Чтобы познать вездеход, нужен простор. Я убедился в этом еще во время первого путешествия по Кольскому. Потом были неожиданные и бесконечные пески Якутии, 6.5-километровый заплыв через Лену, и я, казалось, все про вездеходы понял. Они должны быть проходимыми и очень надежными — и чтобы это понять, на вездеходах нужно много и далеко ездить.
Удивительно, но такое место есть и в Ленинградской области близ Тосно. Гигантские болота, на которых потеряется и собака Баскервилей, окружены сетью старых лесовозных гатей. Это место — излюбленная локация для проведения гонок вездеходов. Соревнования носили статус Кубка России по трофи-рейдам в категории ТР3. Но общепринятое название этих вездеходных заездов — "Вездеход Трофи".
Друзья решили показать мне, что такое болота и соревнования вездеходчиков. И вот, взяв на прицеп два "шерпа", наш пресс-экипаж отправился в путь. На дорогах и особенно заправках "автопоезд" с двумя вездеходами вызывает большой интерес. А уж когда за нами встали дрифтеры!
Доехали до гоночного палаточного городка, установили свой лагерь. Самое время пойти смотреть на вездеходы участников.
Для тех, кто не в курсе: вездеходы в России существуют, фактически, двух типов: разработки Алексея Маратовича Гарагашьяна и прочие. Создатель "Шерпов", AG20 и AG30, а также серьезного количества других конструкций — главный идеолог плавающих бортоповоротных автомобилей на больших колесах с пневмоциркуляционной подвеской, экономным японским дизелем и "вазовской" КП. При этом "Шерпы" — продукт серийный и премиальный, цена раньше была 5-8 миллиона рублей, а сейчас вдвое дороже.
Некоторые представленные вездеходы содержат другие реализации некоторых используемых Гарагашьяном решений. Но чаще всего речь идет об упрощении конструкции — например, отказа от полноценной пневмоциркуляционной подвески и цепных приводов, использование самодельных бортовых редукторов. И, конечно, установка вазовского бензинового 1.6 вместо иностранного дизельного мотора. Зато вместо МКП чаще всего предлагается АКП Jatco — также из числа компонентов ВАЗ. Такие машины, например, вездеход Fenix, предлагаются сейчас от 4.5 млн. Этих вездеходов уже было построено несколько десятков.
Вездеход мастерской "Ломолес" с гидравлическим узлом перелома может буквально танцевать, высоко вывешивая колеса и подпрыгивая. Цена "тесла-вездехода" — 3.5 миллиона рублей. Как тебе такое, Илон Маск?
Еще одна категория вездеходов рассчитана на более широкий круг покупателей. Компактные и простые по конструкции вездеходы без кабины предлагаются от 580 тысяч рублей.
Подробнее про различные модели вездеходов поговорим в отдельном материале, а сейчас — про "Вездеход Трофи".
Начнем с того, что Алексей Маратович Гарагашьян сделал не лютую, а просто лютейшую трассу. По сложности и продолжительности, это легко могла бы быть летняя 24-часовая гонка. И так — старт в 7 утра, финишировать надо не позднее 23. Дистанция — 112 км. Учитывая, что по болоту редко можно двигаться со скоростью выше 5 км/ч, а простых с точки зрения вездеходов дорог на маршруте почти нет — дело реально не простое.
Участникам предстояло взять 60 точек, с каждой из которых сфотографироваться пилоту и автомобилю со стартовым номером. На головах шлемы, в салоне — два видеорегистратора, GPS маячок. С собой желательно иметь спутниковый телефон. Что говорить, участие в гонке — занятие недешевое. В том числе оплачивается немаленький экологический взнос.
В день гонки встаем в 5 утра — есть мечта поснимать с коптера старт гонки.
На улице темно, влажно, холодно, и крепко моросит. Завтрак в шатре заряжает теплом, хотя в "Шерпе" не бывает холодно. Компанию в машине нам составил Сергей Кубанов, автор знаменитых "библий" снегоходчика и квадроциклиста. Сейчас Серега работает над книгой "Мир российских вездеходов". Это будет очень познавательный и энциклопедический труд!
Пора ехать. От лагеря до старта на вездеходе, максималка которого не превышает 40 км/ч — около часа езды. На пути встречаем стоящий с аварийкой вездеход BigBo — у ребят ушел антифриз. Помочь нам им нечем, кроме совета залить воду.
Спешим на старт. Это нужно увидеть! Все машины — и трофийные "котлеты", и вездеходы, стартуют одновременно, и это выглядит очень эффектно. К тому же — сразу дает представление о проходимости машины.
Но в итоге на старт мы опаздываем, все уже уехали. Судьи просят быть внимательными — и если кому-то из участников нужна эвакуация или врачи, оказать помощь.
