Вот мы и добрались до финала. Сегодня на канале ПроРок заключительная часть истории возникновения белого блюза в исполнении замечательного блюзоведа и рокознатца Сергея Беляева.
Признаюсь: мне было немного грустно получить от Сергея последнюю часть его блюзовой саги. Но когда я дочитал ее до конца, то понял, что… Впрочем, не буду спойлерить, читайте сами. И тоже все поймете.
Добрый день, блюзофилы и ритмоманы!
Предыдущие Серии были ПРЕЛЮДИЕЙ. Сам АКТ - в ЭТОЙ части. Не дадим отдыху ушам, ладошкам, ножкам и другим членам нашей Партии "ПроРоки в Блюз-Роке"!!!
Поехали...
Большинство первых рок-н-ролльных и блюз-энд-ритмовых хитов - это ПЕРЕРАБОТКИ уже исполненных БЛЮЗОВ.
Это АКСИОМА, друзья.
Артур "Биг Бой" Крадап, Рой Браун, Вайнони Харрис, Кокомо Арнольд...
Этот список авторов и исполнителей, на 90% - американцев, - бесконечен.
И Пресли, и Перкинс, и остальные Легенды ОЧЕНЬ РАННЕГО рока (!) пели версии стандартных блюзов. И учились сочинять свои номера, ритм-энд-блюзовые.
К концу '50-х в Британии необычайной популярностью, как вы все знаете, стал пользоваться жанр СКИФФЛ.
На этой волне большим успехом была ознаменована вещь Лонни ДОНЕГАНА "Rock Island Line" ("Decca", 1955), в основу которой, в частности, легли "наработки" Ледбелли. (О нем отдельно можно прочитать на канале SOUNDSCAPE.)
Вспомним эту британскую Легенду...
Само название - skiffle - произошло, предположительно, от названия нескольких номеров американского пианиста Дэна Берли и его группы "Skiffle Boys". Кто сейчас помнит тех ребят и их номера... У нас сегодня - ЗВЁЗДЫ. Мы, тоже, будем слушать ИХ.
Многие поклонники скиффла начинали играть сами, в том числе, на прославленных СТИРАЛЬНЫХ ДОСКАХ - одной из "фишек"! - и даже КУВШИНАХ, было и такое!
Конечно же, ГИТАРЫ и ГАРМОНИКА были также тут как тут.
Переключаясь на ритм-энд-блюз и корневые блюзы Юга, молодежь Британии стала создавать СВОЕ. Британский ритм-энд-блюз.
Если битлы черпали вдохновение в популярной в Детройте версии R'n'B "Tamla-Motown", то роллинги обратились к блюзам Луизианы. Не обходили вниманием и блюз чикагский...
Здесь они отдали дань творчеству Лайтнин' Слима.
В конце '50-х, как мы помним, несколько будущих роллингов работали с отцом британского ритм-энд-блюза Алексисом КОРНЕРОМ, который, в свою очередь, вместе с игравшим на гармонике и 12-струнной гитаре Сирилом ДЭВИСОМ выступал в блюзовых клубах, зачастую с гастролировавшими американскими музыкантами.
Начав с блюзового стиля в манере "Скрэппера" Блэкуэла, Корнер в 1962-м году создал свою группу, ныне легендарную "BLUES INCORPORATED".
Его подход к музыке отличался экспериментальностью. К примеру, в "Blue Monk" ("Ace of Hearts", 1963) воедино сплелись элементы деревенского блюза, Чарльза Мингуса и Телониуса Монка. Откуда, собственно, и название вещи...
К ориентированным на БЛЮЗ также, что общеизвестно, принадлежали "The Yardbirds" и ранние "The Who".
Одним из самых уважаемых гитаристов Британии до сих пор остаётся Эрик "Slowhand" КЛЭПТОН.
Бывший участник "Новобранцев", - как давно это было! - присоединился в свое время еще к одному ОТЦУ, Джону МЭЙОЛЛУ. Его совместное с "BLUESBREAKERS" творчество - необходимейшие must-haves в шкафах всех меломанов всего мира.
"All Your Love" ("Decca", 1966), впервые записанная в свое время МЭДЖИК СЭМОМ, продемонстрировала феноменального Клэптона на гитаре на фоне партии Мэйолла на фортепиано. БЕССМЕРТНО. И - каверимо. До сих пор...
Прямой, без особых затей, кавер блюза Роберта ДЖОНСОНА под названием "Crossroads" ("Polydor", 1967), сыгранный Клэптоном сотоварищи в супергруппе "CREAM", также останется с нами навсегда.
(Обратите внимание на ВОКАЛ: специалисты отмечали, "голосовые данные Клэптона не на высоте, чего не скажешь о его ГИТАРЕ..." (С))
В США РАЗВИТИЕ БЕЛОГО БЛЮЗА происходило, в общем и целом, сходным путем.
