- После начала «спецоперации» все четыре акционера «AliExpress Россия» отказались продолжать инвестировать в проект, рассказали The Bell три источника на российском рынке электронной коммерции, знакомых с ситуацией в компании. Китайская Alibaba Group владеет 47,85% в предприятии, холдинг USM —24,3%, VK — 15%, Российский фонд прямых инвестиций — 12,8%.
- Определяющей была позиция Alibaba, которую компания озвучила на совете директоров вскоре после 24 февраля. «В какой-то момент они фактически сказали, что инвестировать больше не будут. Без всяких ссылок на политику», — объяснил один из источников. Другой связал решение с тем, что китайская компания «торгуется на нью-йоркской бирже и имеет много взаимосвязей с американским рынком и институтами», а перспективы на российском рынке туманны.
- После этого закончились и инвестиции от USM и РФПИ. Один из источников издания не исключает, что если бы Alibaba была всё ещё готова вкладывать в российский бизнес, то «кто-то из других акционеров присоединился бы». Представители маркетплейса и акционеров компании отказались от комментариев.
Компания сокращает сотрудников и отказывается от логистических проектов
- «AliExpress Россия» с февраля сократила более половины сотрудников, утверждает источник The Bell. Другой оценил количество сокращённых в 700 человек из общего количества около 1000. По словам одного из собеседников, AliExpress ищет субарендаторов в свой офис в «Москва Сити». Все рекламные кампании и маркетинговое продвижение остановлено, рассказали The Bell три источника.
- Также компания сократила крупнейшие логистические проекты — в конце сентября отказалась от большей части площадей в логопарке «Обухово» в Подмосковье, а также начала искать покупателей на строящийся в Екатеринбурге логистический терминал. Он должен был стать первым собственным складом за пределами Московского региона.
- «У AliExpress остался только фулфилмент-центр в подмосковном Чехове. Но и там часть площадей отдана под субаренду», — рассказал один из собеседников The Bell.
- Компания отказалась от главного проекта, который развивала последние три года, — локального маркетплейса. Продажи всех местных продавцов остановлены, как и все связанные с развитием этого направления активности, добавил источник.
- AliExpress — единственный крупный онлайн-ритейлер, не заявивший о начале параллельного импорта, как это сделали Ozon, «Яндекс Маркет» и Wildberries. Причина — в Alibaba.
Китайцы никогда не решатся на параллельный импорт в компании, где они главный акционер. Ведь с точки зрения условного Apple это прямое нарушение их интеллектуальных прав. У них и так много лет одна из главных проблем в США — торговля поддельными брендовыми вещами.источник The Bell
Но работать ритейлер сможет, в лучшем случае «в ноль»
- По данным Mediascope, с февраля 2022 года аудитория AliExpress в России стала падать. За год с августа 2021 года платформа потеряла 1,5 млн посетителей в сутки (показатель упал с 8,5 млн до 7 млн).
- Но AliExpress остаётся лидером в сегменте трансграничных продаж, к тому же компания остаётся одним из лидеров по обороту, оценил глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.
- При этом маркетплейс несёт убытки — во втором квартале 2022 года почти 11 млрд рублей, по расчётам «Ведомостей». Поэтому «рассчитывать, что в него будут инвестировать российские акционеры, в ситуации жесткого кризиса не приходится».
- «Сворачиваться, закрываться или продаваться компания не будет. Ужавшись, она может существовать в нынешнем виде, в лучшем случае работая “в ноль”», — говорит источник The Bell, знакомый с ситуацией в AliExpress. — Но за счёт отсутствия собственной инфраструктуры и быстрой доставки будет постепенно проигрывать долю конкурентам».
Сворачиваться, закрываться или продаваться компания не будет. Ужавшись, она может существовать в нынешнем виде, в лучшем случае работая “в ноль”. Но за счёт отсутствия собственной инфраструктуры и быстрой доставки будет постепенно проигрывать долю конкурентам.источник The Bell