В первом болоте барахтаются участники на более менее близких к реальным внедорожниках. Лебедиться тут почти не за что — лишь редкие березки способны выдержать вес авто, но их не так много. Поэтому в ход идут якоря, некоторые из них похожи на гигантские тяпки. Такие имеют полую герметичную коробчатую конструкцию и даже не тонут.
Ну а мы движемся дальше. К нам присоединяется Алексей с семьей. Ребята купили "Шерп", и весело используют его по назначению, записывая ролики для семейного ютуб-канала. Он никому не известен, да и цели такой нет. По словам Алексея, эти видео он снимает, чтобы смотреть их в старости. Обклеенный в яркие наклейки вездеход по прозвищу Пирожок выглядит забавно.
У участников в навигаторах — выданный организаторами трек и точки, в которых нужно выполнить фотофиксацию. Дорожной книги нет, как нет и самих дорог. Наша задача — проехать по всем самым сложным точкам дистанции, и поснимать спортсменов.
В какой то момент за нами встает оранжевый вездеход "Экстрим". Я так понял, это были частные владельцы, а не представители марки. В начале болота машина довольно уверенно. Но когда мы поехали вглубь болот, туда, где отражали серое небо большие болотные линзы, оранжевый вездеход за нами не поехал и устремился объезжать по краю болота.
Здесь начинается болотный массив Соколий мох, занимающий площадь в 6736 га. Под ногами почти нет опоры. Перемещаться в сапогах можно только по верхам перемычек, обрамляющих серые линзы. Кругом — разноцветный мох в малиновых точках спелой клюквы.
Настоящее царство сфагнума. Почти нет растительности, лишь невысокая рыжая трава, редкие кустарники и деревья-карлики.
Топи Ленобласти печально знамениты. Тут проходили жесточайшие бои за Ленинград. Только в Тосненском районе погибло до 400 000 бойцов Красной армии.
Только из этих болот извлекли 8 самолетов. Конечно, копатели вокруг хорошо поработали, но в местных лесах до сих пор можно встретить эхо войны — например, ржавые патроны россыпью или неразорвавшиеся мины, выпущенные из немецких минометов. А что еще есть в этих болотах — знают только они…
Болото коварное, бескрайнее.
Вдвойне удивительно обнаружить следы устроенной жизни. Шалаши, навесы… Судя по всему, тут живут охотники, они же ставят приманки для промысловых птиц.
И что-то забрасывают в каждую болотную линзу. Неужто, рыбу ловят? Вообще, в расположенном на болоте озере Бабинское хорошо ловится лешь, окунь, плотва. Но есть ли рыба на самом болоте? Интересно.
Обосновавшись недалеко от самой сложной точки, обедаем прямо в вездеходах. Проваливаться в болото не всем хочется. Идущий первым Дмитрий Городушин на "Шерпе" проехал до нашего прибытия. Спустя примерно час появился второй экипаж — на самодельном вездеходе "Феникс Про".
Интересная машина, с Вазовскими узлами и мостами от УАЗа, которая ехала заметно шустрее, чем все собратья по конструкции. Впрочем, решает тут не только машина, но и опыт. Который по участникам распределен неравномерно.
Ключевое условие езды на болотах — наличие кузова-лодки. На любом внедорожнике с любыми лебедками — это супер-медленное барахтанье в ледяной воде минимум по пояс. Даже в вейдерсах такое себе. Вот почему все правильные вездеходы — плавающие. Роль гребных винтов исполняют колеса. Воду загребают лопатки на шинах.
Легкий — значит проходимый! Компактный вездеход "Аврора" из Вологды показал на болотах свои сильные стороны — пускай тут нет уютной кабины, зато не надо тащить лишние центнеры. А чтобы затянуть машину из воды на берег, штурману достаточно выйти из машины, ступить на сушу, и подтянуть вездеход руками за дверцу.
Fenix из Кургана ехал тяжелее — колеса тут поменьше, чем у "Шерпа" при той же массе, сказывался и недостаток спортивного опыта. Парни первый раз приняли участие в "Вездеход Трофи".
Некоторые вездеходы больше похожи на "котлеты" с вездеходными колесами. Тоже едут и тоже медленно плывут.
Уверенно берут точку.
"Автомобильная" конструкция неидеальна для болота — например, на карданный вал наматывается растительность, и гонщикам приходится регулярно срезать 40-сантиметровую "колбасу".
Пообедав и отсняв всех, кто доехал — мы направились дальше по маршруту гонки.
Метрах в семиста от нас подсел AG20 Гарагашьяна, и зеленый Fenix. Маратыч, впрочем, к нашему приезду откопался и от нашей пресс-колонны припустил — только его и видели.
Самое время сесть за рычаги. По болоту "Шерп" идет уверенно, любую линзу преодолеет, но нужно понимать, что она может оказаться бездонной в прямом смысле слова.
Быстрее ехать хотя бы по траве. Если не крутиться на месте, вездеход не повреждает мох и траву — только приминает.