Молодые гитаристы подражали деревенским блюзмэнам.
Однако, в музыке "The PAUL BUTTERFIELD BLUES BAND", у которых лидер играл на гармонике, а Гений Майк БЛУМФИЛД - на гитаре, было что-то совсем НОВОЕ.
"I Got a Mind To Give Up Living", "Приходят Мысли Жизнь Прекратить" ("Elektra", 1967) был медленным блюзом. Но игра черных музыкантов из Чикаго, басиста Джерома Арнольда и барабанщика Билли Дэйвенпорта, помогла группе уйти от нудноватого ритма. Союз белых и афро- еще раз доказал свою состоятельность в нарождении БЛЮЗ-РОКА...
Самым слабым местом этой группы была линия ВОКАЛА. Все же их способность к игре блюзов отчасти компенсировала этот недостаток.
Это было доказано совместной работой с Мадди УОТЕРСОМ в медленной блюзовой композиции "Mean Disposition", "Удручающее Положение Дел" ("Chess", 1969). Эта работа подтвердила превосходство тембра и выразительности голоса ЧЕРНОГО исполнителя и его мастерство игры на слайд-гитаре...
Из прочих белых американских исполнителей тех лет, экспериментировавших с блюзом, - а это "The Grateful Dead", "The Jefferson Airplane", Капитан Бифхарт, наконец, - отметим "CANNED HEAT" с гитаристами Элом Уилсоном и Генри Вестином.
Правда, иногда зашкаливало: их "Refried Boogie" ("Liberty", 1968) продолжалась около 40-ка минут, хотя бОльшую ее часть занимали барабанные соло...
Мы для вас подобрали более короткий вариант, друзья...
Настоящей МУЧЕНИЦЕЙ белого блюза стала великая Джэнис ДЖОПЛИН.
Ее страстные экстравагантные выступления были очень выразительны не только из-за ИСТЕРЗАННОЙ личности. Также, из-за необходимости ВЫБОРА, стоявшего перед БЕЛЫМ блюзом.
Если бы он выдерживался в рамках черной ТРАДИЦИИ, то был бы неуместно ОГРАНИЧЕННЫМ: музыкальное ОБРАЗОВАНИЕ белых позволяло делать БОЛЬШЕ, чем того требовали КАНОНЫ.
А если РАСШИРЯТЬ рамки, блюз мог бы потерять свою АУТЕНТИЧНОСТЬ.
Соединение инструментальной и лирической ЭКСПРЕССИИ, которое для лучших черных блюзмэнов стало ВЕРШИНОЙ их достижений, казалось, ОТВЕРГАЛОСЬ белыми музыкантами, когда они придерживались блюзового канона.
Многие расширили его посредством обращения к РОКУ. Так, в сухом остатке, и возник БЛЮЗ-РОК...
В пристальном интересе к блюзам для его исполнителей изначально скрывалось немало преимуществ: те, кто приезжал с гастролями в Европу, повышали престиж своего имени и получали больше приглашений в Америке.
Ряд музыкантов, среди которых были пианисты Джек Дюпри, Мемфис Слим, Кёртис Джонс, Эдди Бойд, гитарист Микки Бейкер, ОСЕЛИ в Европе, встретив более теплый прием и восторженную публику.
От ПроРока, желающего вставить свои пять копеек. В этой волне музыкантов, нашедших благодарного слушателя в среде европейских меломанов, был и джазовый саксофонист Гордон "Долговязый" Декстер, известный читателям канала по одной из предыдущих статей. Ибо он, подружившись с музыкальным журналистом Торбеном Ульрихом, стал крестным отцом его сына Ларса. А кто такой Ларс Ульрих, уверен, моим подписчикам хорошо известно.
Но вместе с тем, они отрывались от ИСТОКОВ и социального контекста блюза, что не могло не отразиться на творчестве.
Интерес белых к черной музыке всегда предвещает или совпадает с уходом некоторых черных исполнителей от канонов жанра.
Когда БЛЮЗЫ завоевывают БЕЛЫХ поклонников, они часто ТЕРЯЮТ ЧЕРНУЮ АУДИТОРИЮ...
Вот мы и ставим точку в истории белого БЛЮЗА. Ибо далее, друзья, - БЛЮЗ-РОК.
Будет вам интересно - мы о нем напишем.
Дайте только знать!
Пока! Под блюз - не грустим!!!
(С) Сергей Беляев, 2022
От ПроРока: не, ну каков хитрец, а?! Он еще сомневается, будет ли нам интересно! Уверен, что выражу всеобщее мнение: да, нам будет интересно! Да, мы хотим продолжение про блюз-рок!
Поддерживайте в комментариях.
Предыдущие статьи по ссылке: