлялся тому, в чью же больную голову пришла мысль разделить окружность на 360 градусов и придумать для измерения углов странное устройство — транспортир? Оказалось, что причина тому все то же солнце вокруг которого земля делает свой круг примерно за 360 дней, которые, в свою очередь легко делились на 12 месяцев (лун) по 30 дней, что не совсем точно (сейчас известно, что лунный месяц длится «29 суток 12 часов 44 минуты и 2,9 секунды»).
Потом выяснилось, что в году не 360, а 365 дней, что породило легенды о новых богах рожденные в несуществующие дни и за счет этого длина года увеличилась. Потом оказалось, что и это не совсем точно и с годами все-равно праздники смещаются от ключевых точек и пришлось раз в 4 года вводить високосный год. И ничего, все к этому привыкли и сейчас это воспринимается как должное.
Для разделения времени на более короткие интервалы и в течении дня опять же обратились к использованию солнца. В землю втыкалась ровная палка (шест) и по отбрасываемой тени время делил на промежутки. Сначала сутки были поделены на день и ночь, а потом день был разделен на утро (до полудня) и вечер (после полудня). Измерению подвергался собственно день (время когда светило солнце и измерение собственно и имело смысл). Вероятно по аналогии с разбиением года на 12 частей, также на 12 частей стал делится и день. По аналогии Была и ночь разделена на 12 частей (часов). Мы до сих пор говорим например: в час дня или в 2 часа ночи.
Дальше — больше. Солнце же поделило сутки на 24 часа. Странная единица измерения не правда ли?
В своих рассуждениях не претендую на истину в последней инстанции, но здесь явно просматривается не десятичная (десятипальцевая) система счисления, а космическая.
Из-за простоты подсчета по пальцам, у человечества, естественным образом, сложилась десятичная система исчисления. Годы складываются в десятилетия, а те в свою очередь в столетия. Поэтому мы привыкли обозначать десятилетия как, 40-е, 50-е или 90-е годы. У солнца нет 10 пальцев от которых можно было бы оттолкнуться, но активность солнца подвержена изменениям или точнее сказать колебаниям близким, но не совпадающим, с человеческой градацией, образует условно называемый «одиннадцати летний цикл». Условно называемый, потому, что период между максимумами солнечной активности могут быть больше или меньше одиннадцати лет. Если взглянуть на таблицу солнечной активности, (из Википедии, она опубликована в начале статьи) то при взгляде на то, на какие годы выпадает максимальная солнечная активность, невольно появляются тревожные ассоциации: 1905, 1917, 1928, 1937…, Каждый год откликается в нашей памяти, совпадая с социальными потрясениями происходящими в обществе. Возможно меньше бросается в глаза то, что на эти же года приходится и определенные изменения в области искусства. В процессе воздействия солнца на Землю и человека ключевым, является год, именно, максимальной солнечной активности. В это время растет количество солнечных пятен, возникают магнитные бури и происходит, в том числе, возмущение магнитного поля земли. Бесследно эти события ни как не могут пройти. Еще в 1801 году английский астроном Уильям Гершель (который кроме всего прочего был и музыкантом) заметил связь между количеством солнечных пятен и ценами на пшеницу. В общем-то все, что творится на солнце, а там постоянно, что-то происходит, так или иначе отражается на нас. И пока солнце из желтого карлика не переросло в красного гиганта, у нас еще есть время поразмышлять.
Термин АРТ&РА: период между максимумами солнечной активности
Я задумался, как можно обозначить период от одного до другого максимума солнечной активности. Возможно такой термин и существует, но мне он не встретился. Десятилетием этот период уже не назовешь, да и одиннадцатилетие тоже не совсем подходит. А так, как речь пойдет не столько о социальных потрясениях, сколько об искусстве то напрашивается короткое слово «арт». Искусство очень противоречивое и спорное понятие, лично для меня оно больше всего ассоциируется с некой территорией свободы, потеряв которую оно превращается в инструмент пропаганды или рекламы чего-либо. Арт и будет первой составляющей для вводимого термина. Вторую же часть хотелось связать с солнцем.
Одно из дошедших до нас имен солнечного бога — Ра. Помню в школе у меня возникало недоумение. Изучаем Древний Египет Нил называют рекой Ра. Изучаем Древнюю Русь, и здесь тоже главную реку, в последствии получившей название Волга, называют Ра. Было странно, как это наши предки, живущие на огромном расстоянии друг от друга, договорились об одинаковом названии, а потом, по истечении времени, просто-напросто это забыли? В новом термине и в названии всего проекта я буду использовать имя Ра, в качестве второй части, для обозначения солнца — первопричины всего творящегося на земле.
Слитно «артра» использовать я не стал, во избежании путаницы, так как уже существует медицинский препарат с таким наименованием. Решил слова соединить знаком "&" с красиво звучащим названием амперсанд и выполняющим функцию союза"и». Отсюда и получился этот термин АРТ&РА.
Проект планируется многоплановым. В том числе должны быть такие составляющие, как выставка, книга, видио-книга и публичные выступления с этим материалом. Какая из этих частей более важная, сказать затрудняюсь. Скорее все совокупно. Как в песне стихи и музыка для Александра Розенбаума:
«Стихи и музыка, вы песня — плоть от плоти!
Стихи и музыка — не разделяю вас!»
Александр Розенбаум — Музыка или стихи
Проект планируется долгосрочный. В нем я предполагаю рассмотреть различные года максимальной солнечной активности, с показом культурных и социальных событий и следующих за ними изменений происходящих в этот период.
Еще одной целью проекта является восстановление связей между поколениями. Каждое поколение, по каким бы датам не пытаться поделить, имеет свою культурную и социальную жизнь. Элементы этой жизни входят в лексикон поколения и зачастую получается так, что даже занимаясь одинаковой профессиональной деятельностью или имея одинаковые увлечения, например музыкой, плохо ориентируются в «кумирах» других поколений. Это конечно не означает так уж сильно плохо, но хочется, чтобы эта связь сохранялась.
Начать хочу с 1979 года по двум причинам: Первая из них — всегда с чего-то нужно начинать. А вторая, — у меня скопился уникальный материал, связанный с творчеством Владимира Высоцкого, для которого 1979 был насыщенным, трудным и, к сожалению, последним из прожитых полностью.
Материал о котором я говорю, представляет из себя коллекцию фотографий работ по дереву, уже более 25 лет создающихся уникальным художником, Игорем Земляковым, под влиянием творчества Владимира Высоцкого. К моему сожалению эти работы мало известны. Фотографии многих из них публикуются впервые. Очень надеюсь, что после выхода книг и сопровождающих это событие фотовыставок, появится больше желающих познакомится с оригиналами этих работ и их автором.