9 октября день рождения отмечает заслуженная артистка России Регина Щукина.
Ее трудно не заметить не только на сцене, но и в жизни. Рыжеволосая, с глубоким грудным голосом, способная в считанные секунды перевоплотиться из романтичной барышни в женщину с сильным характером и сложной судьбой, Регина принадлежит к числу фактурных актрис, способных воплотить на сцене и на экране практически неограниченный диапазон образов.
Ее Жанна д’Арк в постановке Молодежного театра на Фонтанке «Жаворонок» вот уже более двух десятилетий заставляет зрителей переживать сильные эмоции и задавать себе после спектакля вечные вопросы, на которые когда-то отвечала ее героиня, заплатившая за свои убеждения собственной жизнью.
Регина, ваша героиня в самом начале повествования о своей жизни говорит: «Нет ничего лучше, чем новое начало». Вы согласны с ней? Часто приходится начинать все сначала – в работе, в жизни, в отношениях?
– Каждый спектакль я как будто начинаю все сначала. Мне нравится осознавать, что я «служу» в театре. Выход на сцену – это совсем не то, что работа на съемочной площадке, дубляж, аудиозапись… Даже моноспектакль отличается от того, когда ты работаешь с партнерами.
Бог не любит тех, кто боится». Чего Вы боитесь?
– Я боюсь потери близких и оценки окружающих. До сих пор.. До сих пор. Я выбрала именно ту профессию, где меня все время оценивают. И это при том, что по природе я перфекционист – у меня все должно быть сделано правильно, идеально. Это мне с детства очень мешало, и не только в театре. Я не хулиганка, я пионерка. Не могу сказать «нет», «мне не нравится», «я не буду» и при этом остаться спокойной. Чтобы мне отказать кому-то, нужно пройти через настоящий ад. Мне безумно страшно провалиться, не справиться, не оправдать ожиданий – своих и публики. Поэтому всю жизнь отвечала на какие-то вопросы, разбирала себя, как патологоанатом, по косточкам. Потом что-то подкручивала, корректировала – совершала над собой настоящие операции. И продолжала идти вперед. Ставила эксперименты – а смогу ли? Выдержу ли? И меня это всю жизнь спасало. Потому что после препарирования своих страхов, горестей и неудач я понимала, что главное – доползти до сцены. А там уже будет не страшно!
А случай, когда Вам, безголосой из-за болезни, пришлось шептать монолог Жанны в спектакле «Жаворонок» – это тоже был эксперимент?
– Да, и очень рискованный. Такое можно позволить себе только в молодости. Сейчас бы я на это не решилась. И смогла бы – хоть и с большим страхом – сказать «нет». Потому что был риск потерять голос, а я этого очень боялась. Я долго лечила связки, не могла понять, что мне делать с внезапно настигшей меня ломкой... Очень вовремя мне мой испанский учитель сказал, что испанки специально ждут момента, когда с возрастом их голос наполнится «глубиной биографии» и позволит им петь фламенко. А то ведь я уже собиралась осваивать другую профессию…
Какую? Хотели стать врачом, воплотить в жизнь мечту матери?
– Врач – это одна из профессий, которые действительно помогают людям. И я действительно хотела бы быть врачом. Мы настолько слабые, настолько уязвимые, что нам всем нужна помощь.
Каково это – выходить на сцену в роли Жанны д’Арк в течение столь долгого времени?
– Я стала сильнее, и зрители это чувствуют.
Проверенный способ восстановления сил и зарядки «энергетических батареек»?
– Спать. Раньше я себя очень ругала за то, что трачу столько времени на отдых, а сейчас понимаю, что мне это жизненно необходимо. И не ругать себя, а принимать это как данность. Мне полегчало после признания Зиновия Гердта, что он всю жизнь боролся с ленью. Если уж этот ангел, гений страдал от собственного несовершенства, то мне ничего другого не остается, как принять себя такой. В преодолении инертности мне очень помогает муж. Его активность меня стимулирует, заставляет не отставать в своем стремлении к совершенствованию.
Ваш рецепт «как выглядеть сногсшибательно за 15 минут»?
– Я много чем занималась в своей жизни – и танцами, и аэробикой, и спортом, но сейчас открыла для себя йогу. Каждое утро я делаю по три цикла Сурья-намаскара, «приветствие Солнцу». Еще меня спасают волшебные корейские салфетки, пропитанные неким чудо-составом. Одна минута – и лицо очищается, становится свежим и отдохнувшим. Каждый день я посещаю бассейн и сауну, это помогает держать себя в форме. Еще я учусь отвлекаться от работы, радоваться простым вещам и получать от них удовольствие.
Ваша героиня вампиловской пьесы Зинаида Кашкина, а также Наташа в «Трех сестрах» – персонажи, которые, что называется, «с удовольствием портят жизнь другим». Как вы сами относитесь к своим героиням?
– Моя Наташа – она не плохая и не хорошая. Она просто другая. В ней нет аристократических метаний, сомнений, душевных мук, которые свойственны интеллигентному, мыслящему человеку. Наташу не мучает ничто, кроме необходимости избавиться от сырой и темной еловой аллеи и лишних деревьев. Она уже давно решила, что именно она вырубит и что посадит на этом месте, и как она будет получать от этого удовольствие. Она умеет жить, а они, эти странные и непонятные Прозоровы – нет. Наташа не видит никакой проблемы в их стремлении поехать в Москву – «подите на вокзал и купите билет». Каждый счастлив по-своему. И пока один человек не нарушает границы другого, он имеет право быть счастливым на свой лад.
В чем заключается Ваш драйв, движение жизни?
– В желании сегодня стать лучше, чем вчера.
Отрывок из интервью журналу «Драйв – движение жизни»
Беседовала Оксана КРАПИВКО