Начиная с XVI века набравшие силу маньчжуры проводили активную экспансионисткую политику как в южном, так и в северном направлении, а, как известно, рука об руку с политикой всегда следует торговля и маньчжуры в этом отношении не стали исключением, ведя активную меновую торговлю с эвенками и продолжая её даже тогда, когда империя Цин окончательно отказалась от своих завоевательных планов.
Сейчас можно смело сказать, что маньчжурская империя Цин поднялась исключительно благодаря торговле, в первую очередь со своими будущими жертвами китайцами, платившими бешеные деньги за панты - молодые оленьи рога, применявшиеся как лекарственное средство. Панты приносили огромный доход маньчжурам, но со временем собственных рогов им стало остро не хватать и чтобы не сбавлять торговлю с Китаем, их пришлось выменивать у оленных эвенков. Панты, а также пушнина, надолго стали основными статьями торговли маньчжуров с эвенками (тунгусами), сформировалась даже отдельная купеческая корпорация, специализировавшаяся на подобной торговле и получившая название тунгусских купцов или тунгусок.
Объёмы меновой торговли эвенков с маньчжурами, а позже - с китайцами, установить крайне сложно, так как официальной документации ни та, ни другая сторона не вели, а после подписания Нерчинского договора 1689 года и Буринского договора 1727 года подобная торговля перешла в ранг полузаконных мероприятий, но масштаб её был огромен, в поисках торговых партнёров маньчжурские и китайские купцы доходили до Зеи, Буреи и Амгуни на востоке и Калара с Витимом - на западе. В торговые экспедиции на север тунгуски отправлялись не через официальные пункты пропуска в Кяхте и Новоцурухайтуе, где им пришлось бы платить таможенные пошлины, к тому же в 1706 году указом Петра I была запрещена прямая торговля русских подданых с китайцами. Пользуясь отсутствием надёжной пограничной охраны на наиболее труднодоступных участках российско-китайской границы, тунгуски переходили на российскую территорию и, используя в качестве прикрытия горы и тайгу, сторонясь населённых пунктов, шли на север к эвенкам (со второй половины XVIII века, когда русское население Дальнего Востока увеличилось, тунгуски начали вести меновую торговлю и с русскими в Староцурухайтуе, Олочах и Усть-Стрелочном карауле). На обмен русские и эвенки помимо уже упомянутых пушнины и пантов приносили холст, кожу, волос, шерсть, а также нелегально намытое золото и серебро, получая от китайцев и маньчжур порох, чай, ткани (шёлк, дабу, полушелковицу и китайку), рис, табак, сахар-леденец, бижутерию. Разумеется, с подобным торгом российские власти пытались бороться, но безуспешно, ведь подобная торговля стала во многом основой жизни забайкальцев.
В конце XIX века в связи с общим ослаблением Китая и началом его колонизации европейскими державами меновая российско-китайская торговля перешла под контроль триад (организованных преступных группировок), теперь в обмен на золото в Россию поставлялись оружие, спирт и опиум. Пришедшие к власти коммунисты жёстко боролись с подобным явлением, но окончательно искоренить его удалось только в 1945 году, когда в результате освобождения Маньчжурии советскими войсками были уничтожены местные триады, переродившиеся из мирных купеческих корпораций, специализировавшихся на торговле с эвенками.