Найти тему
Особое мнение

Две версии фильма "Смертельное оружие" (Lethal Weapon, 1987)

Шейн Блэк написал сценарий этого фильма в 1985 году и его первый вариант сильно отличался от того, что можно увидеть в фильме. Его объём составлял 141 страницу, что в среднем соответствовало 140 минутам экранного времени. Он был намного мрачнее, в нём присутствовали другие сюжетные арки, персонажи, экшн сцены и совершенно другой финал.

В оригинальном финале была большая сцена погони с участием полицейского вертолёта, который Джошуа сбивает ракетой, вертолёт врезается в знаменитую надпись HOLLYWOOD и начинается сильный пожар, а Мёрто убивал генерала МакАллистера, когда тот был за рулём грузовика гружёного кокаином и оружием. Грузовик разбивался и рассыпавшийся кокаин падал словно снег над уже горящей надписью HOLLYWOOD. А Риггс тем временем убивал Джошуа, протыкая пальцами его глазницы.

Сценарист фильма Шейн Блэк снялся в небольшой роли в другом культовом фильме, который вышел в прокат в том же году и который тоже продюсировал Джоэл Силвер, - "Хищник" (Predator, 1987). Блэк также по просьбе Силвера немного поработал и над сценарием этого фантастического боевика, правда его имя в титры не попало.
Сценарист фильма Шейн Блэк снялся в небольшой роли в другом культовом фильме, который вышел в прокат в том же году и который тоже продюсировал Джоэл Силвер, - "Хищник" (Predator, 1987). Блэк также по просьбе Силвера немного поработал и над сценарием этого фантастического боевика, правда его имя в титры не попало.

Как говорил сам Блэк он намеревался написать "урбанистический вестерн" в духе "Грязного Гарри" с жёстким героем, которого все "осуждают за то, что он сделал, что он способен сделать, и за его вгляд на жизнь", но в итоге этот герой становится единственным человеком, способным решить возникшую проблему. Главными героями были бы обычные полицейские, "парни, катающиеся по такому городу, как Лос-Анджелес, в поисках чего-то такого благородного, как правосудие, хотя это обычные ребята в застиранных и поношенных костюмах, работающие за зарплату."

Блэку написанный им сценарий не понравился, он даже сначала его выкинул в мусор, но позже всё-таки передумал, переработал его и отдал своему агенту, который разослал его по киностудиям. Единственным, кого заинтересовал сценарий оказался Марк Кантон, исполнительный вице-президент студии Warner Bros. Кантон показал его продюсеру Джоэлу Силверу, который буквально влюбился в эту историю. Студия купила у Блэка сценарий за $250 тыс. с условием, что он доработает его по указаниям Силвера.

Продюсер фильма Джоэл Силвер и исполнительница роли дочери Мёрто, Рианны, - Трэйси Вульф
Продюсер фильма Джоэл Силвер и исполнительница роли дочери Мёрто, Рианны, - Трэйси Вульф

Одним из первых кандидатов на пост режиссёра, которого хотел пригласить Силвер, был Ридли Скотт, но у студии остался неприятный осадок после их сотрудничества над "Бегущим по лезвию" (Blade Runner, 1982) и она отвергла его кандидатуру. Также одним из претендентов был Леонард Нимой (исполнитель роли Спока из оригинального "Звёздного пути"), но он отказался, поскольку не думал, что у него получится снять фильм в непривычном для него жанре.

Когда Силвер предложил должность режиссёра Ричарду Доннеру ("Омен",1976; "Супермен", 1978), тот как раз вёл переговоры с Cannon Films о постановке четвёртого фильма о Супермене "Супермен 4: В поисках мира" (Superman IV: The Quest for Peace, 1984), и в результате выбрал "Смертельное оружие."

Начались поиски актёров, которые бы гармонично смотрелись в главных ролях. Блэк в роли Риггса видел Уильяма Хёрта, но студия отвергла этот вариант, поскольку посчитала его недостаточно известным. Кроме Хёрта на роль Риггса рассматривались почти все известные актёры того времени: Кристофер Рив, Курт Рассел, Патрик Суэйзи, Ричард Гир, Кевин Костнер, Майкл Дуглас, Харрисон Форд, Майкл Нури, Кристофер Ламберт, Майкл Бин, Джефф Бриджес, Алек Болдуин, Майкл Китон, Роберт Де Ниро, Джефф Голдблюм, Чарли Шин, Николас Кейдж, Джон Траволта, Уильям Петерсен, Аль Пачино, Дэннис Куэйд, Ник Нолти, Дон Джонсон, Том Селлек, Сильвестр Сталлоне, Марк Хармон, Ричард Дин Андерсон, Арнольд Шварценеггер, Микки Рурк, Майкл Мэдсен, Рутгер Хауэр, Стивен Лэнг и Брюс Уиллис - но все их кандидатуры в итоге были отвергнуты по тем или иным причинам.

