Найти тему

«Новый дух капитализма». Развитие

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Сегодня капиталистический способ распределения кажется настолько естественным и неоспоримым, что само понятие «капитализм» постепенно растворяется и фактически переходит в сферу чувств.

Мы ощущаем капитализм, но в силах ли мы выразить словами его суть? Да, век-полтора назад такой труд был проделан (теми же Марксом и Вебером, например) и мы до сих пор пользуемся теми стародавними разработками.

Понятно, что за столь значительный период капитализм разительно изменился. И хотя суть его осталась прежней, новые формы требуют новых определений.

«Новый дух капитализма» - работа французских социологов Люка Болтански и Эва Кьяпелло – это как раз и есть попытка дать такое определение.

Хотел перейти сразу к идеологическим основаниям современного капитализма, но по комментариям и в личном общении убедился, что придется снова вернуться к сути предмета.

Итак, при анализе современного капиталистического общества Болтански и Кьяпелло исходят из самого общего, минималистского определения капитализма - Капитализм характеризуется безграничной потребностью накопления капитала и использует для этого формально мирные методы.

«Первый признак капитализма как раз в этом и заключается: капитал снова и снова пускается в обращение, вкладывается в экономический цикл с целью получения дохода, то есть с целью увеличения капитала, который, в свою очередь, будет инвестирован»

Отсюда и определение капиталиста. В бытовом сознании капиталистом мы считаем всякого «буржуя», у которого много денег. На самом деле это принципиально не так. Например, наворовавшийся чиновник капиталистом не является. И более того – он скорее является врагом капитализма.

«Капиталистом можно назвать всякого человека, который обладает каким-то излишком дохода и инвестирует его, чтобы получить превосходящую первоначальный излишек прибыль.
Таким образом, мелкий держатель акций, вкладчик, которому не хочется, чтобы его «деньги спали», который хочет, чтобы «они давали потомство», тоже принадлежит к группе капиталистов, не отличаясь в этом отношении от крупных собственников. Все они считают своей задачей максимизацию побыли.
Следовательно, в самом широком смысле понятия, капиталистическая группа — это вся совокупность держателей приносящего доход имущества»

Так же капитализм определяется через наемный труд.Эта форма организации трудовой деятельности является центральным моментом в определениях капитализма, принадлежащих Марксу или Веберу.

Отличительной чертой системы наемного труда является то, что теоретически рабочий может отказаться от предлагаемых ему капиталистом условий труда, равно как последний свободен не принимать условий, требуемых рабочим: если такая система и не исключает неравенства, поскольку рабочий не может долго просуществовать без работы, она, тем не менее, значительно отличается от системы принудительного труда или рабства, предполагая со стороны наемного работника какую-то долю добровольного подчинения

Классические теории силового и экономического принуждения не объясняют сегодняшней степени вовлечения наемного работника в процесс производства.

«Одним принуждением не побороть враждебности или безразличия работников. Это особенно очевидно, когда от них требуется активность, инициативность, жертвенность, что сегодня происходит все чаще и чаще в отношении не только управленцев, но всей массы наемных работников»

Материальной заинтересованности тоже недостаточно.

«В исследованиях по психологии труда постоянно обращалось внимание на недостаточность материального стимула в том, чтобы активизировать включенность человека в свое дело, поднять его рвение в работе. Самое большее, что может сделать заработная плата — это заставить человека оставаться на работе, но она не может заставить его уйти в нее с головой»

(в недопонимании этого российскими капиталистами и кроется секрет феноменально низкой производительности труда наших работников)

«В самом деле, уровень вовлеченности работника в свое дело в гораздо большей мере зависит от тех аргументов, в которых упор делается не только на личной выгоде, предоставляемой участием в процессе капиталистического производства, но также и на коллективных, определяемых как общее благо, преимуществах, которые это производство представляет всем и каждому»

А это что? А это уже «родовой» признак идеологии.

Таким образом, отмечают Болтански и Кьяпелло, современный капитализм под маской «естественности» скрывает далеко не такое простое идеологическое обоснование, суть которого будет раскрыта в дальнейшем.