Найти в Дзене

Статья о письменности - II <дохристианская письменность>

Название ВАРЯГИ — это самоназвание <племени> "мореходов", происходит от команды/призыва от старшего лодки —> штурману, вернее, слухачу, задача которого услышать впереди шум воды, пороги, водопад, чтобы подготовиться или причалить к берегу на большой реке. "Вар" от варить, варево, бурление кипятка, ассоциация с порогами, водопадом, и от воды парит иногда как из котла; "яги" от "ягать", кричать, слово совершенно русское: "я—гать", "тону, помогите".
"— Вар яги, — сказал старший слухачу.
Тот встал на нос лодки, внимательно всматриваясь в даль, слушая тишину, и только плеск весел, и большая вода несла их собой..."
Хоть роман пиши.
Далее:
"— Вар яг? — вопросил вождь молодого охотника-воина.
— Яг.
— Поведешь по реке".
"РОС", это звук водопада: "ро", рокот, "ссс", ссыпание брызг. Так слухач оглашал замеченную опасность по ходу, и гребцы сворачивали к берегу.
"Баба-Яга", к слову, это "баба-крик". В смысле страшная. Народный фольклор. Сколько тысячелетий Руси никто не ответит на самом деле. Как государству, наверное, поболее чем 1000 лет.

По мотивам сего материала в канале "История. Интересно" https://dzen.ru/video/watch/6335cc7665f5e42bad1e3cd7

В общем, на Руси письменность была до Кирилла и Мефодия, что верно уже потому, что письменность это прежде всего культура в самом народе, что вызревает веками (читаем — тысячелетиями), а это значит, что будь сии досточтимые старцы хоть греками, хоть инопланетянами с продвинутыми технологиями воздействия на мозги... вынудить (народ) принять то, что ему непонятно, чуждо, никак не получится. Хотя считается, все-таки, что славянами были.

Но не в том суть. А именно что в расположенности народа принять то новое, что внедрялось. Посему, вопрос: а внедрялось ли? Кирилл и Мефодий реорганизовали, то есть, реформировали ту алфавитную, или до-алфавитную структуру, коя была веками на Руси!

Был разрозненный алфавит, понятия целостного алфавита не было, и быть не могло, поскольку в нем не было надобности. Существовали разрозненные буквы. Каков порядок их в некой "системе" — никто и не задумывался. Археологи находят древние свидетельства того, что в 12-13 вв. народ живо и активно использовал письменность, кучи берестяных грамот находят, как ныне корзина для бумаг, которую уборщица в офисе неделю не выносит. И сотни таких корзин... тысячи. И это только часть, сколько уничтожено временем и самими людьми? Но ведь в 12-13 веках уже обучали грамоте на Руси, так же? Крещение Руси было ранее, потом церковь просвещением занялась в народных массах, так что не удивительно, так же? И не так. Вот не было письменности, народ слыхом не слыхивал, понятия не имел "о такой странности", и вдруг, садись, пиши-читай. Это как ныне внедрить повсеместно необходимость изъясняться "лунными знаками". А что это такое? Понятия не имею. Но вот свалится всем на головы какой-нибудь "Лунтик" и вот, читайте-пишите, это важные знаки. Везде будет, в транспорте, на домах, и т.д. Буква "Зуёбя-бася" (это не ругательство, если что). И вот примите к сведению! нужно запоминать это, жить этим... писать письма друг другу! "Зю-зю мазю вкьуазю мзю" (только это знаками особыми выражено, типа |-//../\/\|, это для наглядности подручными средствами клавиатуры). Но нам-то письманность как таковая известна, мы с детства приучены, это как воздух! Как воздух... А тогда? Если не было и намека на понятие письменности, то никакой Кирилл с Мефодием вместе взятые сколько бы не старались... так бы и остались в глазах тех людей прошлого на Руси "странными человеками что бересту ковыряют что ль от неча делать". Местными "дурачками". Нет бы в поле пойти работать, или плотником хоть в подручные, раз неумехи такие что только бересту ковырять.

Но в том и дело, что была письменность! Издревле. Не пользовались только ей особо. Почти никак. А так и алфавит был какой-никакой. А сии почтенные старцы реформировали, и всего-то. Ну, не совсем "всего-то", это много значило, все-таки развитие как-никак. Формирование! Улучшение! Об чем речь, конечно великое дело...

Видео 0:18 (по ссылке вначале статьи) "О неких древних славянских книгах говорится в пространном житии Мефодия".

