В серии интервью ПроТеатр - Катерина Милославская о самом "не серпуховском" театре.
Невыдуманный диалог:
- Что за театр?
- Тот самый театр.
- Да я понимаю, что тот самый. Как называется то?
....
Тот самый театр. Творческая лаборатория. Самый "не серпуховский" из серпуховских.
Почему?
Во-первых, здесь платят не актерам. Наоборот актеры платят за возможность играть. 2800 – членский взнос.
Во-вторых, репертуар. Отличный от других.
В-третьих, создан не при ДК или каком-то здании, а прежде всего в голове у главного режиссера, постановщика, худрука и актрисы в одном лице.
Остальные вроде не те самые? Наглое название у твоего театра, нет?
Наверное, да. Когда только возникло, был у меня такой период юношеского максимализма: сейчас я научу тут всех работать! Сейчас смешно даже. Понимаешь, театр он разный! Есть спектакли, куда приходят отдохнуть, увидеть что-то понятное, знакомых актеров, платье выгулять, наконец (смеется).
Есть спектакли, где люди, актеры, хотят показать себя – они выступать приходят.
А есть спектакли, которых не могло не быть. Ну, вот это те, что ставит режиссер так, как он хочет, то, что хочет, некоммерческое, не понятно как родившееся. Но просто потому, что так этот режиссер чувствует. И это огромное счастье найти своего зрителя. Зрителя с открытым сердцем и богатой обратной связью. Это то, что происходит после спектакля...Какой то "аватар" клиента я не сочиняю. Просто жду своих.
Сейчас в активном репертуаре творческой лаборатории "Тот самый театр" 4 спектакля:
Самый красивый и понятный – "8 любящих женщин"
Самый авангардный – "Шесть персонажей в поисках автора"
Самый смелый – "Божественная комедия" (Данте)
Самый первый – "20 минут с ангелом"
Это взрослые. Есть еще детские: и спектакли, и группы.
В работе снова то, что никто никогда нигде не ставил. Пока это интрига.
Труппа: костяк – 20 человек и 14 новеньких.
Ты хочешь сказать, что любой может стать актером? Как вообще попадают в Тот самый театр? Взнос 2800, и оп?
По каким критериям я беру? Самодисциплина. Если человек понимает, что твой труд важен в командной работе. Дальше, эмоциональная заразительность и гибкость. А всё остальное посредством обычных инструментов можно внедрить в жизнь человека. И сделать его творцом на сцене.
Катерина Милославская знает, о чем говорит. В ее спектаклях играют риэлторы и топ-менеджеры, многодетные мамы и бизнесмены, чиновники и... профессия не важна. На сцене они актёры и еще "Зинаиды" и "Альберты". Да, у Милославской есть свой словарь.
Когда я пребываю в высшей степени экзальтации, я забываю как зовутчеловека и зову Зинка, там, или Альберт (смеется).
А если человек меня раздражает, то, если это женщина, она - Альбертина, а мужчина – Зинаид.
Что? Нет! Не обижаются, конечно. Я никогда не делаю это обидно.
Свой словарь, своя атмосфера, свои люди. Но это не закрытая территория. Попасть может любой. Остаться - нет. Катерина Милославская – автор многочисленных курсов по ораторскому искусству, раскрепощению, снятию зажимов через голос. Заговори, чтобы тебя увидели. Говорить, как дышать. Трансформации с людьми после курсов Милославской происходят необычайные. "Сарафанное радио" работает – от учеников отбоя нет. Группа за группой.
Кать, ну это же ты на автомате уже? По накатанной программе?
А вот нет! Пока получается пропустить каждого через себя. Каждого понять, запомнить. Знаешь, голос много говорит о человеке. Манера говорить, тональность. Кто недолюблен, кто страдает синдромом "самозванца", у кого какие детские травмы, страхи, переживания, комплексы. Знаешь, манера говорить у людей, рожденных обычным путем и кесаревым, разная!
Ты страшный человек, Милославская. "Слышишь" насквозь...
Умная. Образованная. Но не страшная. Много пришлось изучить, перечитать, чтобы получить все эти знания. Теперь надо передавать. В этом же смысл. Кстати, должна была ехать во Францию, по приглашению, вести курсы. Но не случилось, в мире все сломалось...
Ты же всегда такой была? Уверенной в себе, смелой. Ведь это огромная ответственность говорить: "Я знаю, как"
Никогда! Никогда! Более того, я попёрлась в актёрскую профессию, будучи максимально закомплексованной девочкой. Которая вот так вот выступала (делает страшное лицо), у меня закатывались глаза, менялся голос... Я была в диком, махровом зажиме. И мне театр помог всё это принять и пропустив, через себя, отпустить.
Зато красивая...
Дааааа....Щука, Щепка, ГИТИС...Везде провалилась. Везде! Это же трагедия была. Ни работы, ни денег, ни перспектив. Сижу в красивом платье и ничего кроме...В восемнадцать это трагедия (смеется)
Потом в жизни Милославской случались испытания покруче. В театральный всё-таки поступила. Но случилась любовь и рождение прекрасной дочки. И однажды Катерина появилась на пороге маминой квартиры – беременная, недоучившая, разбитая абсолютно.
Ни денег, ни работы, не перспектив. И уже не восемнадцать.
Жить на 6000 рублей пособия, с мамой. Это точно не про Милославскую. Да, рефлексировала...Да плакала. Но зато как потом всё завертелось!
Главное, нашлись люди. Поверили. Павел Михайлюк, прежде всего. Помог организовать курс для подростков. Потом были взрослые, дети, персоналки. Обратная связь работала. К Милославской шли. Можно было продолжать зарабатывать деньги и всё.
Но тут Тот Самый Театр случился. Первый спектакль "20 минут с ангелом". В ролях медийные лица. В Серпухове люди известные. Возможно, шли посмотреть на них прежде всего. Из любопытства: чего они там "навыступают"...Но уже после первой премьеры стало ясно: режиссер родился, родился театр. Зрители смеялись, плакали, просили ещё.
Сейчас в Том Самом Театре одно слабое место – продакшн.
О спектаклях узнаешь постфактум – из соцсетей знакомых. Нет денег на продвижение. У них и декорации за свои, и аренда. И, если "домашняя сцена" в "Нетканщике" – это всегда аншлаг и "некуда даже встать, " то 65 зрителей в большом зале ДК "Исток" – это не очень...
Знаешь, я вообще поняла, что играть можно где угодно! На крыше, в подъезде, в магазине. Вот сейчас мы с тобой где? В бизнес-центре "Нетканщик"! Выйди в коридор – образец советского учреждения. И какая мне разница? Театр – это же не про место.
А про что?
Я очень люблю театр "Арлекиниада" и Владимира Демчога. Так вот, он поразительно сказал: театр для того, чтобы научить людей играть.
Коворить, и пить кофе, и делать театр. Может, в этом тот самый феномен Того Самого Театра.
Ближайший спектакль – 29 октября. Возрожденный спектакль "20 минут с ангелом". На домашней сцене. В "Нетканщике".
Если посчастливится успеть купить билет, приходите. Будем вам напоминать про те самые спектакли.
А что дальше?
Обойдемся без спойлеров. Повесим интригу.
Тот самый театр. Творческая лаборатория из Серпухова. Всё-таки, серпуховский театр, в котором играют наши люди для нашего зрителя.
И, да. Зрителя хватит на всех. В Серпухове любят театр.
А за что и какой, разве это важно?