Найти в Дзене

РОК МЁРТВ. Мои авторские субъективные доводы. Смерть наступила в начале 2010-х годов.

Оглавление
Источник: i.pinimg.com
Источник: i.pinimg.com

Хочу вылить здесь поток своих мыслей насчёт вышеобозначенного факта. Но сразу уточню: я имею в виду, что вижу в истории музыки только один чёткий период почти полного исчезновения рока - именно когда в популярной и, самое главное, коммерчески популярной музыке перестали появляться и формироваться полностью новые и самобытные рок-жанры. Я описываю сугубо своё субъективное мнение. Я знаю, что найдутся тысячи людей, кто захочет оставить здесь комментарий, что рок жив и живее всех живых, а также кто скажет, что рок умер ещё в 80-х, кто-то - что ещё в 70-х.

Также сразу оговорюсь: это исследование не касается русского рока, потому что русский рок - отдельная тема, шедшая по своему особенному пути.

Понятно, что вся рок-музыка никогда с нуля не начиналась. Каждые её течения были следствием чего-то предыдущего или грамотным смешением каких-то старых жанров, в результате изменяя их до неузнаваемости и обрастая сугубо своей мелодикой и композиционными особенностями. Но наступил когда-то один такой момент, что даже такие смешения жанров перестали давать что-то новое и самобытное. Были исключения в виде каких-то групп, которые со своей музыкой были долгое время актуальны, есть жанры, которые всегда популярны, постоянно трансформируются, но либо в подпольной среде, либо очень редко выбираясь "наверх" (к примеру, панк-рок). Но даже всё это в один прекрасный момент заглохло.

Я сразу оговорюсь: я имею в виду чисто новую музыку, я не беру в расчёт постоянно штампуемые альбомы каких-то рок-гигантов в прошлом, в том числе и десятилетней давности. Я не беру в расчёт их, даже если они лепят альбомы, которые как-то попадают в хит-парады. В один прекрасный момент в том же американском Биллборде не знали, какую музыку вставлять в рок-чарты. Но для начала надо немного разобраться, что вообще такое "рок", потому что для всех это понятие несёт совершенно разную смысловую и музыкальную нагрузку.

Что такое "рок"? И вообще был ли "рок" когда-нибудь?

Вспомним, что изначально то, что мы называем "рок-музыкой", так не называлось. Когда-то блюз смешался с кантри и дал миру "рок-н-ролл", который тоже так сразу называться не стал. Как говорит Википедия (нарушающая законодательство РФ):

"...впервые выражение появилось в песне «Good Rockin’ Tonight» Роя Брауна в 1947 году. А в 1949 году выходит песня «Rock And Roll» Уайлда Билла Мура".

Так или иначе, но дебютную в чартах рокенрольную песню 1955 года Билла Хэйли и его The Comets в связи с отсутствием подобного жанра в описаниях обозначили в своё время как "фокстрот".

Собственно, как мы помним, чистый рок-н-ролл просуществовал где-то только до рубежа 50-60-х, а в конце уже стал обрастать другими особенностями, когда музыка такого рода стала уже трансформироваться в то, что мы называем рок-музыкой: в общем-то по факту любой музыкой, в которой остались дух и атмосфера рок-н-ролла. То есть, по сути никакого жанра "рок-музыки" никогда и не было. Это всегда было как определение восприятия той или иной музыки, никакой конкретики.

Но тогда вся такая музыка ещё называлась рок-н-роллом! И даже когда уже раздробилась на кучу направлений, все равно долго так называлась - годов где-то до 70-х.

Сложно так взять и сказать, когда отвалилось окончание "ролл" и остался только "рок". Но мы чётко помним, как в масштабном туре группы The Rolling Stones 1969 года, по которому в своё время вышел самый лучший на мой взгляд концертный альбом в истории музыки "Get Yer Ya Ya's Out", перед каждым их выступлением их громко называли "величайшей рок-н-рольной группой в мире".

И так за ними потом это название и закрепилось. И, так как я говорил, что понятие "рок" - это не жанр, а личное восприятие музыки на уровне атмосферы и внутренних ощущений, то для меня рок-музыка возникла в своем изначальном понимании именно в группе Rolling Stones. Потому она для меня и остаётся самой великой. Именно в их музыке 60-х годов для меня отправная точка чистой и девственной рок-музыки, именно такой, какая она есть в своём изначальном понимании. Именно у них в песнях из блюзов, ритм-н-блюзов и рок-н-роллов она и родилась. Но это, конечно, моё субъективное мнение. Моё восприятие.

Это я описал, как рок-музыка родилась по моей версии. А всё же как она умерла и почему я так считаю?

Цикличность рок-музыки.

Умерла она, когда прекратилась её цикличность и когда она свернула со своего пути по определённой схеме. Что я имею в виду?

В музыке всегда было "раздвоение": консервативная и устоявшаяся, с одной стороны, и какая-то новаторская, зачастую бунтарская и нонконформистская, а зачастую и становившаяся коммерчески популярной. Рок-н-ролл стал самым первым таким бунтарским примером несогласия меломанов с существовавшими архаичными догмами и слыл изначально как музыка дьявольская и хулиганская в среде фанатов классической традиционной и обычной поп-музыки. И потому впоследствии и вся рок-музыка стала таким символом антипода какому-то консерватизму.

