Найти тему
artoholic.кино

Каким получился фильм «Афина»?

Кадр из фильма «Афина»
Кадр из фильма «Афина»

«Афина» — впечатляющий отголосок драматургии, снятый так визуально захватывающе, что ваше внимание будет приковано к картине с первых минут.

Ромен Гарвас — человек, с чьим искусством вы, скорее всего, сталкивались. Режиссер клипов для Kanye West, M.I.A и др. больше всего поразил своей работой «Gosh» для Jamie xx — геометрия кадра, визуальные концепции и чувство мрачного будущего сделали этот клип одним из культовых в музыкальной индустрии. Было неудивительно узнать, что Ромен занимается кинорежиссурой. Его картина «Мир принадлежит тебе», мне кажется, недооценена — хороший юмор и реалистичный взгляд на мир, а также человеколюбие делают этот фильм очень и очень достойным примером современного французского кино.

Можно сказать, что Гаврас также изучает и поднимает проблемы нижних социальных слоев общества. Что оно ему небезразлично, чувствуется в каждой работе режиссера.

Примечательно, что Ромен Гаврас является членом и основателем Kourtrajme — это коллектив художников, которые так или иначе связаны с уличной культурой. Один из его участников, Ладж Ли, получил приз на Каннском кинофестивале и был номинирован на «Оскар» за свою работу «Отверженные», повествующую о проблемах социального кризиса. Интересно, что и слово Kourtrajme — варлан, сленг-диалект французского языка, который популярен среди молодежи и изначально использовался иммигрантами. Если перевести с варлана, то это будет court metrage (короткий метр).

Почему я заострил на этом внимание? Чтобы говорить о фильме «Афина», необходимо понимать истоки Гавраса. Теперь мы осознаем связь режиссера с улицой — даже для своего объедения он использует специальный слэнг — и понимаем истоки его творчества — клипмейкинг.

Кадр из фильма «Афина»
Кадр из фильма «Афина»

Все эти производные мы можем заметить с самого начала фильма. Сюжет дает данные с первых секунд: в сеть попадет видео, где видно, как французские полицейские жестоко убивают 13-летнего подростка арабского происхождения. Зрителя погружают моментально: он видит, как старший брат убитого мальчика по имени Абдель в полицейском участке делает объявление, что полиция разберется и накажет виновных. Камера, наведенная на его лицо, начинает медленно поворачиваться к толпе, к которой обращаются. А в толпе второй брат убитого арабского мальчика, его зовут Карим. Он не приемлет этого обращения, он не верит, что полиция будет в этом разбираться, не верит, что государству не все равно на арабских эмигрантов. В пригороде под названием «Афина» начинается гражданская война — с первых минут фильма.

То, как это сделано — это визуальное великолепие. Во всем чувствуется рука клипмейкера. Очень яркие кадры, которые пестрят эмоциями. Гаврас — потрясающий художник, и это его визуальное полотно.

Кадр из фильма «Афина»
Кадр из фильма «Афина»

Социальный аспект в фильме сильный. Художник рассуждает о накопившейся проблеме социального напряжения, которую никто не торопится решать. Я не силен в в политике, но могу заметить, что таких фильмов во Франции становится все больше. Это серьезный вопрос, который Гаврас исследует, с художественной точки зрения, очень интересно. В работе также демонстрируется разный взгляд на переживание гибели брата и на то, как человек воспринимает систему в такой ситуации.

У погибшего подростка три брата. Старший, Моктар, занимается наркодилерством и, когда начинается революция, он пытается перебросить товар в другое место. Камера не показывает сильных проявлений скорби. Моктар выбрал путь вопреки системе, он начинает заниматься попросту криминалом и собственным выживанием. Средний брат является в этой картине до определенного момента медиатором войны. Парень по имени Абдель остался верен себе и своим корням, но и, как мы видим, подружился с системой, интегрировался. И младший брат — юный максималист, революционер, как и положено его возрасту. Карим яростно выступает против, он не верит в правосудие и решает совершить его сам, что, конечно, заканчивается трагично. Мне кажется, это очень яркие образы, которые показывают нам пути интеграции или дезинтеграции в новое общество.

Не знаю, хотел ли режиссер говорить об этом в своем фильме, но я интерпретировал это так: у людей всегда есть выбор, как проделать этот путь ассимилирования, и государство тоже является ответственным лицом в этом вопросе.

Конечно, это не основная мысль «Афины». В греческой мифологии это имя олицетворяет богиню войны. Война тут, хоть и маленькая, хоть и гражданская, но показана ярко и жутко. Мы видим, и жесткость, и обесчеловечивание. Насилие порождает насилие, кровь порождает кровь. Эта эпистема человеку знакома давно, но она никак не может быть принята и осмысленна. Нам показывают, как человек слаб перед лицом войны и крови, как легко он втягивается в этот омут и как быстро в нем тонет.

Хочется выделить две центральные роли. Очень запомнился Далли Бенссалах в роли среднего брата Абделя. Впервые приметил его, когда посмотрел клип французской группы The Blaze «Territory». Там он играл потерянного человека, вернувшегося из пекла и пытающегося собрать себя заново. Его роль в «Афине» сильно перекликается с этим клипом. Выдающийся перформанс. Запомнился и Сами Слиман, который сыграл роль младшего брата Карима, сгоревшего в огне ярости и горя.

«Афина» — сильное художественное полотно с авторским почерком, достойными центральными ролями и великолепным визуалом, получившее два приза на Венецианском кинофестивале. Настоятельно рекомендую к просмотру.

Доступно на Netflix.

Автор: Даниил Джиенбаев