Найти тему
Sunny Blues

Лучшие басовые партии Пола Маккартни в «THE BEATLES»

Оглавление

Игра Пола Маккартни на басу в THE BEATLES очевидно была его третьим по важности вкладом в копилку группы после сочинения песен и вокала. Но его игра была абсолютно революционной! На протяжении 1960-х годов, да и ранее тоже, бас в основном рассматривался как ритмический инструмент, предназначенный для обеспечения низкочастотной составляющей звука, связующее звено между барабанами и гитарами. Бас добавлял конкретики гитарным аккордам и одновременно подчеркивал основной барабанный бит.

Пол Маккартни
Пол Маккартни

Если не считать единичных случаев басовых соло, сразу приходит на ум My Generation 1965 года группы THE WHO, инструмент в основном оставался на заднем плане.

Маккартни как выдающийся мелодист и один самых новаторских музыкальных умов, был не слишком доволен тем, что его бас постоянно находился на заднем плане, особенно на фоне неимоверного роста успешности группы.

Гулкий звук в Paperback Writer был на самом деле идеей Джона Леннона - это один из примеров поразительного творческого единства дуэта. Леннон услышал подобное звучание на пластинке Уилсона Пикетта и подумал, что было бы неплохо позаимствовать идею для BEATLES.

Джефф Эмерик, легендарный студийный инженер:

«Paperback Writer - это первый раз, когда звук баса был слышен во всей его красе. Во-первых, Пол играл на другом басу, он взял Rickenbacker вместо Hofner. Мы усилили его, а в качестве микрофона использовали дополнительный динамик. Мы расположили его прямо перед основным басовым динамиком, и резонирующая диафрагма второго динамика создавала электрический ток».

Басовая партия Рaperback Writer продемонстрировала мелодические и ритмические возможности техники Пола в игре на бас-гитаре, и этот инструмент - ведущий в песне.

Предлагаю версию лучших десяти басовых вкладов Пола Маккартни в каталог THE BEATLES.

10. Lucy in the Sky with Diamonds

Хотя далеко не все, в отличии от Пола Маккартни, считают альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band лучшей пластинкой THE BEATLES, никто не будет отрицать, что на момент выхода он представлял собой знаковую инновацию, но вот бас самого Пола играл тут по большей части фоновую роль. Однако в этой песне всё по-другому. Lucy in the Sky with Diamonds начинается с тамбура Джорджа Харрисона и Лоури-органа Пола Маккартни в сочетании с бархатным вокалом Джона Леннона. Один из музыкальных критиков написал, что это вступление напоминает ему Алису, спускающуюся в кроличью нору. Уверенная басовая партия Маккартни возвращает нас из страны мечтаний на землю. Она начинается с шагающего баса в пред-припеве и взрывается, многократно увеличивая энергию песни в припеве.

9. Hey Bulldog

Основной драйв в Hey Bulldog накачивает фортепиано Джона Леннона, и диапазон низких частот в этой песне не принадлежит безраздельно Полу Маккартни, поскольку фортепиано там тоже присутствует.

Повторяющееся по кругу фортепиано, по сути, уже сделало то, чего обычно ждут от баса, и Маккартни занял свою собственную нишу как в ритмическом, так и в мелодическом плане. Его бас делает то, что не может пианино, играя почти как гитара во время куплетов песни. Во время гитарного соло он несколько расслабляется, действуя как компаньон гитары, но не ее дублер. Отличный пример умения Маккартни превратить бас в мелодический инструмент.

8. Rain

Песня стала легендой во многом благодаря её неумолимой ритм-секции. По праву считается одной из лучших песен по барабанам Ринго, но игра Маккартни на басу вполне соответствует изобретательности Старра. Его бас прибавляет во время более статичных фрагментов Старра, затем расслабляется на сложных барабанных битах, и берет на себя основу финальной части песни, играя в основном высокие для баса ноты. Повторяющиеся ноты во время припева ещё более подчеркивают восточные гаммы, использованные в песне. Добавим к этому настоящее совершенство, с которым Маккартни усиливает барабанные брейки, чередующиеся с паузами на 2:30, и получаем одну из самых лучших басовых линий Пола.