Не занимались толком этим вопросом, то революции, то войны, горячие-холодные, и много всяких причин социально-политического свойства. А правда она... на поверхности, как правило, не сразу видно только.

Видео 0:47 "Русские письмена" (на куске белого дерева)... "графически надпись стилизована под арабское письмо".

Слева-направо: 1) верхняя часть птицы, голова, зоб, крыло; заметим, без лап, значит, смысла относимого к лапам нет тут; голова птицы вытянута кверху; 2) червяки какие-то, головками на птицу... что это может быть, три штуки... оставим пока; 3) угол, это знак из Фестского диска, угол сведения, не математически как ныне принято, а от развода лучей к углу, от того что при разводе, что им охвачено, сводится к углу, захватывается им; 4) загогулина; в принципе, пока всё; 5) опять червяк, но крупнее; 6) последний знак, может быть "лодкой", русы пошли от Рюриков, кои были славянами, и были мореходами.

Русские письмена древнейшей эпохи.
Русские письмена древнейшей эпохи.

Итак. Здесь возможно делать выводы? Интересно...

Прежде: с какой стороны читать. А чтобы это понять, нужно в знаках разобраться... Замкнутый круг!

Там где "лодка" еще червяк, но полый в головке. Крючки "днища" могут означать течение, и гребцов (головки тоже заметны на "крючках" этих, признак-указание на человека)... Тэкс... плывет тогда куда? Справа-налево. Эти "крючки" загребают будто, знак течения? Почему пара? Чтобы было видно их повторение обоюдное, смысл однотипного действия (волны).

Нос лодки странно изогнут внутрь, то есть, как бы обратно движению. Это может означать команду причалить к берегу, остановить ход лодки. А вот тот штришок под днищем возле полого "червяка", это причальный канат, привязь. Выглядит как обрывок, потому что в реале обрывок и есть. Что же тогда "полый червяк"? А полый червяк... это не червяк вовсе, и не полый... Это глаз! Смотрящего по ходу лодки, лоцмана как бы. Он должен предупредить если услышит-заметит признаки большой бурлящей воды, порога, водопада. Им же погибель тогда, коль на середине широкой реки поздно заметят. Дело в том, что хоть по воде звук далеко разносится, но могут быть "эхо-отводы" из-за изгибов русла, растительности по берегам, и т.д., "тысячи" причин. И важно услышать, все-таки, загодя. Итак, зрячий, опытный, слухач. Услышит шум воды падающей... она ссыпается будто, дробясь в капли: с-с-с...

И рокот. Воды падающей. Так и слышится: "рррооо".

РОС.

Это был окрик слухача — команде гребцов — когда заслышал.

Там... вдали... очень еще далеко, но они уже предупреждены.

Там — РОС, падает вода. Нужно к берегу. Иначе с середины реки далее вода уволочет лодку в пропасть.

Сверху лодки (уже без кавычек, примем уверенно теперь, что лодка... если закралась ошибка в анализ, то все-равно придется сначала-заново все переделывать, передумывать)... сверху... лодки — после слухача сразу вправо, знак гребца? А самый задний? Кормчий? Тоже с веслом, но правит направление.

Значит, первый самый, крайний, справа, знак-лодка: "твое предельное внимание". Это могло быть озвучено каким-то образом. "Уптарааха", допустим. Ну, пофантазируем, для наглядности себе, какая разница, все равно мы тут гипотезируем напропалую, хоть и пытаемся держаться здравого смысла.

Так, значит, знак I это "внимание зрящему", знак II "он ослеп-оглох", знак III... давайте так представим, раз он растерян, не может определить на слух, или какие еще причины, его будто ломает (сознание его), вот эта загогулина, мысль его? это образ паники? По загогулине снизу будто вода ползет каплей, слеза? набухает капля. Ну, все видели в жизни как капля набухает. Значит... знак III "растерянность". Далее угол сведения (IV): фокус это на том что после угла, то есть, угол "входит" в это, сводит предыдущее сюда, усиливая смысловой эффект? Знак V "смотри тройным усилием!". И далее знак VI "птица большого ума". Показаны не крылья (а только намечены признаком), а "лобище". Каким же смыслом обозначить?

Вот же задача...

Чтобы решить эту головоломку, нужно мыслить как древние. В их причинно-следственных связях.

В общем, то ли это какая-то инструкция слухачу-лоцману, то ли памятка для гребцов, чтобы знали как взаимодействовать с "лоцманом", вернее, штурманом, идут-то по неизвестному району они. Для того и нужен слухач-зрящий.

Заслышит водопад, кричит "роооос!" гребцам.

