Найти тему
1001.ru

Андалусия — тайная и явная (Часть 2)

Оглавление

От троглодитов до ковбоев

Читать Часть 1. Парадоксы Альмерии

Более необычного жилья, чем виденное в этих краях, лицезреть не доводилось.

Выясняется, что прямоугольные отверстия в скале, к которой мы подъехали, суть входы в отдельные, с позволения сказать, квартиры. Поселение столь необычное, что оно даже вошло в название этого альмерийского городка — Куэвас-дель-Альмансора. «Куэвас» — в переводе «пещеры».

Скалы сложены из песчаника, и пустоты образованы неутомимой эрозией: ветрами и дождями. А дорабатывали жилплощадь до приемлемого для проживания в/на ней состояния уже люди — те, кого именуют троглодитами. Поскольку они были первопоселенцами в очень, очень далёкие времена.

Об истории этого «микрорайона» рассказывает привезшая нас сюда местная чичероне по имени Йоланда Гарсия Колладо. Кто-то из коллег-журналистов, знающий испанский, подтрунивает: мол, неслучайно она тут трудится, ведь последняя часть её фамилии означает «горка, холм».

Похоже, она уже привыкла к такой шутке и, вежливо улыбнувшись, рассказывает о том, во что трудно поверить, но что находится перед глазами.


«Пещерный квартал» Куэвас-дель-Альмансора
«Пещерный квартал» Куэвас-дель-Альмансора

Кто оказался самым предприимчивым из троглодитов, конечно, неизвестно. Но природные ёмкости с его лёгкой руки вскоре привлекли множество его соплеменников.

Пещеры оказались вполне пригодными для обитания. В них было сухо, зимой не холодно, но, главное, они спасали от ужасного летнего зноя. Обычно температура в них составляла 18-19 по Цельсию вне зависимости от времени года и погоды.

Для более или менее комфортного проживания главе семьи, да и остальным трудоспособным её членам, пришлось прилагать немало усилий. У кого-то сил хватало на «однушку», у других — на «двушку», «трёшку» или даже двухэтажные «апартаменты». Это зависело и от численности ячейки троглодитского общества, и от амбициозности её главы.

Дополнительные помещения предназначались для хранения продуктов или даже для содержания домашней птицы.

Большинство пещер сооружались ближе к «фасаду» скалы, хотя кто-то и углублялся в её недра, обрекая себя на отсутствие естественного освещения. При этом помимо мест для обитания создавались световые и вентиляционные проходы — согласно первобытным СНИПам.

Увидев одну из обитаемых скал, случившийся здесь в 20-е годы минувшего века редкий путешественник был попросту ошеломлён пятью «этажами» обитаемых пещер. Он назвал это в своих записках «удивительным человечьим гнездом в огромной горе».


Обитатели «скального гнезда». 1920 год
Обитатели «скального гнезда». 1920 год

Спустя несколько десятилетий другой путешественник был поражён, что многие «соты этого людского улья» были уже оснащены окнами и дверьми.

На сегодняшний день лишь нижние этажи пригодны для обитания. Верхние же, физически находящиеся на 15-метровой высоте, уже недосягаемы из-за крошащихся настенных «ступенек».

Кто же занимает сейчас эти соты-квартиры?

Две категории людей, объясняет Йоланда. Во-первых, те, кому действительно не удаётся найти нормальную крышу над головой, бедняки.

Вторая категория, — и таких становится всё больше, — это последователи идей Жана-Жака Руссо о близости к природе, поборники здорового образа жизни, «натуристы». Для многих это становится чем-то вроде загородного коттеджа. Они белят стены извёсткой, проводят свет, создают какие-никакие удобства.


Музей «пещерного быта»
Музей «пещерного быта»

Между тем за разговором мы подошли к приземистому, распластанному по изножью скалы белому сооружению. Это музей, состоящий из четырёх помещений-пещер. Задумав его создать, власти Куэвас-дель-Альмансора обратились с просьбой к местным — приносить любые предметы утвари, способные воссоздать традиционную обстановку, в которой жили «пещерные люди».


