Найти в Дзене
Портал МОСТ

«Референдум» о присоединении Львовщины к Польше – чей фейк?

МОСТ предлагает читателям свежую – лишь несколько дней как появившуюся на галицийских ресурсах – зарисовку из текущей жизни самых западных окраин бывшей УССР. С западноукраинского языка (а он заметно отличается от того, как говорят в центре или на востоке Украины) перевёл Алексей Волынец.

Во вторник, 27 сентября, в интернете начали распространять фото коробки с бюллетенями, якобы подготовленными для референдума о выходе Львовской области из Украины и вхождения её в состав Польши. Их якобы сфотографировал один из львовских чиновников. Документ действительно выдержан в формате бюллетеней, которые использовались на различных референдумах в Польше, но весь текст на нем – как вопросы, так и разъяснения для голосующего – только на украинском языке.

Стоит отметить, что в украинском сегменте интернета и социальных сетей, где с 24 февраля царит жесткая цензура, вышеописанного фото практически не было, а если оно и появлялось, то с непременным замечанием про «кремлевскую провокацию». Однако на фейк в неукраинском интернете вдруг решили отреагировать на государственном уровне – как в Киеве, так и в Варшаве.

28 сентября Центр противодействия дезинформации при СНБО (Совете национальной безопасности) Украины заявил, что «новая информационно-пропагандистская «волна» истерии по поводу якобы агрессивных планов Польши направлена на разрушение украинско-польской единства и отмену поддержки Украины». В тот же день в Польше тоже опровергли информацию о подготовке к присоединению Львовщины. «Российская пропаганда продолжает свои информационные атаки на Польшу, повторяя ложь о якобы планах польской власти напасть на Украину и аннексировать западную часть Украины», – написал в твиттере уполномоченный правительства Польши по информационной безопасности Станислав Жарин.

Понятно, что ничего другого ни один официальный польский представитель и не мог заявить, тем более, что Варшава неприкрыто претендует на всю подконтрольную Киеву территорию, а не только на Галицию и Волынь. При этом есть немало оснований считать, что за фейковыми бюллетенями стоят… украинские спецслужбы.

Во-первых, если проанализировать подобные заявления с российской стороны за последние десять лет, то в них никогда и нигде не говорилось о какой-то отдельной «Львовской народной республике». В России всегда оперировали только такими понятиями, как «Галичина» (реже) и «Западная Украина» (почти всегда). Львов мог упоминаться в этом контексте, но только как город, являющийся символом целого края – то есть Галиции или даже целой Западной Украины.

Во-вторых, не является большой тайной, что именно со стороны пресловутых украинских национал‑патриотических сил на протяжении почти всех лет независимости постоянно нагнеталась антипольская риторика. Но делалось то не от имени целой Галичины, или тем более «Западной Украины» с Волынью включительно, а только от имени Львова. Проще говоря, подобных пропагандистских национал‑истерик не наблюдалось ни в соседних Тернополе и Ивано‑Франковске, ни тем более в Луцке с Ровно…

-2

Большинство среди работников центрального аппарата СБУ до сих пор составляют выходцы с востока Украины. Учитывая их общую осведомленность, точнее – полный провал знания истории Галичины и других областей, которые принято называть «Западной Украиной», – можно безошибочно утверждать, что «Западная Украина» для них ограничивается только Львовом, максимум – Львовской областью. Именно отсюда растут ноги постоянных сообщений пресс-службы СБУ о раскрытии неких мифических организаций, собиравшихся провозгласить «Львовскую Народную Республику».

Это выглядит удивительно по‑любительски, потому что даже пресловутый Виктор Медведчук – и тот в своих тирадах о федерализации оперировал именно регионами Украины, имеющими вполне зафиксированное учеными историческое обоснование, вроде Волыни, Буковины, Галичины и Подолья. Да что там Медведчук – сам Путин в своей статье «об историческом единстве русских и украинцев» не писал ни об одной «Львовской народной республике», зато трижды упомянул «Галицию». То есть если бы вышеописанный информационный вброс готовили российские спецслужбы, то они бы оперировали значительно более широкими понятиями – такими, как «Галиция», или же в крайнем случае – «Западная Украина».

С другой стороны, учитывая степень интегрированности «глубинных элит» Львовщины с Польшей (недвижимость, бизнес, контрабанда и т.п.), нельзя исключать, что упомянутые выше бюллетени является местной инициативой – с целью подтолкнуть Варшаву к более активным действиям накануне более чем возможного краха украинской государственности. Вспомним, как это же самое пытались сделать в Донецке и Луганске в 2014-м, уже тогда посредством референдумов предлагая Москве принять Донбасс в состав России.

А галичане и волыняки – люди не менее прагматичные, чем донбассцы. Если галицкие и волынские области войдут в состав Польши, то их жители сразу же получат вожделенный европейский паспорт, то есть возможность легально жить и работать не только в Польше, но и в Италии и Германии. Но главное – на их земле точно не будет боевых действий, а их самих не мобилизуют в украинскую армию, и не отправят воевать на совсем чужой Донбасс. Поэтому если (когда) референдумы о выходе пяти западноукраинских областей из состава Украины и их присоединении к Польше будут таки объявлены, местное население и с их организацией поможет, и «за» активно проголосует.

Конечно, свою выгоду получит и Польша. И дело не только в территориях, то есть в усилении своей геополитической значимости в Европе. Польская власть сможет на законных основаниях отправить домой, лишив помощи и привилегий, сотни тысяч украинских беженцев, которые приехали в Польшу именно с Волыни и Галичины. Конечно, Варшаве придется вкладываться в развитие «возвращенных земель», но народ там будет прежде всего рад стабильности, прекрасно понимая, что та же Восточная Германия даже после 30 с небольшим лет пребывания в составе ФРГ все еще не достигла средне-немецкого уровня развития.