Но что дальше? Рок-н-ролл как изначальный жанр фактически ушёл в небытие и растворился в по сути обычной поп-музыке. Вот, пожалуйста, бунтарский рок-н-ролл перерастает в такие поп-мелодии в результате:

Потом появились битлы - следующая скандальная стадия рок-музыки в ответ чистеньким и прилизанным поп-музыкантам, утверждавшим, что играли рок-н-ролл. Потом возникли роллинги с их безбашенностью - и так по нарастающей, пока рок-музыка не становится разноплановой, и внутри неё не появляются как коммерчески популярные жанры, так и какие-то сугубо для определённой публики.

В результате в рок-музыке "устаканиваются" сформировавшиеся течения: хард-рок, прогрессивный рок, арт-рок, джаз-фьюжн, фанк-рок и т.д. Можно сказать, что до 70-х годов включительно возникли все существующие до сих пор жанры. И дальше создавать по факту уже больше нечего. По сути это был кризис. И как следствие всё это полностью стало... "консерватизмом", что дало толчок к завершению цикла: все догмы рок-музыки отверглись, и возник панк-рок.

Не буду сейчас вдаваться в подробности панка, одно скажу: он ничего нового не изобрёл в музыке. Изначально это был либо просто грязно сыгранный обычный рок-н-ролл, либо это была любая другая самобытно исполненная гитарная музыка. Но во всех возникавших новых жанрах, включая уже и панк, и последующий постпанк с новой волной, появляется новая суть рок-музыки: грамотная компиляция старых жанров, а то и смешение их до неузнаваемости, отчего новыми течениями в рок-музыке уже больше называют не что-то абсолютно новое, а хорошо забытое старое в новой оболочке.

И такая цикличность уже в менее бунтарской форме постоянно будет возникать и дальше в рок-музыке. На замену "хэйрастому" хэви-металу - гранж с новой волной панк-рока...

на замену гранжу - брит-поп...

на замену брит-попу - ню-метал, постгранж и поп-панк...

На смену этим трём - британский инди-рок середины 2000-х...

Это всё, конечно, очень условно. Однако, каждая из этих "замен", действительно, качественно обновляла рок-музыку и давал отдых от старых жанров. Однако, после этих вот последних британцев я лично уже такой цикличности не вижу... По факту ню-метал оказался последним коммерчески популярным сугубо новым "тяжёлым" жанром родом из США, а у британцев в своём инди-роке ничего нового в звучании с тех пор тоже не произошло... То есть, уже близок конец... Рок-музыка сошла с пути цикличности.

Причины конца. Моё субъективное мнение, повторюсь.

Последнее из новаторств в рок-музыке стало по факту и началом её же конца: массовое объединение в конце 80-х - начале 90-х рок-жанров с совершенно посторонними.

С хип-хопом, к примеру. Одно из символических коллабораций, давшая толчок постоянному сотрудничеству металлического звучания с рэпом:

Или же с электроникой...

Дело не в неприязни одних жанров другими. Смежные жанры дали возможность рок-музыке не запариваться, к примеру, в использовании только живых инструментов...

1-й Тревожный звонок. Век технологий - отказ от "живых" инструментов.

Будучи сам рок-музыкантом на досуге и начав музыкальную деятельность ещё в начале 2000-х, я был свидетелем всех трансформаций в области звукозаписи в онлайн-режиме. Нынешние технологии, появившиеся ещё в начале 2010-х годов, позволяют любому человеку, у которого есть более-менее талант, сесть и в одиночку записать свою музыку на компьютере, разве что электрогитару реальную сверху наложить. Потому как обычный слушатель не различит в современной качественно записанной музыке, живые там барабаны и бас или нет - да ему и не важно. Конечно, найдутся те, кто будет возмущаться и плеваться от "мёртвых" якобы синтетических ударных, но таких людей становится уже всё меньше и меньше. То есть, у молодёжи, кто хочет играть музыку, нет надобности тратить время, силы и нервы на создание группы, подбор музыкантов, время для репетиций на репточках, да и, самое главное, тратить ДЕНЬГИ! Зачем? Соответственно им неинтересно делать рок-музыку. Слишком заморочно и затратно. Вот уж если твоя музыка становится популярна, тогда только нанимаешь команду профессиональных сессионщиков и отправляешься с ними в тур. Я потому когда сам со своей группой репетирую, уже на репточках никогда не вижу в других залах людей моложе лет тридцати-тридцати пяти точно.

2-й Тревожный звонок. Самим рокерам неинтересно играть рок-музыку.

