Говорят, что если сигарета гаснет,
Кто-то вспоминает непременно,
Если б было в жизни всё так ясно,
Я б во всём доверился приметам.
Сергей Довлатов
Вы верите в приметы? Не сомневаюсь, что большинство из вас, скорее всего, - да. Как говорила моя бабушка, дымившая сигаретой «Беломор» на обшарпанной кухне питерской коммуналки: «Тараканы переживут даже атомную войну!» И не только они! Есть еще кое-что, что переживет и атомную войну, и неумолимый технический прогресс – вера в приметы.
Мы может по полочкам разложить все физические явления, объяснить любой процесс, понять, как устроен наисложнейший механизм и почему возникает та или иная химическая реакция, но большинство из нас по-прежнему, завершая маршрут своей поездки, практически у подъезда своего дома встретив перебегающую дорогу черную кошку, способны развернуть свой автомобиль и, сделав неимоверный крюк, объехать ее за два квартала.
Или, например, чтобы избежать неприятностей, многие из нас суеверно плюют через левое плечо и стучат по дереву. Говорят, помогает! Возможно, эти суеверия – всего лишь попытка завуалировать наши страхи, возможно – генетическая память поколений. Так или иначе, вера в приметы у многих, даже в наш технологичный век, по-прежнему сильна. Что уж говорить о веке минувшем! Особенно о людях тонкой душевной организации – представителях волшебного мира Мельпомены.
Рыжий - как символ удачи
Подмостки небезызвестного Петербургского театра, публика рукоплещет любимейшей драматической актрисе Валентине Алексеевне Мироновой. Прима обожаема своими зрителями и всегда успешна, кого бы она ни бралась играть. Что не роль, то – сенсация!
Однако Валентина Алексеевна безмерно, можно сказать, патологически суеверна. Чтобы спектакль прошел на высшем уровне, в зале всегда должна находиться хотя одна рыжая шевелюра (неважно, кому принадлежащая, - мужчине или женщине). Иначе все пропало, буквально все! Паника доходила порой до психоза, если актриса не ловила взглядом хотя бы одну рыжую голову – забывались слова, терялись интонации, сбивалось дыхание.
Судьба чаще обычного была милостива к Валентине Алексеевне – возможно, и она тоже благоволила к таланту актрисы. Поэтому хотя бы один рыжий да встречался в огромном зале.
Но мера должна быть во всем. Безудержная вера в рыжую примету чуть было не стоила актрисе репутации. На одном из спектаклей Валентина Алексеевна зацепила взглядом свою «жертву», отметив рядом с ним (а это был щеголеватого вида мужчина средних лет) молоденькую девушку, делавшую зарисовки по ходу пьесы.
Актрисе польстило, что юная художница увековечивает ее игру (как ей показалось и в чем она себя успела убедить). Все женщины – все-таки такие женщины! Утратив бдительность, Валентина Алексеевна сосредоточилась на изящном позировании - и увлеклась. Этого было достаточно, чтобы потерять «нить роли».
Женщины есть женщины
Когда она пришла в себя, пауза была уже настолько неприличной, что из зала стали доноситься недовольные посвистывания – нехороший знак для артиста. В панике она обратила свой взор на суфлерскую будку в надежде получить подсказку.
Здесь ее ждало разочарование. Суфлёршей тоже была женщина, которая во время игры увлеченно рассматривала наряд актрисы, заказанный и пошитый в Париже по последней моде. Какое уж там следить за ролью! До глупостей ли! Но, не будь Валентина Алексеевна хорошей актрисой, ее карьера бы непременно пошла ко дну. Бог миловал! Слова вспомнились, и роль была доиграна практически до конца…Уже не последнем «аккорде» приключился новый конфуз.
Валентина Алексеевна с нескрываемым раздражением выкрикнула в сторону кулис: «Боже мой! Я сейчас просто скончаюсь от голода!» И в этот самый момент на сцене появилась ее новая служанка с пирожком в руках. Желая спасти от неминуемой голодной смерти свою госпожу, служанка, будучи юна годами, не догадалась, что прозвучала всего лишь реплика из роли.
Зал взорвался смехом. Спасать спектакль уже было бесполезно. Не помогла даже мастерская игра актрисы. Занавес пришлось опускать. Как выяснилось чуть позже (к досаде и возмущению актрисы), рыжий в зале оказался фальшивым – парик выдал ему сам директор театра, который знал слабость актрисы, но безмерно дорожил ею и ее спокойствием. Ну а «художницей» из партера была всего лишь простая модистка, которая пыталась скопировать новомодную шляпку примы театра.
Хотите верьте, хотите – нет, но это – вполне реальная история, которая приключилась со знаменитой актрисой XIXвека. А что вы хотели? И на солнце бывают пятна!
Подпишитесь на канал, мы обязательно вас удивим новыми статьями!
Это интересно
И еще больше 1 000 историй у нас на канале