Найти тему
Шахтёр

Палка – и та раз в год стреляет

В комментариях под публикациями про мою службу в армии временами появляются сообщения типа такого быть не может, потому что не по Уставу. Да, у нас много чего было не по Уставу! Например, дедовщина, чуть ли не панибратские отношения старослужащих со взводными офицерами, картошка по ночам и т.д. Если у кого-то этого не было в воинской части, я тут совсем ни при чём. У нас было и я пишу про свою службу.

Сегодняшняя история на моих глазах (в буквальном смысле) чуть не обернулась трагедией. Сказать, что после случившегося всем стало (мягко говоря) не по себе, значит, ничего не сказать. Реально мороз пробежал по коже и волосы встали дыбом на всём теле. Впрочем, нет худа без добра – усвоили для себя замечательный урок.

Я был дежурным по подразделению. Дневальными у меня были молодой солдат и мой однопризывник-дед, с которым однажды яблоки организовали для своих сослуживцев (ссылка в конце публикации). Наша противотанковая батарея была в карауле и скоро ребята должны вернуться в казарму. Дневальный-первогодок наводит порядок, дневальный-дед стоит на тумбочке, я стою с ним рядом, разговариваем и ждём возвращения ребят из караула.

Точно по расписанию на лестничном пролёте послышался топот (мы располагались на третьем этаже казармы). Не прошло и минуты, заходит взводный офицер (в карауле был начкаром) и за ним наши ребята. Открываю оружейную комнату и снова возвращаюсь к тумбочке. С офицером перекинулись парой фраз и он отправился в канцелярию. Молодые чуть ли не бегом спешат в оружейку, со старослужащими успеваем пошутить.

Вальяжно в числе последних заходит в расположение наш однопризывник – дед как и я с дневальным на тумбочке. Он вскидывает автомат, отстёгивает от него магазин, передёргивает затвор и дуло приставляет в живот дневального. С улыбкой на лице командует:

– Дневальный, быстро докладывай как служба идёт! Или сейчас пристрелю как врага народа!

И держит палец на спусковом крючке! Дневальный машинально (скорее на подсознательном уровне) взялся за ствол автомата и отвёл в сторону от себя:

– Нормально служба идёт. Скоро домой поедем!

Наш сослуживец закивал:

– Да-да, скоро поедем! Смотри у меня, не балуй...

Я машу ему в сторону оружейки:

– Не задерживай, иди сдавай автомат.

Сослуживец ушёл, с дневальным дальше разговариваем как ни в чём не бывало. Я жду, когда все ребята поставят оружие на место.

Вдруг в оружейке раздался выстрел! На мгновение мы оцепенели, глядя как из открытой двери оружейной комнаты в коридор летит пыль от штукатурки. Из канцелярии выскочили взводные офицеры (комбата в казарме не было). Бегут к нам и спрашивают на ходу:

– Что случилось?! Кто стрелял?!

Да я ещё сам не знаю что случилось и кто стрелял! Мотаю головой из стороны в сторону и бегом в оружейку. Напрочь забыв про Устав, подбежал к оружейке и дневальный с тумбочки. Офицер гонит его обратно:

– Ты куда? Назад на тумбочку!

А посмотреть было на что. Весь пол был усеян штукатуркой, пыль ещё некоторое время витала в воздухе, медленно оседая вниз. В потолке у стены – дырка от пули (её так и не достали – глубоко ушла), вокруг неё – проплешина от отлетевшей штукатурки. Ребята мало-помалу начинают приходить в себя и лишь владелец выстрелившего автомата по прежнему стоит в оцепенении с лицом бледнее штукатурки. Это был «дед», который в шутку грозился пристрелить дневального на тумбочке.

Офицер (бывший начкар) трясёт его за плечи:

– Ты магазин отстегнул, когда затвор передёргивал?

Солдат только головой кивает, а внятно сказать ничего не может. Страх и ужас застыли в его глазах. Офицеры пытаются привести его в чувство:

– Успокойся, всё обошлось. Скажи, что случилось?

Солдат переводит взгляд с одного офицера на другого, снова мотает головой:

– Я не знаю... Я сделал как надо...

Окинули взглядом пол, но стреляную гильзу никто не увидел. Офицер взял автомат (магазин отстёгнут), передёрнул затвор – гильза не вылетела из патронника. Впрочем, она должна вылететь во время выстрела. Может, куда-то закатилась в угол и её не заметили, а сверху ещё и штукатуркой присыпало.

Офицер отодвинул затвор назад и заглянул внутрь – гильза оказалась в патроннике. Он передёрнул ещё раз затвор, но гильза упорно не хотела вылетать наружу. Выковыряли её вручную, досконально осмотрели юбку – нет, гильза нормальная, не бракованная.

Пристегнули магазин, передёрнули затвор, отстегнули магазин и снова передёрнули затвор. К всеобщему удивлению патрон не вылетел. Его тоже пришлось доставать руками. В итоге автомат заменили на другой.

Когда более-менее разобрались с ситуацией, солдат подошёл к дневальному, крепко прижал его к себе и чуть не рыдая произнёс:

– Прости меня. Я – дурак – чуть не отправил тебя домой...

Дневальный сам в шоке и бледный:

– Обошлось...

Солдат добавил:

– А ведь я хотел нажать на курок, но что-то меня остановило – не нажал.

Не часто, изредка, были у нас шуточки – холостые выстрелы друг в друга. После этого случая опасные шуточки прекратились. Один раз в год палка стреляет, а тут боевое оружие.

Фото из открытых источников. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото из открытых источников. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Наказывать солдата не стали. Офицеры рассудили, что он уже сам себя хорошо наказал и сделал из этого выводы на всю жизнь. Не только он, но и мы все тоже усвоили урок.

P.S.

В комментариях один за другим стали появляться недоуменные сообщения. Разъясняю тем, кто не понял с первого раза. Солдат грубо нарушил Устав и это факт. Старослужащие у нас вообще частенько позволяли себе вольности.

Вернувшись с поста, мы разряжали автоматы у караульного помещения на стенде. После этого магазин запрещено было пристёгивать к автомату. В принципе, находясь в караулке, мы автоматы не трогали.

Наш караул располагался за пределами воинской части в нескольких километрах от города. Туда и обратно нас возили в тентованном кузове автомобиля. Дорога проходила среди сосен, нередко нам встречались зайцы и косули. Ни разу никого не подстрелили, но стремления такие бывали.

Не знаю, почему и как у старослужащего оказался пристёгнутым магазин в казарме. По логике вещей такого априори быть не должно. Однако вопреки здравому смыслу у нас случился такой тревожный инцидент.

-3