Это следствие предыдущего "звонка". Те группы, которые уже к началу 2010-х годов пробовали кооперироваться с другими жанрами, вдруг поняли, что это популярнее и интереснее, помимо того, что необязательно живые инструменты записывать. Я выделяю одну такую самую яркую группу, которая, пройдя сильные метаморфозы, пришла именно к такому выводу - и не прогадала. На её примере это лучше всего видно. Это ирландская группа The Script. Одни из ярких последователей своих соотечественников U2, они до самого начала 2010-х годов звучали самой настоящей рок-группой во всех приятных смыслах этого слова:

И в 2013 году выходит их ярчайшая коллаборация с известным композитором-исполнителем-продюсером из мира арэнби/хип-хопа Вилл Ай Эмом (известным по участию в группе Black Eyed Peace). Эта песня лично для меня - одна из точек в завершении существовании рок-музыки. Я, при этом, говорю без негатива. Это очень крутая песня, как по мне, и она - просто следствие неизбежной эволюции. Эту песню уже рок-музыкой не назвать, но...

Но почему я именно эту песню называю одной из главных финальных точек в рок-музыке? Да потому что и сами The Script после неё полностью переходят в такой формат музыки, а также далее стали возникать группы, которые изначально играли подобную музыку. По которым уже сложно было сказать, хотели ли они вообще играть рок-музыку, но явно от неё отталкивались. Это было новшество, выходившее ногами из рок-музыки, но по факту уже ей не являвшееся.

Тот же самый Биллборд начал за уши притягивать к своим рок-чартам подобные коллективы, но чего-то другого новаторского взять со второй половины 2010-х годов уже точно было негде. 2014 год поставил ещё одну точку: Грэмми за лучшее рок-исполнение получила как раз песня Imagine Dragons:

В дальнейшем подобного рода "гендеры рок-музыки" стали плодиться.

3-й Тревожный звонок. Foo Fighters после 2012 года перестают получать Грэмми за лучшие рок-альбомы

Почему именно Foo Fighters? Потому что я считаю этих ребят последней группой классического рока, объединившей все его поколения. Это моя самая любимая группа предпоследнего рок-поколения, которая держалась достаточно долго в тренде, будучи таким олицетворением рок-музыки 2000-х годов, и в некотором роде, наоборот, благодаря ей некоторые эти тренды достаточно долго держались. Пройдя сложный путь от избавления от клейма "группы бывшего барабанщика Nirvana" через вхождение в пост-гранж-культуру рубежа 90-2000-х годов и через MTVшную популярность, команда стала гораздо бОльшим, чем просто очередная эмтивишная пост-гранж-группа. На своих альбомах она стала расширять горизонты и обрамлять современный им рок в антураж ретро-жанров, добившись признания и дружбы матёрых старых рокеров. С тех пор звучащие на их концертах кавера на AC/DC, или же Rolling Stones, или же Bee Gees слушаются на одной волне с их собственным творчеством.

Их "королевскую" актуальность подтверждали постоянные победы на Грэмми в номинациях на лучший рок-альбом, начиная с третьей пластинки 1999 года (было одно исключение - их работа 2005 года проиграла Red Hot Chili Peppers) и заканчивая седьмой, 2011 года.

Следующие их альбомы в течение 10 лет больше не получали эти награды. В 2014 году разве что Грол вместе с двумя экс-участниками Nirvana вместе с Полом МакКартни схватили "лучшую рок-песню", но это скорее был как прикол и как дань уважения.

Вернулись Foo Fighters к лучшему рок-альбому на Грэмми только в 2022 году, нынешнем, и уже как ветераны, а не как актуальные рокеры. И два мощнейших концерта-трибьюта их умершему барабанщику Тэйлору Хокинсу с участием очень многих классиков-старпёров, включая Пола МакКартни, Брайана Джонсона, группы Queen, Ларса Ульриха и прочих, подтверждает их статус "последней группы классического рока, объединившей все его поколения".

И вот какая тенденция: именно после 2012 года начинается хаос в рок-наградах на Грэмми. Их начинают получать либо такие, как Imagine Dragons, как я писал выше, либо работы старперов-классиков от The Strokes и Muse до Led Zeppelin, либо что-то такое сугубо американское и местячковое, исполняющее по факту архаичную музыку.

То есть, Грэмми - тоже такой показатель окончания существования рок-музыки.

А, может, рок жив ещё?..

Я постоянно это себе твержу на самом деле, несмотря на то, что давно поставил на нём точку, считаю его умершим, а из современной музыки слушаю и люблю по сути только позитивный танцевальный поп.

Периодически здесь, на канале я размещаю (и буду размещать) отзывы о последних альбомах странного нового массового движения английского пост-панка...

Местами настолько тяжело для восприятия с первого раза, что не можешь разобраться, это что-то совсем новое и самобытное или всё же обычное подражание чему-то старому? Многие группы ещё и используют технику вокала Sprechstimme. О ней я рассказывал в отзыве на этот альбом:

Так или иначе, но эти группы играют на живых рок-инструментах по одной причине в первую очередь: а по-другому и не сыграть такую музыку.

Я всё же ещё слабо, но надеюсь, что свет в конце туннеля будет, что это не тупик. Но пока, Борис Борисыч, ты был прав. Но всё же поторопился эдак лет на тридцать где-то.

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.