Найти тему
СЛЕДЫ ПО МИРУ

НЕтуристичекий Петербург 2: по местам Достоевского

Достоевский – один из моих любимых авторов. Большую часть жизни он прожил в Санкт-Петербурге, здесь же создавал свои великие произведения, хотя и не любил этот город. И вправду, во времена Федора Михайловича Питер был малосимпатичным местом – перенаселенным и грязным. Унылые многоэтажные доходные дома без привычного нам декора, с голыми оштукатуренными стенами, выкрашенными в унылые цвета. Эти людские муравейники были заселены от подвала до чердака теми самыми «униженными и оскорбленными», чью жизнь описывал гений, живя между ними.

Свой лоск Санкт-Петербург начал приобретать в последней четверти XIX века, когда в России наступил экономический подъем и деньги полились в столицу. Владельцы соревновались в красоте своих доходных домов, создавая неповторимый облик питерских улиц, по которым можно просо бесцельно гулять часам, наслаждаясь видами города на Неве. Достоевский застал начало этого золотого века, однако большую часть жизни прожил в совсем другом Петербурге.

И эта прогулка посвящена как раз таким местам.

Отправляемся на Сенную площадь. Во времена Достоевского здесь был крупнейший в Питере овощной рынок, на котором также продавались мясо и рыба. А первоначально тут торговали сеном – отсюда и название. Недалеко располагалась ночлежка. На рынке приезжие крестьяне пытались наниматься на работу – самую грязную и тяжелую. В общем, атмосфера та еще.

Сенная площадь
Сенная площадь

Сейчас это очень симпатичное городское пространство с широкими пешеходными зонами, деревьями и клумбами. Вдалеке виднеется здание с колонными – идем к нему!

Это Гауптвахта Сенного рынка, одно из немногих сохранившихся здесь сооружений времен Достоевского.

Садовая улица, 37
Садовая улица, 37

21-22 марта 1874 года Федор Михайлович провел в ней под стражей двое суток, отбывая, как бы сейчас сказали, «административку». Дело в том, что, будучи редактором журнала «Гражданин», он поместил на его страницах обращение Александра II, которое император адресовал прибывшим к нему киргизским депутатам. В словах ничего «такого» не было, но по тогдашним законам речь царя можно было публиковать только с разрешения министра императорского двора. Достоевский его получением не озаботился. В итоге – небольшой денежный штраф и двое суток ареста.

Друзья писателя добились, чтобы наказание он отбывал в наиболее удобное ему время. В оговоренный день Достоевский прибыл на Гауптвахту Сенного рынка со своими постельными принадлежностями и томиком «Отверженных» Гюго. К арестанту свободно пускали посетителей, жена за эти двое суток побывала у него целых пять раз!

На третий день Достоевского отпустили домой, он по дороге заехал в Гостиный двор и купил подарки детям, которым сказали, что отец отъезжал в Москву по делам.

Спускаемся к набережной канала Грибоедова, который в XIX веке назывался Екатерининским каналом, а Федор Михайлович и современники величали его не иначе как «канавой».

Канал Грибоедова
Канал Грибоедова

Во времена Достоевского канал был важной транспортной артерией города. Он был весь заполнен лодками и плотами. По берегам прачки стирали белье, хотя чистота воды оставляла желать лучшего. Сейчас тут изредка проходят прогулочные катера, да частный водный транспорт пришвартован у гранитных стенок канала.

Канал Грибоедова, частные катера
Канал Грибоедова, частные катера

Через канал переброшен стальной Кокушкин мост. Во времена Достоевского он был деревянным, построенным еще в 1780х годах. Новый соорудили сразу после войны – в 1946 году.

Кокушкин мост
Кокушкин мост

Именно с Кокушкиного моста Раскольников собирался на следующий день после убийства сбросить в воду украденное, но не решился, поскольку вокруг было много народу. Этот мост ведет в Столярный переулок, где жили и Достоевский, и его герой – студент-душегуб.

Сейчас переулок весьма облагорожен строительным бумом рубежа XIX-XX веков. В самом его начале у Кокушкиного моста, выходя одним из фасадов на набережную, стоит красивый дом в парижском стиле.

Но в 60-х годах XIX столетия все было совсем по-другому. В 16 домах, стоявших в переулке, размещалось 18 питейных заведений самого низкого пошиба. Здесь селилась весьма затрапезная публика, и не только «бедная, но чистая», к которой относился Достоевский.

Кстати, в 1829-1831 гг. в переулке, в доме, который сейчас имеет №18, жил Н.В.Гоголь. Тут он написал «Записки сумасшедшего» и начал работать над «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Кажется, подобное социальное если не «дно», то «придонная экосистема» привлекают русских литераторов. Или все дело в деньгах, вернее – их отсутствии?