Идея пригласить на роль Мела Гибсона исходила от Ричарда Доннера, он с ним хотел поработать ещё на съёмках своего предыдущего фильма "Леди-ястреб" (Ladyhawke, 1985). Гибсону сценарий очень понравился, и он согласился на участие в проекте, отказавшись от главных ролей в фильмах "Муха" (The Fly, 1986) и "Неприкасаемые" (Untouchables, 1987).

Вот как он объяснял свой выбор: "Эта конкретная история была на голову выше других, от которых я отказался, потому что действие в нём на втором плане, который усиливает историю этих двух великолепных персонажей. Я представляю Риггса почти чаплиновской фигурой, парнем, который ничего не ожидает от жизни и даже балуется идеей покончить с собой. Он не похож на всех этих крутых парней, которые спускаются с горы Олимп, сеют хаос и уходят. Он из тех, кто не выглядит так, будто может со всем справиться, пока на самом деле этого не сделает".

В сценарии не было оговорено, что герой Мёрто чернокожий, и изначальным выбором продюсеров на эту роль стал Брайан Деннехи. Но Деннехи отказался, сославшись на то, что уже играл полицейских в фильмах "Рэмбо: Первая кровь" (First Blood, 1982) и "Иллюзия убийства" (F/X, 1986). А кандидатура Дэнни Гловера была предложена директором по кастингу Мэрион Догерти.

А вот как Гловер отзывался о возможности сыграть в этом фильме: "Кроме возможности поработать с Мелом, которая оказалась настоящим удовольствием, одной из причин, по которой я взялся за этот проект, был семейный аспект. Возможность сыграть сложные отношения с тонким юмором, присущими любой по-настоящему близкой семье, была интригующим испытанием, как и сыграть парня, которому исполняется 50 лет. Мёрто немного переживает из-за своего возраста, пока всё, что он любит, не оказывается под угрозой. Его и Риггса переосмысление своих ценностей происходят параллельно."
Доннер, Гловер и Гибсон на съёмках фильма
Доннер, Гловер и Гибсон на съёмках фильма

Продюсеры организовали совместное прослушивание двух актёров, и все оказались довольными его результатами, их утвердили на главные роли. Кстати никто из них не попал в возраст своего героя, по сценарию Риггсу было 38 лет, а Гибсону исполнилось всего 30, Мёрто в начале фильма празднует своё пятидесятилетие, Гловеру же было только 40.

Роль Джошуа, главного отрицательного персонажа в фильме, после прослушивания получил Гэри Бьюзи. Бьюзи уже был состоявшейся кинозвездой и не привык ходить на прослушивания после того, как он получил номинацию на Оскар за роль в фильме "История Бадди Холли" (The Buddy Holly Story, 1978).

"Я сильно переживал", - говорил он. "Я никогда не играл плохого парня. И никто не видел меня с тех пор, как я сбросил 60 фунтов и вернулся в форму. Но я решил проявить инициативу, чтобы иметь возможность поработать с Диком, Джоэлом, Мелом и Дэнни. Я всегда стараюсь найти кого-то, кто смог бы добиться от меня наилучшего результата, и любой из этих парней смог бы. Они даже уговорили меня покрасить волосы!"
-7

Гибсона и Гловера отправили на двухмесячную подготовку, чтобы привести их в соответствующую физическую форму. Руководил тренировками Бобби Басс - координатор трюков, бывший инструктор спецназа армии США и чемпион по дзюдо. Басс, как бывший военный, также консультировал Гибсона, чтобы тот лучше понял своего героя. Чтобы актёры увереннее чувствовали себя в образе полицейских, продюсеры договорились с полицейским департаментом Лос-Анжелеса и отправили их с настоящими копами провести некоторое время в "полевых условиях". Не прекращались тренировки и во время съёмок, они тратили на них по четыре часа в день, шесть дней в неделю.

Съёмки фильма стартовали 25 августа 1986 года в Лос-Анжелесе. Доннер, когда уже закончил первые две сцены, в которых зритель знакомился с Риггсом, понял, что сколько бы Блэк не правил свой текст, он всё равно получается слишком мрачным. Поэтому он нанял Джеффри Боума ("Внутреннее пространство", 1987; "Пропащие ребята",1987), чтобы он добавил немного юмора, внёс небольшие правки, понизив градус насилия, и придумал две новые начальные сцены с Риггсом взамен уже отснятых.