Спальня в пещере
Спальня в пещере

И вот теперь мы разглядываем довольно просторную спальню. Крепкая, с любовью сработанная широкая кровать, тумбочка, кресло-качалка, ночная ваза и даже неожиданная клизма.

Рядом — кухня с утварью для готовки. Есть и подсобные помещения, в одном из которых сложены крестьянские орудия труда на земле.

Есть в Андалусии и ещё несколько скальных городков. Они похожи на этот. А особняком стоят «жилые кварталы» на окраине города Гуадикса. Ему даже присвоен неофициальный титул «Европейская пещерная столица».


Пещеры и подземелья Гуадикса
Пещеры и подземелья Гуадикса

Холмистая местность позволила соорудить жильё в самых разных местах. Где-то это пещеры, где-то подобие землянок. Обычно они снабжены вентиляционными столбиками, по которым и можно определить местонахождение подземного жилища. Отчего-то этот район облюбован цыганами.

«Дети подземелья» обосновались здесь настолько прочно, что обзавелись магазинами, тавернами и остальной инфраструктурой.

Прежде число «апартаментов» достигало четырёх тысяч. Да и теперь немало — свыше тысячи.


Людям здесь комфортно
Людям здесь комфортно

Между тем нам пора продолжить поездку по Альмерии, южному краю Андалусии.

…Пейзаж вокруг делается всё более безжизненным, растительность — всё более скудной. Скалы на горизонте погружаются в некое марево, воздух раскаляется ещё больше.

Мы на обочине единственной в Европе пустыни, именуемой Табернас.

«Никогда здесь не были? — с невинным видом задаёт вопрос наша чичероне. — И вам этот край незнаком? А вот и нет. Наверняка видели этот пейзаж в одном из многочисленных фильмов, снятых здесь».


Здесь была снята не одна сотня фильмов
Здесь была снята не одна сотня фильмов

Действительно, что-то неуловимо знакомое в этих островках колючих кустиков посреди безжизненных песков, обрамлённых на горизонте скалистыми грядами.

Тем временем Йоланда своим рассказом помогает нам прояснить возникшее явно не у меня одного дежа вю.

…Пионером стал английский режиссёр Дэвид Лин, использовавший здешний антураж для съёмок эпизодов фильма «Лоуренс Аравийский», действие которого по сценарию происходило в Синайской пустыне.

Молодые актёры Питер О’Тул и Омар Шариф не зря мучились, делая дубли на почти 50-градусном солнце. Наутро после выхода ленты на экраны они, что называется, «проснулись знаменитыми». Фильм был удостоен семи «Оскаров», а пустыня Табернас обрела не меньшую известность, приковав взгляды и других режиссёров.


Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский»
Кадр из фильма «Лоуренс Аравийский»

Выдающийся режиссёр Серджо Леоне увидел в ней засушливые земли Дикого Запада и северной Мексики. К тому моменту у него созрел гранд-проект — серия лент в новом жанре так называемого спагетти-вестерна.

В отличие от традиционного американского вестерна, претендующего на некую реалистичность событий, «спагетти» предлагал метафору, ковбойскую побасёнку. Оттого ленты обретали известную фантастичность — взять хотя бы неправдоподобную меткость экранных стрелков. И непременный, довлеющий аспект — «картинка», выразительный антураж.

Будь у нас побольше времени, деланно вздыхая, произносит Йоланда, могли бы заехать посмотреть на то, что вы видели в вестернах — пару улиц с деревянной гостиницей, салуном, церковью, баром, конюшнями, амбаром, банком — всем тем, что когда-то в виде декораций для своих ковбойских картин соорудил Леоне.

Всё это сохранено — как киномузей и одновременно как этнографическое свидетельство ковбойского быта далёкого прошлого.