7. Michelle

Пол Маккартни рассказывал, что у него была идея написать только мелодию и басовую партию для Michelle, а затем позволить всему остальному дополнить ее. В итоге получилась одна из самых приджазованных песен THE BEATLES, отличающаяся не только от остальных треков альбома Rubber Soul, но и от того, как вообще их музыка звучала до этого момента. Ритмичный бас играет в более традиционном стиле, чем то, что мы слышим у Пола на более поздних этапах его карьеры, но его инструмент ведет за собой смены аккордов и задает тон этому прекрасному лаунж-треку.

6. Helter Skelter

История гласит, что однажды Маккартни услышал I Can See for Miles группы THE WHO и решив, что THE BEATLES должны превзойти их на поприще зарождающейся тогда тяжёлой музыки, написал Helter Skelter. Но не надо забывать, что если вы соревнуетесь с THE WHO, то вы соревнуетесь с Джоном «Thunderfingers» Энтвистлом, одним из самых легендарных басистов. Так что именно бас Пола Маккартни движет грубой, мощной, тяжелой энергией Helter Skelter, бумкая под его выкрики. Да, этой басовой линии не хватает мелодической утонченности других работ Маккартни, но она звучит как ритмический и стилистический предшественник хард-рока и хэви-метал, в ней можно услышать оттенки будущих басовых партий Джона Пол Джонса из LED ZEPPELIN или Роджера Гловера из DEEP PURPLE.

5. Dear Prudence

Одна из самых красивых и задумчивых песен THE BEATLES начинается с очень светлого, солнечного текста Джона Леннона и его гипнотизирующей гитары. Но далее настоящим двигателем Dear Prudence становится скачущая басовая партия Маккартни, которая одновременно добавляет песне игривости и подчеркивает её мечтательность. Отличное дополнение к гитаре Леннона, которая здесь, как и фортепиано в Hey Bulldog, выдает более чем достаточно низких частот. И в такой ситуации бас Маккартни создает некий гибрид из ритма и ещё одной мелодии. И как и многие басовые линии Маккартни, его партия в Dear Prudence очень выделяется своей подвижностью в более статичном звуковом окружении.

4. Something

Басовый вклад Маккартни в Something - возможно, самый недооцененный аспект песни. Как и в Dear Prudence, куплеты Something предлагают очень мало динамического сопровождения для вокальной мелодии Джорджа Харрисона. Гитара и барабаны на заднем плане. Даже когда в дело вступают струнные, они выполняют ту же роль, что и гитара - поддерживают очень длинные и сдержанные аккорды. Что же заполняет пространство? Бас, играющий красивую мелодию, дополняющую вокал Харрисона и больше похожую на нижнюю вокальную линию, чем на бас. Одна из самых насыщенных басовых партий Маккартни, демонстрирующая его мастерство игры на инструменте.

3. Paperback Writer

Уже упомянутая выше Paperback Writer предложила совершенно выдающуюся партию баса. Помимо того, что он доминирует в песне в смысле звучания, бас, по сути, делает всю песню, состоящую из одной короткой смены аккордов на всем её протяжении. И в результате она звучит намного интереснее. Маккартни акцентирует основную ноту соль, но при этом очень эффектно исследует пространство вокруг нее, объединившись с Ринго Старром, чтобы включить двигатель, который выполнит то, что обещал нам вступительный гитарный рифф.

2. Taxman

Песня демонстрирует одну из самых знаковых басовых партий Маккартни, поскольку в данном случае это основной рифф песни. Великолепная басовая работа Пола в THE BEATLES знаменательна тем, что она наполняет пространство, которое не захватили гитары и вокал, и эта идея проявлена здесь больше, чем во многих других песнях группы, поскольку гитары здесь играют только отрывистые аккорды. Джордж Харрисон написал песню, исходя из мелодии, но басовая работа Маккартни сделала её намного более яркой, чётко и равномерно наполняя куплеты и усиливая плотность в припевах. Один из самых интересных и насыщенных басов Пола в THE BEATLES.

1. Come Together

Abbey Road - в целом революционный альбом по басу, а Come Together - настоящее откровение в том, как этот инструмент можно использовать в мелодии. Одна из самых популярных песен THE BEATLES, и бас тут бесспорная звезда. Come Together вообще невозможно представить без баса, и в ней сочетается все, что умеет Пол Маккартни: создавать басом мелодию и очень точно сливаться с остальными инструментами, играть одновременно и тяжело, и легко. Все это есть тут, отлично упакованное и на равных с вокалом Леннона создавшее шедевр.

Читать также: