Найти в Дзене

В поисках затопленного флота Колчака

   Поиски судов флотилии Колчака, затопленных во время Гражданской войны, ведутся на Каме.
Поиски судов флотилии Колчака, затопленных во время Гражданской войны, ведутся на Каме.

Поиски судов флотилии Колчака, затопленных во время Гражданской войны, ведутся на Каме.

На реке Каме ведутся поиски судов флотилии Колчака, затопленных во время Гражданской войны. Изыскания выполняются Центром подводных исследований Русского географического общества совместно с Камской экспедицией. На дне Камы уже найдены три судна.

Флотилия была создана Колчаком в 1919 году после того, как была взята Пермь, поясняет Григорий Головчанский, возглавляющий Камскую археологическую экспедицию. За ее основу взяли корабли, которые были захвачены у красных. Вообще, рассказал он, в Гражданскую войну водные пути были одним из самых доступных способов доставки воинских подразделений к местам новой дислокации, что делало их достаточно востребованными в ходе активных боевых действий на Каме и Волге. Причем в большинстве случаев вооружение речных судов по своим характеристикам значительно превышало мощь вооружения действовавших на берегах рек воинских частей и подразделений.

Когда в феврале 1919-го Колчак прибыл в Пермь, ему показали вмерзшие в лед суда красных. Увидев суда, адмирал принял решение о создании собственного флота Камской флотилии. К этой задаче он привлек контр-адмирала Михаила Смирнова, присвоив ему статус морского министра. Созданная Колчаком флотилия была хорошо вооружена и действовала на реках в период весна - лето 1919, затем белые ушли, а суда остались в Перми и через некоторое время они внезапно сгорели. Был ли это целенаправленный поджег флотилии, говорит историк, либо чье-то желание скрыть массовые грабежи в прибрежной зоне, когда суда сгорели случайно, неизвестно. Суда были пришвартованы у причалов порта Левшино, где находились склады Нобеля с хранившимися на них запасами керосина, где и начался пожар. По предварительным подсчетам в огне сгорело около 90 судов, которые затем были затоплены. Однако через некоторое время большинство судов подняли, восстановили и еще не один десяток лет эксплуатировали на Каме.

Сейчас водолазы экспедиции занимаются изучением акватории Камы в районе гибели флотилии, исследуя лежащие на дне суда и уточняя их состояние. Поскольку пароходы погружены в ил, ученые выражают надежду, что деревянные детали судов, в т.ч. корпуса должны сохраниться.

Здесь Вы можете ознакомиться с оригиналом статьи.

Есть что сказать? Опубликуйте свой вопрос на нашем сайте и его увидит вся наша аудитория!

Вопросы-Президенту.РФ - уникальная дискуссионная платформа для обсуждения самых важных тем российского общества. Любой может высказать собственную точку зрения и получить отклик на своё мнение. Присоединяйтесь!