-8

Так вместо сцены где Риггс избивает двух панков, пытавшихся ограбить его в баре, и сцены, в которой он нейтрализует снайпера, стреляющего в играющих на площадке детей, Боум придумал сцену, в которой Риггс на пляже спасает от хулиганов пса, и сцену перестрелки на ёлочном базаре. Доннер в итоге снял только сцену с ёлками, а сцену со снайпером на детской площадке позже добавили в "режиссёрскую" версию фильма.

Завершились съёмки 14 ноября 1986 года.

Майкл Кэмен, только закончивший работу над "Горцем" (Highlander, 1986), был приглашён для написания музыки. Отдельно для каждого главного героя была придумана своя музыкальная тема, для Риггса это было гитарное соло, исполненное Эриком Клэптоном, а для Мёрто это был саксофон в исполнении Дэвида Сэнборна.

Премьера фильма состоялась 6 марта 1987 года. В прокате фильм выступил более чем удачно, при бюджете $15 млн. итоговые мировые сборы составили $120 млн. Не хуже были и отзывы критиков: на Rotten Tomatoes у фильма солидные 80% свежести на основании 55 рецензий. Также фильм номинировался на "Оскар" в категории "Лучший звук", правда статуэтку он так и не получил.

В этом же году состоялась премьера и на домашнем видео, фильм вышел на видеокассетах формата VHS и в тогда ещё конкурирующем с ним формате Betamax. А на DVD фильм впервые был выпущен 26 марта 1997 года.

В 2000 году студия Warner Bros. решила подзаработать ещё немного денег и 6 июня выпустила издание с так называемой "режиссёрской" версией фильма, в которую было добавлено около 7 минут нового материала. И Доннер, и Блэк заявили, что эта не версия не является настоящей "режиссёрской". На Blu-Ray фильм впервые вышел 5 сентября 2006 года, на диске была его "театральная" версия с довольно посредственными картинкой и звуком. Ситуацию исправили 22 мая 2012 года, выпустив коллекционное издание всех четырёх частей в их "театральных" версиях с новым трансфером и звуком, также в издание был добавлен пятый диск с дополнительными материалами.

Отличия "режиссёрской" версии фильма от "театральной" (продолжительность "театральной" версии" (ТВ) - 01:49:37,
продолжительность "режиссёрской" версии (РВ) - 01:57:07).

1. После сцены, в которой показано, как на работу собирается Роджер, добавлена аналогичная сцена с Мартином. Пока он собирается, голос по из телевизора за кадром пытается продать какую-то кухонную утварь. Внезапно Риггс выходит из себя и швыряет в телевизор недопитую бутылку пива. Стоявшее на телевизоре свадебное фото Риггса и его жены падает, он его поднимает и говорит: "Я куплю тебе новый." (I'll bye you a new one.), и выходит из трейлера. (время РВ - 00:09:04, продолжительность - 81 секунда)

2. Следом добавлена сцена, в которой Роджер стреляет в тире. Когда он видит свои результаты на мишени, то улыбается и произносит: "Отлично. С пятидесятилетием тебя, Родж." (Perfect. Happy fiftieth, Rog.) (время РВ - 00:10:25, продолжительность - 50 секунд)

3. Ещё одна сцена добавлена следом. Риггс едет на машине, диспетчер по полицейскому радио сообщает: "Перестрелка. Трое пострадавших. Код 3." (Shooting in progress. Three down. Code three.), Риггс отвечает: "Четыре-Король-32, в пути на вызов по снайперу." (Four-King-32, en route to the sniper call.), ставит сирену и едет на вызов.
Подъехав к детской площадке, где происходит стрельба, он подходит к патрульному, по пути один из полицейских произносит ему в след: "Вы только посмотрите, кто здесь."
(Look who's here.).
Риггс спрашивает у патрульного: "Что тут у тебя?" (What do you get here?)
Патрульный: "Снайпер, сэр."
(Sniper, sir.)
Подошедший офицер добавляет: "Ведёт огонь по детям, один офицер пострадал."
(Shooting kids, one officer down.)
Патрульный продолжает: "Это кошмар. Он всё ещё внутри. Мы не можем подойти."
(He's a nightmare. He's still inside. We can't get to him.)
Риггс, обращаясь к офицеру: "Спецназ уже на подходе?"
(You got a SWAT team coming?)
Офицер: "Не известно, когда будет."
(No ETA.)
Риггс: "Увидимся." (I'll see you around.)
Риггс отходит в сторону, в этот момент мимо пробегает полицейский с раненым мальчиком, другой подошедший полицейский произносит: "Девять лет!"
(Nine years old!)
Риггс: "Девять? Насколько он хорош?"
(Nine? How good a shot is here?)
Патрульный: "В смысле?"
(What do you mean?)
Риггс: "Палит куда попало или прицельно?"
(Is he random or specific?)
Патрульный: "Куда попало."
(He shot at random.)
Риггс: "Оружие определили?"
(You make the weapon?)
Патрульный: "Автоматическое."
(Automatic.)
Риггс: "Заложники или что-нибудь вроде того?"
(Hostages or anything like that?)
Патрульный: "Нам не известно."
(Not that we know of.)
Риггс снимает пиджак и идёт в сторону снайпера, офицер пытается его остановить: "Ты куда собрался? А ну вернись!" (Where you going? Get the hell back here!). Риггс не обращает на него внимания и идёт дальше, на лестнице женщина патрульная тоже пытается его остнановить: "Пригнись. Ты уже на линии огня. Пригнись." (Get down. You're in the line of fire. Get down.).
Риггс, останавливаясь напротив окна, из которого стреляет снайпер: "Привет, мистер Снайпер, сэр."
(Hello, Mr. Sniper, sir.)
Снайпер, открывая огонь: "Убирайся!"
(Get away!)
Риггс: "Я всё ещё здесь заср***ц! Или ты только по детям можешь стрелять?"
(I'm still here asshole! Or do you only do kids?)
Снайпер кричит: "Заткнись!" (Shut up!), и снова стреляет в Риггса, он стреляет в ответ и убивает его. Подбегают другие полицейские, Риггс выбрасывает свою сигарету и уходит, подошедший офицер говорит: "Ты чокнутый сукин сын, но ты молодец!" (You're one psycho son of a bitch, but you're good!). Риггс спускается по лестнице, по которой поднимается подоспевший спецназ. (время РВ - 00:11:15, продолжительность - 189 секунд)