Дальше — хлеще, тесный молодой лес, и скрытые под метром воды гати без половины бревен.
Несколько раз проезжаем большие бревна. Все это можно будет в видео-ролике, но скажу одно — вездеход это вещь! Комфортно ехать там, где на "котлете" будет жестокое рубилово — это приятно.
Поскольку мы раз за разом, и час за часом, срезали петли маршрута, то никто из спортсменов тут еще не ехал. Единственная условная колея — от вездехода Гарагашьяна. Было понятно, что посмотреть на вездеходы на трассе еще раз не получится, ведь им до точки — еще долгие часы увлекательных приключений.
Мы же ушли с маршрута, проехав его наиболее интересные участки, и к 16 часам дня уже былив пустом лагере. Спортсмены начали появляться лишь поздно вечером — и это были трофисты. "Ломолес" уехал недалеко — умерло сцеплений. BigBo так и не нашел антифриз. "Феникс Про" израсходовал весь запас топлива, были похожие проблемы и у "котлет".
Немаловажный фактор: экономичный индустриальный дизельный двигатель на "шерпе" позволяет при том же объеме топлива иметь минимум вдвое больший запас хода. Так что на третий СУ вообще вышел только экипаж лидирующего Городушина — двухкратного победителя "Вездеход Трофи". Надо сказать, что Дима ехал без профессионального штурмана — его роль выполняла жена Елена.
Уже ближе к ночи стало понятно, что многие трофисты застряли на трассе. У женского экипажа серьезно пробило радиатор. Доехать к девчонкам, вытащить на сухое покрытие, починить машину — все это возможно, но только на "Шерпе" или AG20. А других рабочих вездеходов, способных буксировать внедорожник в болоте, в лагере не осталось. Отправляем вездеход на спасательную миссию.
В час ночи рядом заурчал вездеход Димы. Финиш! Утром картина стала проясняться — и "выжившие" участники готовились к финальным СУ. Переворот лидирующего вездехода Городушина и последующий сход отбросили его на второе место в общем зачете. Победа — у Александра Алексеева и Игоря Москалева на "ФениксПро", с зачетом во всех четырех СУ. Третье место заняли Геннадий Юшманов и Сергей Ульяновский на "Авроре". Они прошли только СУ1 и СУ2. Все остальные участники смогли зафиксировать финиш только на СУ1. Трасса оказалась не по зубам? Гарагашьян на все упреки смотрит с недоумением, считая, что готовит трассу, соответствующую уровню Чемпионата России. И да, в болоте поднялась вода — почти на метр, что сделало трассу куда сложнее.
Нам всю ее проехать, к счастью, нужно не было. Мы же пресса, а не спортсмены. Для комфортных покатушек и ужина по расписанию, сокращенного маршрута было достаточно. Даже 6-7 часов на вездеходе выматывают. Шум двигателя и трансмиссии, вибрации на протяжении 10 и более часов — требует привыкания, но даже тогда может вызвать приступ мигрени.
Мир трофи-рейдов сам по себе неширок, а вездеходная тусовка — и без того уже. Все участники движения общаются на портале Лунохода.нет, хотя возможность потрогать чужие изделия выпадает только раз в год — на "Вездеход Трофи". Все машины хороши, и чем их больше, тем лучше, но число участников пока не растет по понятным причинам. Но даже в нынешнем состоянии, на мероприятии можно получить немало информации о вездеходостроении.
Ну а для меня главным открытием стали именно эти бескрайние и бездонные топи.
***
Читайте также про другие мои путешествия на вездеходах
Путешествие по Якутии на вездеходах.
— Часть 1. Отчаяние и надежда ПГТ "Тикси"
— Часть 2. “Размороженная” военная часть радиоразведки
— Часть 3. Следы могущественной цивилизации в Арктике
— Часть 4. Тикси-Геоточка 2
— Часть 5. Тундра вне времени
— Часть 6. Знакомство с дельтой Лены
— Часть 7. Пляжная столица мира
— Часть 8. Почему Север — это любовь навсегда
— Часть 9. Путь на загадочный остров Тит-Ары
— Часть 10. Как живут рыбаки на необитаемом острове в дельте Лены
— Часть 11. Вездеходы из самоходки и эхо ленд-лиза на острове Тит-Ары
— Часть 12. Темные страницы истории острова Тит-Ары в дельте Лены
— Часть 13. Плывем на “Шерпах” 6.5 км через реку Лена
Путешествие на вездеходах от губы Восточной Лицы до п. Туманный (Кольский полуостров):
— Часть 1. Заброшенная пограничная застава на краю света
— Часть 2. Восточно-Лицкий маяк, что внутри у бакена, и как все увидели кита, а я нет.
— Часть 3. Посвящение в вездеходчики, и почему на “Шерпе” иногда лучше плыть, чем ехать.
— Часть 4. Планета Тундра, и как мы засадили "Шерп". Дважды.
— Часть 5. Ржавое наследие Тундры