"Мне удалось создать картину действительно божественную". Так отзывался Леонардо да Винчи о женском портрете, который вместе с "Тайной вечерей" считается увенчанием его творчества. Над этим сравнительно небольших размеров портретом он проработал четыре года. Леонардо считал, что живопись "содержит все формы, как существующие, так и не существующие в природе". Он писал, что "живопись есть творение, создаваемое фантазией". Но в своей великой фантазии, в создании того, чего нет в природе, он исходил из конкретной действительности. Отталкивался от действительности, чтобы довершать дело природы. Его живопись не подражает природе, а преображает ее, в основе ее не абстрактная фантазия и не эстетические каноны, раз и навсегда кем-то установленные, а все та же природа. В оценке, которую Вазари дает "Джоконде", – знаменательная, исполненная глубокого смысла градация: все совсем как в действительности, но, глядя на эту действительность, испытываешь некое новое высшее наслаждение, и кажется, что с