4. После сцены на ёлочном базаре добавлена сцена, в которой Риггс заносит в свой трейлер новый телевизор, по ходу здороваясь с соседями: "Привет парни." (Hi guys.), и разговаривая со своим псом: "Давай, Сэм. Молодец. Запрыгивай, Сэм. Давай." (Come on, Sam. Thatta boy! Up you go, Sam. Come on.). Они заходят в трейлер, Риигз ставит телевизор на стол и продолжает "разговор" с Сэмом: "Ну как ты тут, Сэм? Мышей сегодня ловил? Ничего не делал, ленивый сукин сын. Дам тебе сэндвич, больше ничего нет." (How you been there, Sam? Been catching mice today? What kind of a day did you have? You haven't been doing anything, lazy son of a bitch. I'll get you a sandwich because that's all there is.). Мартин подходит к холодильнику: "Пиво мне. Похоже с индейкой." (Beer for me. Looks like turkey.), снова возвращается к телевизору, отдаёт Сэму сэндвич: "У меня сюрприз. Тринадцати дюймовый цветной телевизор. Сможем смотреть повторы «Лэсси»." (I got us a surprise. Thirteen-inch color TV set. We can watch reruns of "Lassie".). (время РВ - 00:19:51, продолжительность - 51 секунда)

5. После семейного ужина у Мёрто, добавлена сцена, в которой Риггс, подбирает стоящую под дождём проститутку:
Девушка: "Что-то ищешь?"
(You looking for something?)
Риггс: "Все мы что-то ищем."
(Aren't we all?)
Девушка: "Ты связан с какими-нибудь правоохранительными органами."
(You affiliated with any law enforcement.)
Риггс: "Нет, залезай в машину. Сколько тебе лет."
(No, get in the car. How old are you?)
Девушка: "Двадцать два."
(Twenty two.)
Риггс: "Чушь."
(Bullshit.)
Девушка: "А что? Нравятся помоложе?"
(Why? You like them younger?)
Риггс: "Ага. Чем моложе, тем лучше. Сколько тебе."
(Yeah. The younger the better. How old are you?)
Девушка: "Шестнадцать."
(Sixteen.), Риггс протягивает ей купюру, она: "Сотня баксов. И что у тебя на уме?" (A hundred bucks? What'd you have in mind?)
Риггс: "Хочу, чтобы ты поехала домой и посмотрела со мной телевизор."
(I want you to come home and watch television with me.)
Девушка: "И всё?"
(That's all?)
Риггс: "Ага, «Три Балбеса» там начались двадцать минут назад."
(Yeah, "Three Stooges" are running there twenty minutes ago.)
Девушка: "Ты серьёзно?"
(Are you serious?)
Риггс: "Конечно я серьёзно."
(Sure, I'm serious.)
Они уезжают. (время РВ - 00:57:25, продолжительность - 80 секунд)

Сами по себе добавленные сцены хороши и добавляют интересные детали в основном персонажу Гибсона, но они немного замедляют темп повествования. Так что, если смотреть фильм в первый раз я бы остановился на "театральной" версии, тем более, что в высоком разрешении "режиссёрская" версия так и не вышла.

Содержание
Рекомендации