Найти тему
Анатолий Цыганков

В общественные советы при федеральных органах исполнительной власти конкурс по 30 человек на место.

В сознании граждан давно закрепилось представление от том, что они мало способны влиять на деятельность органов исполнительной власти. Как показывает жизнь, с этим сложно спорить, но всё же это не совсем так. Существуют законные инструменты, позволяющие гражданам осуществлять контроль за исполнительной власть, используя для этого общественные советы, формируемые при органах исполнительной власти, и создание которых обязательно. Другое дело - каким образом формируются такие общественные советы (кто в них попадает?) и насколько инициативны их члены. Эта тема рассматривалась сегодня на площадке форума «Сообщество», тема которой звучала так: «Общественные советы при органах региональной исполнительной власти: проблемы и перспективы».

Сразу скажу что меня больше всего поразило в сегодняшних выступлениях экспертов Общественной палаты России, когда они оценивали работу общественных советов, действующих при органах федеральной исполнительной власти. Чтобы попасть в них, требуется пройти серьёзный конкурсный отбор. Было сказано, что на одно место члена общественного совета порой претендуют по 10-20 кандидатов, а то и до тридцати число соискателей доходит. Не верить этому нельзя. Потому как члены Общественной палаты России сами и выступают в роли «конкурсной комиссии». Об этом рассказала Светлана Казачёнок, акцентируя внимание участников заседания на том, что не федеральные министерства и ведомства формируют составы общественных палат, а именно Общественная палата РФ. Сам по себе этот факт конкурсного отбора удивителен, а ещё больше поражает, конечно, количество желающих попасть в общественные контролёры. Такое на федеральном уровне наблюдается. У нас в Карелии, на региональном уровне, этого и близко нет. Никто не рвётся в общественные советы за бесплатной работой. Тема эта интересная, но о ней я сейчас писать не буду. Пока другом сосредоточусь.

Валерий Тольский (за трибуной) возглавляет общественный совет при Министерстве здравоохранения Карелии.
Валерий Тольский (за трибуной) возглавляет общественный совет при Министерстве здравоохранения Карелии.

Я уже сказал, что федеральное законодательство требует, чтобы при органах исполнительной власти создавались бы консультативные органы в лице общественных советов. Это требование обязательно и для региональных органов исполнительной власти. И потому накануне форума «Сообщество», зная что тема общественных советов при органах исполнительной власти будет рассматриваться, Общественная палата Карелии собрала информацию о существовании и деятельности таких советов (создание совета ещё не означает его работоспособности). Картина вышла любопытная, познакомлю вас с некоторыми обобщёнными данными, основанными, повторюсь, на той информации, которую Общественная палата Карелии получила по своему запросу от органов государственной исполнительной власти.

В Карелии в системе республиканской исполнительной власти действуют 21 управленческая структура (12 министерств, 3 комитета, 5 управлений и одно представительство). При них созданы 17 общественных советов. То есть почти при 81% министерств и ведомств существуют общественные советы, призванные от лица граждан контролировать работу этих органов власти.

-3

На территории Карелии действуют 39 территориальных подразделений федеральных органов управления (31) и госучреждений (8). При них созданы 9 общественных советов (23%).

Предварительный анализ деятельности общественных советов при госорганах исполнительной власти позволяет говорить, что даже те общественные советы, что формально созданы, на деле, скажу осторожно, малоэффективны и об их деятельности широкому кругу лиц практически ничего не известно. Никаких оценок не даю, так как в тему необходимо погрузиться глубже, чтобы прийти к объективным умозаключениям. Ограничиваюсь только статистикой. Но проблема явно существует, обнаружилась которая зримо при подготовке к Петрозаводскому форуму «Сообщество». И теперь тема эта непременно станет предметом обсуждения членов Общественной палаты Карелии.

Анатолий Цыганков