Серджо Леоне, напомним, использовал свои декорации по полной — снял тут аж три «спагетти-вестерна»: «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой». Подняв ещё выше акции Табернас как отличного места для киносъёмок и одновременно выведя на суперзвёздную орбиту неприметного до того Клинта Иствуда.


«За пригоршню долларов» (кадр из фильма)
«За пригоршню долларов» (кадр из фильма)

Ко всем ковбойским штучкам, которые ему пришлось освоить, актёр с помощью местных каскадёров научился делать самокрутки и затягиваться — прежде-то Иствуд не курил.  Но на что не пойдёшь ради искусства…

Сегодня в его «прикиде», включая шляпу и пояс с шестизарядником, можно сфотографироваться в тамошнем ателье, подождать, пока в очередной раз на дню произойдёт «ограбление банка», а пока что полюбоваться заводным канканом на дощатом полу салуна. Всё не бесплатно, разумеется, как и сам вход в «парк вестернов».

Этот край сделался местом для производства не одной сотни кинолент. Причём второй «съёмочной площадкой» стала уже знакомая нам крепость Алькасаба.

Стивен Спилберг, например, в начале 80-х создавал «Конана-варвара», одновременно создав из культуриста — крупную кинозвезду. Речь о несокрушимом Арни, разумеется.

Режиссёр вернулся спустя несколько лет для съёмок ленты «Индиана Джонс и последний крестовый поход» — о невероятных похождениях прославленного археолога и искателя приключений, с Шоном Коннери и Харрисоном Фордом.

Шону Коннери довелось ещё поработать в этом антураже — в качестве бесстрашного и неотразимого агента 007 в одной из серий бондианы: «Никогда не говори «никогда».


Микеланджело Антониони за работой
Микеланджело Антониони за работой

Один из крупнейших режиссёров современности Микеланджело Антониони часть эпизодов фильма «Профессия — репортер» также снимал в Альмерии.

Ушедшее в прошлое американское захолустье предстало в начале десятых годов в седьмом сезоне сериала «Доктор Кто», создаваемого «Би-би-си» и внесённого в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный и успешный научно-фантастический сериал.

Создатели популярнейшего сериала «Игра престолов» также не преминули использовать местные пейзажи. Здешний «визуальный ряд» можно обнаружить и в хоррор-телесериале «Страшные сказки».

Пустынными пейзажами снабдила Табернас многие сцены в фильме Ридли Скотта «Исход: Цари и боги» — о пророке Моисее и освобождении еврейского народа из египетского плена.

Помимо пустыни Табернас и Алькасабы в Альмерии есть третья «съёмочная площадка» для киногрупп. Это национальный заповедник Кабо де Гата Нихар.

Огромный, почти в пятьсот квадратных километров природный парк давно объявлен ЮНЕСКО Всемирным биологическим резервом. Он вместил в себя самые разные природные зоны: песчаные участки и солончаки, болото и озерца, степь и застывшая лава, взморье и нагорья.

Замечу, что ещё в преддверии поездки в Альмерию, в Москве, все члены нашей небольшой журналистской группы получили от испанских организаторов твёрдое предписание обзавестись противокомариными средствами, причём об этом напоминалось ещё минимум дважды. Все мы, конечно, прибыли во всеоружии.

Видимо, кого-то когда-то там укусил комар. Ни одного кровососа так видеть и не довелось. Вот побывать бы озабоченным нашей безопасностью испанцам на подмосковном дачном участке, вечерком, да после дождика — они бы поняли, что такое настоящее комарьё…

А заповедник встретил нас умиротворённостью и покоем.


 В заповеднике Кабо де Гата Нихар
 В заповеднике Кабо де Гата Нихар

Бесчисленные фламинго, важно вышагивающие на своих балетных ногах, не обращают на вас внимания. В то время как вы глаз от них не можете оторвать.

Крик неведомой птицы разносится на километры в оглушительной тишине…

Владимир Житомирский

Материалы автора