На пересечении Столярного переулка и Казначейской улицы (в XIX веке – Малая Мещанская) стоит четырехэтажный неприметный дом бледно-розового цвета. Во времена Достоевского он имел три этажа и был весь заселен семьями купцов и ремесленников.

Казначейская, 7
Казначейская, 7

Писатель жил здесь с августа 1864 г. по февраль 1867 г. На этой квартире был написан роман «Преступление и наказание» – первая часть «великого пятикнижья» Достоевского. Об этом событии гласит памятная табличка на стене дома.

В этих стенах родился и страдал Раскольников
В этих стенах родился и страдал Раскольников

В этом же доме Федор Михайлович обрел семейное счастье. После неудачного первого брака, долгих лет «токсичных» отношений с Аполлинарией Сусловой, ставшей прототипом «роковых» женщин в его романах, Достоевский встретил ту, которая смогла окружить его любовью и заботой.

Работая над произведением, что потом станет «Преступлением и наказанием», писатель страдал от безденежья. Все усугублялось еще и тем, что незадолго до этого Федор Михайлович в пух и прах проигрался в рулетку. Безвыходность ситуации подтолкнула его заключить кабальный контракт с петербургским книгоиздателем Ф. Стелловским. Он брал на себя обязательство напечатать полное собрание сочинений Достоевского, но за это требовал за год – к 1 ноябрю 1866 г. – написать новый полноценный роман. В случае невыполнения условий контракта со стороны автора, все права на его произведения на девять лет переходили бы Стелловскому.

К октябрю 1866 года этот новый роман существовал только в виде набросков. Сроки поджимали, Достоевский был в отчаянии. Друзья-литераторы предложили ему составить план произведения, части раздать разным авторам, а потом «сшить» такого литературного «Франкенштейна». Писатель гордо отказался. Тогда ему предложили нанять стенографистку.

4 октября 1866 г. девятнадцатилетняя Анна Сниткина – лучшая выпускница стенографических курсов– явилась на квартиру в Столярном переулке. Работа закипела: днем Достоевский надиктовывал текст, девушка записывала за ним; вечером она разбирала свои записи, перенося их на чистовую, а Федор Михайлович ночью готовил новые наброски. Утром Анна приносила то, что у нее получилось, мастер вносил исправления, и все повторялось снова.

Через 25 дней роман – а это «Игрок», где Федор Михайлович с медицинской точностью описал свою зависимость – был написан и передан Стелловскому.

Это была победа, которая вскоре сменилась грустью необходимости расставания. 8 ноября 1866 г. Анна пришла к Достоевскому, чтобы предложить ему свои услуги в работе над «Преступлением и наказанием». Писатель был опечален. Он сказал, что у него есть замысел написать новый роман, где пожилой мужчина влюбляется в совсем юную барышню и не знает, как признаться ей в своих чувствах, чтобы не быть осмеянным. Девушка все поняла. Она сказала, что герой должен прямо объясниться со своей возлюбленной. Тогда Федор Михайлович задал Анне прямой вопрос, хочет ли она стать его женой. Она ответила согласием.

Анна Григорьевна Достоевская была писателю другом и верной опорой, родила ему четверых детей и главное – добилась того, что он завязал с рулеткой. Вот такая история любви развернулась в этом неказистом доме.

Главного героя «Преступления и наказания» Родиона Раскольникова автор поселил в доме на параллельной улице. Его сейчас так и называют «дом Раскольникова».

Гражданская, 19
Гражданская, 19

В торце дома установлен мемориал как память, что произведения Достоевского – это не только фантазия писателя, но и сотни трагических судеб, послуживших основой для сюжетных линий его творений.

Мемориал «бедным людям», «униженным и оскорбленным» в торце дома на пересечении Столярного переулка и Гражданской улицы
Мемориал «бедным людям», «униженным и оскорбленным» в торце дома на пересечении Столярного переулка и Гражданской улицы

А рядом на стене еще одно напоминание о другом трагическом моменте истории Санкт-Петербурга – катастрофическом наводнении 7 ноября (19 ноября по новому стилю) 1824 года. Именно его описывал А.С. Пушкин в своем «Медном всаднике».

«Вышина» – мне по горло, если не выше!
«Вышина» – мне по горло, если не выше!

А завершила свою прогулку я в Юсуповском саду. Тихое, приятное место, где можно отдохнуть от городской суеты. Кофе с кусочком пирога и в метро!

Юсуповский сад
Юсуповский сад