Основное обсуждение итогов опроса по желаемым курсам прошло в чате «Экзокортекс ШСМ», и это не случайно: в пяти курсах-победителях там «2. Ставим практику мышления письмом», «4. Как настроить личный экзокортекс для саморазвития», «5. Личная организованность: …, личный экзокортекс, мышление письмом, …» и ещё известно уже, что «1. Собранность» начинается с «на голову не надеемся, собранность поддерживается экзокортексом». То есть победили курсы по экзокортексу, тема более чем профильная именно для чата обсуждения экзокортекса.
Так что давайте поглядим, как я использовал экзокортекс в своей работе: я ж научный руководитель школы и вроде как обязан осмыслить результаты опроса и использовать их в своей работе. Осмысление я проводил «мышлением письмом»: я письменно общался по теме курсов-победителей, писал развёрнутые реплики со своими мыслями. Чат не давал увильнуть и отвлечься, текст удерживал внимание. Собранность (удержание внимание на теме размышлений) обеспечивалась не напряжением воли, а самой ситуацией написания реплик -- не надо специально «думать». Надо просто писать. И если не пишешь, то сразу видно -- остановился, надо думать и писать дальше. При этом не думать о чём-то великом сходу, а думать по кусочку, мысль эволюционирует и обрастает подробностями в ходе написания, а не сразу появляется в готовом виде. А реплики собеседников подсказывают ходы для этой мысли.
В принципе, по Ahrens в чате -- это «исчезающие заметки». Тема важная, мы ещё и созвонились и час проговорили с Цереном Цереновым по поводу того, что и как там было обсуждено (как раз по материалам обсуждения в чате). После этого я ещё раз прошёлся по текстам некоторых моих ключевых реплик в чате (и вчера я уже успел что-то откомментировать у себя в блоге -- это не первый ход на итоговый текст), отредактировал их, уточнил формулировки, письменно записал результаты в итоговый пост в своём блоге: https://ailev.livejournal.com/1 650 845.html
Основное тут — это не действие текста на окружающий мир (конечно, я послал этот текст в нашу группу просвещения-маркетинга, в преподскую группу, группу методсовета в телеграме, это ж «руководство к действию», но это не основное). Основное тут -- «мышление письмом», то есть действие написания текста на мою собственную голову, то есть организация длительного размышления на какую-то важную тему (что делать с результатами опроса) в моей собственной голове. Моя работа -- мыслить, оформление текстом и выдача указаний как научного руководителя только сопровождают главное -- мышление над проблемами. Но само мышление как раз и организуется в форме написания текста и бесед с коллегами!
Моё понимание ситуации в результате длительного удержания внимания на проблеме, а также написания текста (текста немного, пара страничек итогового поста в блоге) существенно улучшилась. Подредактировать этот текст, уточнить формулировки — это не блажь или хобби, это и есть моя мыслительная работа как научного руководителя. То самое мышление письмом, задействование экзокортекса. Теперь все ходы мысли записаны не только тут в чате репликами, но и через моё текстописание как-то укоренились в моей голове. И заодно это понятийное наведение внимания для всей тусовки вокруг школы (думаю, этот текст важен «как-то» для примерно 60 человек, но важней всего он для меня самого, сам факт его написания, шевеление моих собственных извилин в ходе его написания — это важно! Это не «как-то», а «очень» важно! У меня выпускники СМС с удивлением замечали, что подготовка текста нужна не для препода, который требует «мышление письмом», не для работы (эти тексты никто не прочтёт!), не для друзей (им это пофиг), а для них самих! И это время не хобби «блогописательства», а это время рабочих размышлений, принятия решений, запоминания важного, уточнения непонятного. Увы, это понимание приходит очень не сразу. Почему и пишу об этом).
Отдельно про время: вот сейчас я закончил работать с текстом по курсам, переключился на использование «исчезающих заметок» из чата по теме «экзокортекс». Всего над этой темой «что делать с результатами опроса» (реплики сюда в чат, беседа с Цереном, написание текста в блоге, написание и рассылка анонса этого текста в несколько чат-групп) ушло время с 12:00 до 17:00 (перерыв на пожевать не считаем: голову не отключал). Вот оно, «мышление письмом»: думал много, принял рабочие решения, записал рабочие решения, потратил пять часов рабочего времени. На выходе, вроде, пара страниц текста, из которого половина — это переписанный вчера вечером и сегодня утром написанные уже тексты.
Пять часов! Это не быстро. Но обратите внимание, это пять часов работы головой, пять часов размышления над проблемой. А дальше просто учитывать результаты этого размышления, я буду делать это «на автомате». Хоть какая-то память в голове от пяти часов сегодняшней работы останется (это не считая вчерашних часов — помните, сколько я реплик тут в дискуссии написал?). Это и есть механизм работы «мышления письмом», механизм использования экзокортекса.
Это явно не пять минут в день, что почему-то все ожидают. Пять часов в день — это более адекватная оценка. Но это же пять часов мышления! Боролись-то именно за это: удерживаться в мышлении долго! Блог как «публикуемый экзокортекс» таким как я нужен прежде всего для себя, а не для его читателей.
Обсуждение в фейсбуке -- https://www.facebook.com/ailevenchuk/posts/pfbid02cAk2qJgL7LEManmfREMjaEaTx2NoquBKSRkfS4nNZ9b55MkGj7bir9cT9mdHMeYWl, ВКонтакте -- https://vk.com/wall2449939_4403
#познавательное