Те к берегу забирают. Как бы суть ясна.

Много путешествовали, да, осваивали пространства, исследовали. Русы. Потому что "о-у" здесь заменяемы.

Так... вот еще. Варяги. Слово имеется в виду.

Это "вар—яги", бурлит—кричи.

Бурлит в котле при варке, или большая вода бурлит, а на воде испарения бывают, как из котла булькающего... Образ опасной воды на реке. Ягать, кричать. Слово совершенно русское: "я — гать", я топь.

Как тут не кричать? Гать разная бывает. И очень топкая тоже.

И "Баба-Яга", это баба-крик. Народный фольклор попер...

Видео 1:07 "Загадочные знаки находят и археологи, например, этот кувшин", который в начале 20-го века был найден под Рязанью.

Интересный кувшин для хранения яиц. Но интереснее то, что древним русам было знакомо понятие "инвентарь": всякому предмету свое место и назначение.
Интересный кувшин для хранения яиц. Но интереснее то, что древним русам было знакомо понятие "инвентарь": всякому предмету свое место и назначение.

Итак, кувшин для хранения яиц. И то понятно, для сохранности, чтоб не побились ненароком. Отчего такой вывод? От надписи, начертания... "этикетки", так сказать. Посредине знак "курица-лапой" (смешно получилось для современности, они бы "нас" не поняли, в таком случае, у них знак куриной лапы для нужного дела: обозначить на таре "ярлык", мол, это только для яиц). Знак куриной лапы "стиснут", вернее, просто между.

-4

Левый крайний знак, это символичное отображение курицы для готовки. Крайний знак справа, это... так выглядела "свастика", вернее, тьфу, они-то сами знак как-то по-другому называли, а может и никак. Образ-символ движения, которое безостановочное как бы, как курица что по двору бегает, туда-сюда, не поймать. Может от кур и пошло в известном миру знаке?.. Здесь наблюдаем самый незатейливый знак в его образе, как бы "наскоро" прочерченный по сырой еще глине: "этот сосуд будет для хранения яиц", отметил про себя мастер глины, отставляя досушиваться готовое изделие. Так в чем "прикол", как говорится?

Курица для готовки — лапа куры — бег по кругу.

Последнее: курица бегает, клюет корм, несет яйца. Посему, допустим, эта надпись, этот ярлык, оповещал, что... Вот что он мог значить, а? Мозги сломаешь теперь. Понятно, что-то по их бытовым соображениям, хозяйственным. Скажем, "в этом кувшине могут храниться яйца только молодых несушек". Которые бодро бегают, те что уже приготовлены в "суп" не могут сюда складывать свои яйца... Ну, то есть, не курицы, конечно, складывать, а хозяйка, не будет в кувшин складывать яйца немолодых кур, ибо вот, написано не делать так. А для кур, которым уж в "суп" пора (какая у древних кухня-то была, неведомо...) — другой кувшин, допустим. А что же, для чего древние наносили какие-то надписи? Это сейчас на заборе рисуют "Маша+Петя=" или похабщину. А тогда, в древности, люди понимали толк СЛОВА. Да, вот так, им же заняться чем еще было? Они слова весьма ценили, отчего и в китайской, к примеру, культуре отобразилось: с изыском иероглифы рисовать... искусство! Знать цену слову чтобы, в поколениях. Ну вот, а ныне уже всё по-другому. И с ошибками, и вообще неграмотно, и... Не, ну то понятно! Цивилизация ведь в рост пошла. Подумаешь буква! Тут Днепрогэс строится! (и т.д.), мегаполисы вырастают как грибы... Буква... хи! хи! ерунда какая.

М-да, а древние знали толк... Посему, на этом кувшине что-то дельное написано, не просто так, не ради "украшательства".

Чтобы в кувшин можно было складывать яйца уже немолодых кур, нужно... мгм... убрать знак "вращения" что ли? И тогда просто тушка, и лапа куры. Первое: для супа предназначенная, старая, второе: уточнение что курица, по лапе-то, следу, то есть, сразу ведь понятно! без ошибки...

Там еще мордуленция какая-то, кота что ли...

Осколок керамики.
Осколок керамики.

Не, ну тут мозги дороже истины. Увольте...

В общем, можно разобраться, не истина в последней инстанции, но какое-то представление проклюнулось.

Ошибочное? Может быть. Тогда надо опровергать. Это также полезный процесс дознания и выяснения. Поиска истины.

_____

Статья о письменности, все материалы по теме

Фантазия о будущем, литература, проза

-6